теология катафатическая

ТЕОЛОГИЯ КАТАФАТИЧЕСКАЯ (от греч. катскра-TIKOC, — утвердительный) — система раскрытия и обоснования вероучения и описания объекта христианской религии — Бога (Троицы) — посредством позитивных утверждений на основе заключений по аналогии. Признание трансцендентности Бога, ограничивающей человеческое знание о Нем лишь Его теофаниями — откровениями, тварностью космоса, вмешательством в судьбы мира и прочем, — привело к появлению в католической схоластике принципа аналогии сущего (analogia entis), подразумевающего получение достоверного знания о божественном бытии из знания о бытии тварном. В православии Т. к. дополняется апофатическим богословием и, в строгом смысле, ему не противопоставляется. Именно принципы катафатики позволили выстроить христианскую догматику как систему позитивных знаний о Боге и сформулировать Символ веры. Фундаментальный вклад в развитие Т. к. внес Псевдо-Дионисий Ареопагит. В его трактате «О божественных именах» проводится глубокий анализ имен, приличествующих для обозначения различных качеств Божества, для Его называния. Часть из них являются именованиями божественных атрибутов: Любовь, Сущий, Вседержитель, Совершенный, Единый. Т. к. Ареопагитик развивает Максим Исповедник (7 в.). У него предметом Т. к. является Божественный Логос, который созерцается умом в двояком отношении: 1) в сокровенном образе бытия Своего и 2) по Своему отношению к миру. Первое открывает тайну Троичности, второе — тайну творения, промысла и суда. Максим Исповедник особую роль в Т. к. отводит христологии, как наиболее достоверному, явленному и доступному человеку знанию о Боге. И даже тринитарную догматику видит укорененной в христологической. Такой христоцентричный подход не был новшеством для византийской Т. к. 7 в., поскольку уже в тексте Никео-Константинопольского символа веры (4 в.) основное внимание сосредоточено на личности Иисуса Христа. С тех пор христологическая проблематика занимает важное место в Т. к. В разное время и в разных христианских конфессиях Т. к. то отходила на второй план, то начинала играть весьма значительную роль; но ни одна богословская система не может существовать без позитивных утверждений о Боге.

И.П. Давыдов

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me