вера

ВЕРА — свойство (особенность) человеческой ментальности, проявляющееся в готовности принять (признать) что-либо в качестве истинного, минуя суждения и доказательства. Со времен Д. Юма принято различать две культурно-исторические ипостаси В.: 1) faith (amen, fides и пр.), символизирующую высшую степень убежденности, не нуждающейся в проверке, принятую христианством и унаследованную всей последующей христиански ориентированной философской мыслью, и 2) belief — изначально закрепившуюся на уровне обыденного, а затем и научного сознания и означающую лишь «предположение правильности». Наиболее проблемным и востребованным к обсуждению среди выявленных философской мыслью аспектов В. (социального, психологического, ценностного и др.) всегда был аспект гносеологический, оказавшийся в поле внимания уже Платона. И хотя его мнение о перспективах В. в этом плане оказалось отрицательным, актуальность проблемы была вполне очевидной. Ф а к т корреляции понятий « В.» и «знание» и, соответственно, стоящих за ними феноменов человеческой ментальности был окончательно установлен и использован в схоластике. Заметный след в осмыслении данной темы в средневековой философии оставила мысль Николая Кузанского о правомерности экспликации В. как «свернутого знания», положенная затем в основу формирования так называемой «апофатической» гносеологии.

Определенные коррективы в разработку проблемы В. внесли философская и научная мысль Нового времени. Ясное различение (и по природе, и по функциям) В. и знания ни в коей мере, однако, не подразумевало возможности их противопоставления. Более того, укрепление «согласия» между ними Лейбниц считал важнейшей целью философии. Ф. Бэкон готов был признать роль В. в предвосхищении научных идей, имеющих нередко большую научную ценность, нежели рассудочные истолкования явлений природы. Разделяя в целом мнение Бэкона, Гоббс соглашался впустить В. в сферу философского мышления в качестве особого «состояния ума», предшествующего знанию и в ряде случаем способствующего его формированию. По достижении уровня (качества) знания, В., исполнив свою вспомогательную роль, полностью элиминирует себя. Эта мысль, поддержанная, в частности, Локком, впоследствии закрепилась не только в науке, но и в умах некоторых христианских мыслителей.

Первую в истории философской мысли попытку создания «чисто философского» учения о В. Кант предпринял также в контексте осмысления ее взаимоотношений со знанием. Ясно различая эти виды разума, указывая на неспособность традиционного знания, функционирующего в форме понятий, к проникновению в «тайны мира иного» (трансцендентные реалии) и тем самым оправдывая необходимость расширения спектра возможностей В. за счет знания, он, в сущности, неявно наделял В. своего рода эпистемными функциями. Ограниченность знания виделась

Канту, с одной стороны, в его неспособности опереться на сверхчувственные факторы, с другой — в склонности к спекулятивности и теоретизированию. В., таким образом, отделяла себя не столько от самого знания, сколько от его «языка», как выразился Кант.

Поддержание определенного контакта со знанием было необходимо, в числе прочего, для демонстрации своего практического превосходства над ним и возможности его духовного облагораживания. В своем высшем — моральном — статусе В. возлагает на себя определенного рода методологические функции, становится ориентиром в познавательной и практической деятельности человека, помогающим ему максимально широко раскрыть личные качества и одновременно осознать свою ответственность перед другими людьми и перед Богом.

Согласившись с кантовской мыслью о недопустимости отождествления философски понимаемой В. с В. «церковной», Гегель вместе с тем решительно смещает акцент с этического на эпистемный статус В., восстанавливая тем самым соответствующую интенцию средневековой христианско-философской мысли. В. в его понимании — не просто «своеобразная» форма знания; она есть знание «достоверное» (в достоверности — «самый ее нерв»), есть знание «духа посредством духа». Подлинная В., которую Гегель решительно противопоставляет В. в «якобы философском смысле», представляющей собой элементарную форму практического здравомыслия, есть В. разумная, а еще точнее — В. в разум. Только она, а не «суетный рассудок просвещенчества», делает человека Человеком, а философию — средством приобщения к тайнам рефлектирующего Духа.

В постклассической философской мысли нашли пристанище все исторически сформировавшиеся концепции В. — от крайне скептических, активно поддерживаемых такими мыслителями, как К. Поппер, до апологетических, характерных, прежде всего, для религиозной философии. Довести до конца предпринятые Кантом усилия по созданию «чисто философского» учения о вере попытался К. Ясперс в своей концепции «философской веры». Последнюю он, однако, освобождает от нравственной нагрузки и эксплицирует как «смирение в незнании перед лицом Бога».

Современные научная и научно-философская мысль проявляют определенный интерес к В., прежде всего в связи с ее нераскрытым до конца эвристическим потенциалом. При этом одни рассматривают В. как естественный и необходимый элемент собственно познавательного процесса, другие — и таких, пожалуй, большинство — считают ее своего рода возбудителем некоего эпистемного беспокойства и средством удержания мысли на пульсе той или иной проблемы. В культурный лексикон вошло и прочно в нем закрепилось понятие «научная вера», которая (в противовес faith, символизирующей непоколебимую убежденность в своей значимости и «полный покой ума») обеспечивает своему носителю право на сомнение, за что традиционно, хотя и не всегда успешно, боролась истинно философская и научная мысль.

АЛ. Новиков

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. вера — орф. вера, -ы Орфографический словарь Лопатина
  2. ВЕРА — ВЕРА – в некоторых религиозных системах центральная мировоззренческая позиция и одновременно психологическая установка, включающая, во-первых, принятие определенных утверждений (догматов), напр. Новая философская энциклопедия
  3. вера — -ы, ж. 1. Твердая убежденность, уверенность в чем-л., в исполнении чего-л. Вера в успех дела. □ Когда в былые дни печали У нас клонилась голова, Какою верою звучали Твои бодрящие слова! Д. Бедный, Работнице. Малый академический словарь
  4. ВЕРА — ВЕРА — англ. belief; нем. Glaube. Убеждение в реальном существовании предметов религии или фантазии, в необходимости определенного хода событий, а также в истинности того, что не доказано с несомненностью (В. религиозная, научная, полит, и др. Социологический словарь
  5. Вера — (Эмуна) безусловное принятие чего-либо как истины, даже если нет этому рационального подтверждения. Уверенность в событии, которое должно совершиться в будущем, ибо так было обещано. Энциклопедия иудаизма
  6. вера — Принять на веру — признать что-н. истинным, не требуя доказательств. ► Не требуй доказательств, прими на веру. Дать на веру кому что (устар.) — одолжить кому-н. без законных гарантий возврата, на честное слово. ► Дать денег в долг на веру. Фразеологический словарь Волковой
  7. вера — • абсолютная ~ • безграничная ~ • беззаветная ~ • безмерная ~ • безрассудная ~ • беспредельная ~ • большая ~ • великая ~ • глубокая ~ • истовая ~ • крепкая ~ • настоящая ~ • неиссякаемая ~ • неистощимая ~ • непоколебимая ~ • несокрушимая ~ • огромная ~ •... Словарь русской идиоматики
  8. Вера — I. ВЕРА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ 1) ВЕРА КАК ОТВЕТ НА БОЖИЙ ПРИЗЫВ. В ВЗ понятие В. неразрывно связано с заветом, заключ. между Богом и людьми. В., ее ожиданию и обретению, всегда предшествует Божье деяние. В. — это ответ на прямой призыв Бога, обращ. к человеч. Библейская энциклопедия Брокгауза
  9. вера — ВЕРА Véra. Название духов. Он взял и понюхал ее муфту. — Чудный запах ... Какие же это фиалки .. San Remo, Véra или Pinaud? Зашумит лес. // ВЕ 1907 7 203. Словарь галлицизмов русского языка
  10. Вера — Религиозно-этическая категория, отражающая непосредственный и целостный акт свободного принятия человеком системы высших ценностей, ориентированной на идеальное преображение жизни. В христианской традиции... Педагогический терминологический словарь
  11. ВЕРА — В праве данный термин используется при регулировании вопросов, связанных с обозначением отношения человека к религии. Например, в Декрете СНК РСФСР "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" от 2 февраля (20 января) 1918... Словарь по конституционному праву
  12. Вера — Одна из трех главных христианских добродетелей. По ап. Павлу, вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Без веры невозможно угодить Богу (Евр 11:1, 6). Но с верою должны быть неразлучны и добрые дела, иначе — вера без дел мертва (Иак. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  13. вера — Вероисповедание, закон, исповедание, религия, верованье, убеждение, правоверие, православие, ересь; доверие, кредит, уверенность Веры: христианство, иудейство (моисеево вероисповедание, иудаизм, еврейство, жидовство), ислам (мусульманство... Словарь синонимов Абрамова
  14. вера — В’ера — священный дар Божий (1Кор.12:3 ,9, ·срн. Иоан.6:44 ,65). Вера — жизнь праведного (Гал.3:11). Но как и во всем остальном в мире, и в вере есть масса подделок (·срн. 2Кор.11:13 -15). Библейский словарь Вихлянцева
  15. вера — Ве́р/а. Морфемно-орфографический словарь
  16. вера — сущ., ж., употр. часто (нет) чего? веры, чему? вере, (вижу) что? веру, чем? верой, о чём? о вере; мн. что? веры, (нет) чего? вер, чему? верам, (вижу) что? веры, чем? верами, о чём? о верах... Толковый словарь Дмитриева
  17. вера — Общеслав. индоевроп. характера (ср. лат. verus «истинный», авест. var «верить», нем. wahr «верный» и т. д.). Скорее всего, суф. производное от той же основы, что и лат. venus «любовь», готск. wēns «надежда». Этимологический словарь Шанского
  18. Вера — орф. Вера, жен. имя Орфографический словарь Лопатина
  19. Вера — Ы, жен. Ст.-русск. Производные: Верка; Вераня; Вераха; Вераша; Веруля; Веруня; Веруся; Руся; Веруха; Веруша. Происхождение: (Заимств. из ст.-сл. яз., где появилось как калька с греч. Ср. греч. pistis — вера.) Именины: 30 сент., 14 окт. Словарь личных имен
  20. вера — Уверенность, убежденность в чем-либо. Абсолютная, безграничная, безмерная, безраздельная, бескорыстная, большая, великая, восторженная, глубокая, гордая, горячая, громадная, железная (разг. Словарь эпитетов русского языка
  21. вера — ВЕРА — НЕВЕРИЕ Верующий — неверующий (см.) вера — безверие (см.) поверить — разувериться (см.) уверять — разуверять (см.) уверение — разуверение уверенный — неуверенный (см.) уверенно — неуверенно уверенность — неуверенность (см. Словарь антонимов русского языка
  22. вера — • Безмерная (Блок). • Безмятежная (Мережковский). • Благодатная (Некрасов). • Большая (Ольнем). • Глубокая (Ольнем, Фруг). • Горячая (К. Р.). • Живительная (Голен.-Кутузов). • Крепкая (Скиталец). • Непоколебимая (Ольнем). • Пламенная (Бунин). Словарь литературных эпитетов
  23. вера — ВЕРА -ы; ж. 1. в кого-что. Твёрдая убеждённость, глубокая уверенность в ком-, чём-л. В. в будущее. В. в добро, в справедливость. В. в победу. Утратить, подорвать веру в людей (в их положительные качества или большие возможности). Толковый словарь Кузнецова
  24. вера — ВЕРА, ы, ж. 1. Убеждённость, глубокая уверенность в ком-чёмн. В. в победу. В. в людей. 2. Убеждённость в существовании Бога, высших божественных сил. В. в Бога. 3. То же, что вероисповедание. Христианская в. Человек иной веры. Толковый словарь Ожегова
  25. вера — Отношение к событиям, теориям и даже вымыслам (мифы, сказки), когда они принимаются за достоверные без доказательств. На вере основана религия. Этнографический словарь
  26. вера — ВЕРА ж. уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем-либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных; || верование; отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе Бога; безусловное признание истин, открытых Богом... Толковый словарь Даля
  27. вера — В’ЕРА, веры, ·жен. 1. Состояние сознания верующего, религия (·книж. ). «Лишь вера в тишине отрадою своей живит унывший дух и сердца ожиданье.» Пушкин. Вера в бога. | То или иное религиозное учение, верование. Христианская вера. Человек иной веры. | перен. Толковый словарь Ушакова
  28. вера — вера I ж. 1. Признание чего-либо силой, превосходящей аргументы, факты и логику. 2. Убеждение в реальном существовании и истинности того, что не доказано с несомненностью. Толковый словарь Ефремовой
  29. ВЕРА — ВЕРА (Пистис) Римская (ум. ок. 137) — 12-летняя отроковица, христианская мученица, пострадавшая в гонение императора Адриана; одна из трех дочерей (вместе с Надеждой и Любовью) святой Софии Римской. Память в Православной церкви 17 (30) сентября, в Католической 1 августа и 30 сентября. Большой энциклопедический словарь
  30. Вера — Состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определенной информации об объекте, выраженной в идеях или образах, сопровождающееся эмоцией уверенности и рядом других чувств и служащее мотивом, стимулом... Словарь по культурологии
  31. вера — ве́ра ве́рить, укр. вíра, др.-русск., ст.-слав. вѣра πίστις (Супр., Клоц.), болг. вя́ра, сербохорв. Bjȅpa, словен. véra, чеш. víra, польск. wiara, в.-луж., н.-луж. wjera. Родственно авест. var- "верить", varǝna- "вера", осет. urnyn "верить"; см. Мейе, Et. Этимологический словарь Макса Фасмера
  32. Вера — (филос.) означает признание чего-либо истинным с такою решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств Это не значит, что истины веры не подлежат никаким доказательствам, а значит только... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  33. ВЕРА — ВЕРА — глубинная общечеловеческая универсалия культуры, фиксирующая комплексный феномен индивидуального и массового сознания, включающий в себя такие аспекты, как гносеологический (принятие в качестве истинного тезиса... Новейший философский словарь