время

ВРЕМЯ — как понятие выражает собой объективную длительность, порядок и направление событий, а также субъективное отношение к изменениям и жизненное ощущение (временность). Обычно под объективным временем понимается последовательность процессов в направлении от прошлого к будущему. Прошлое объемлет собой события, уже не подлежащие изменению, настоящее находится в процессе формирования, а будущее неопределенно. В философии науки В. рассматривается как реальный параметр, позволяющий привести природные события в упорядочную систему, определяющий длительность событий и характеризуемый свойствами симметрии в форме законов науки.

Временность как философское понятие имеет два значения, выступая в качестве: а) свойства изменчивости, б) отношения к изменчивости и преходящей природе бытия. Временность в первом смысле (англ. temporarily) охватывает любые объекты; во втором же смысле (англ. temporality) она относится только к экзистенциальным формам сознательных существ. В этом смысле только те существуют во времени, которые обладают сознанием времени и в состоянии в своей деятельности и мышлении преодолевать горизонт настоящего, оказывая целенаправленное воздействие на будущее и сохраняя в рефлексирующей памяти прошлое. Временность как фундаментальная структура субъективности конституирует эмпирическое В. повседневности и определяется как «изначальное время» (М. Хайдеггер).

Человек выступает во времени как конечное существо. Конечность означает неспособность определять предпосылки собственного бытия и одновременно способность вставать в некоторое отношение к этим предпосылкам. Именно конечное существо, способное самоопределяться в отношении собственных границ, может знать, чего оно хочет, и тем самым обладать свободой.

Объективное В. измеряется часами и календарем. Всякий воспроизводимый периодический процесс, имеющий постоянную частоту, может использоваться для установления единицы измерения В. Среднее В. собственного оборота Земли и ее вращения вокруг Солнца дает деление на годы, месяцы и дни; деление среднего солнечного дня дает часы, минуты и секунды. Новый стандарт точности (атомную секунду) в астрономическое измерение времени ввели в 1967 атомные часы, отклоняющиеся примерно на две секунды за миллион лет. Наименьшая единица измерения времени человеческого восприятия составляет доли секунды.

Понятие и термин «В.» в естествознании сопоставляют либо с определенными объектами (тахионами), либо с отношением между событиями. Проблематика времени связывается с возникновением Вселенной из «большого взрыва», из сингулярности, в которой времени не было вообще. Концепции несотворенности природы и отказа от всяких временных границ противостоят темпорально-ограниченным моделям универсума. Естественнонаучная редукция времени к объективно измеряемой длительности событий упускает из виду субъективное восприятие времени как способа формирования человеческой реальности. Но даже как объект науки В. отличается многообразием. Если физика изучает точность часов и нарушения временной симметрии, то науки о живом исследуют хронобиологию органических ритмов. Физиология обращается к измерению уровня раздражительности, психология — к ощущению и восприятию длительности. Философия и литература тематизируют В. как жизненное чувство и принцип структурирования жизненного мира.

Исторически понимание времени включало: как субстантивистские, так и реляционистские подходы; цикличность, обнаруживающуюся в повторении сезонов, периодов сельскохозяйственной деятельности, жизни и смерти, а также линейность, не допускающую повторений; конечность и бесконечность времени, в которых присутствуют космические, земные, культурные и индивидуальные измерения. Первым этапом осознания времени стал переход от мифа к философии. В мифе человек постигает временной порядок природы и своей жизни в контексте деяний богов и героев. Зороастризм впервые преодолел цикличность времени в своем тезисе о грядущей победе добра над злом; древние евреи знали В. сотворенное и несотворенное, требующее деятельности. Египтяне связывали цикличное В. с разливами Нила, а линейное — с его течением по бесконечному руслу. Греки придают сознанию времени философский статус. Для Аристотеля В. — «длящееся количество», реляционная величина, схватывающая последовательность событий и не существующая независимо от тел, их изменений и движений в пространстве. Средневековые дискуссии вращались вокруг вопроса о том, сотворил ли Бог мир во времени или последний совечен своему творцу. Классическая механика вела к десубъективизации времени. Точные механические часы и уточненный календарь изменили повседневную жизнь, были разработаны теоретические основы понимания времени. В теории И. Ньютона трансформация одной системы в другую становится независимой от времени с помощью возможной проекции на абсолютное В. Законы природы формулируются как временные инварианты. Эволюционное мышление в геологии и биологии поставило вопрос о внутренней временной связи разных земляных пластов и животных видов. С 17 по 19 вв. научное понимание времени характеризовалось в целом линейностью и прогрессизмом.

Параллельно Дж. Беркли и Д. Юм подвергли критике объективистское понятие времени. Благодаря И. Канту В. вновь обрело философский статус как априорная форма внутреннего восприятия, лежащая в основе познаваемых явлений. В отличие от него Л. Фейербах рассматривал В. как форму существования живых созданий. Г. В. Ф. Гегель связывал В. со становлением; с наивысшим развитием абсолютного духа В. исчерпывается. Ф. Энгельс различал понятие времени и реальное В. — В. без материи является пустой абстракцией.

Теория относительности внесла принципиальные изменения в понимание времени, отрицая его абсолютный характер. Космология поставила вопросы по поводу временной ограниченности нашей Вселенной и нарушения временной симметрии в природе. Увеличение энтропии в закрытых системах и теории «большого взрыва» определяют направление времени, которое выражает собой необратимость процессов. Истоки необратимости кроются в причинности, т.е. в действии некоторой системы (причин), приводящем к изменениям (следствиям). Некоторые исследователи (С. Хокинс) различают три стрелы времени: термодинамическую, связанную с энтропией; космологическую, относящуюся к расширению Вселенной; психологическую, воплощающую собой ощущение развития. В механике В. как координата не имеет определенного направления; в термодинамике и биологии оно связано с необратимостью; в повседневном сознании времени особое значение имеет чувство актуально длящегося настоящего.

Эксперименты по поводу ощущения времени, проводимые на космонавтах, показывают значительные расхождения между объективной длительностью событий и ее субъективным ощущением. С критикой объективного времени еще раньше выступили экзистенциалисты и представители «философии жизни». А. Бергсон провел различие между абстрактным измеряемым временем часов (temps) и подлинным временем (duree) как творческой текущей длительностью. Для М. Хайдеггера проблема времени связана со смыслом человеческого бытия вообще. Р. Вендорф рассматривает развитие культуры как функцию изменения сознания времени (так называемая тирания времени); Н. Элиас, для которого часы являются социально нормированными процессами, интерпретирует В. как социальный символизм, для которого существенно «пятое измерение времени» — коммуникативное.

Для философии вообще значимо различение между охватывающим универсальным временем и собственным временем системы. Универсальное В., которым измеряют длительность событий, основано на периодичности других событий (напр., атомных часов), характеризуемых собственным временем. Универсальное В. линейно и схватывает длительность, порядок и направление развития событий. Напротив, собственное В. объектов циклично, что наблюдается в биологических и социальных явлениях. Разрушение системы приводит к окончанию ее собственного времени.

Многообразие концепций времени и сложности построения единой теории времени показывают труды Международного общества по изучению времени (International Society for the Study of Time), в которых рассматриваются проблемы времени применительно ко всем наукам, в архитектуре, в обществе, в жизни индивида, в литературе, музыке и т.п.

Время в познании — главная тема исторической эпистемологии, рассматривающей ритмы и темпы познавательных процессов с точки зрения их внутренней динамики и обусловленности социальными и культурными эпохами («миграционный подход» к познанию). Ускорение и замедление процессов в «революционной» и «нормальной» науке (Т. Кун); забывание и осовременивание теорий и фактов как способы использования истории в открытии и обосновании науки; отставание и опережение как социальная оценка знания; презентизм и антикваризм как методы историко-научной реконструкции — это примеры темпоральной нагруженности знания, которая становится в последние годы постоянным предметом исследования в рамках неклассической эпистемологии вообще.

И.Т. Касавин

Лит.: Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М., 1977; Зубец О.П., Касавин И.Т. Темпоральный анализ как метод философского исследования //

0 специфике методов философского исследования. М, 1987; Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб., 1998; Касавин И.Т. Традиции и интерпретации. СПб., 2000; Denbigh K.G. Three Concepts of Time. Berlin/Heidelberg/NY, 1981; E/rns N. Uber die Zeit. Fft. / M., 1988; Fraser J. Die Zeit. Basel, 1988; Hawking S. Eine kurze Geschichte der Zeit. Reinbek, 1991; Heidegger M. S e i n und Zeit. Halle, 1927; Horz H. Philosophic der Zeit. Berlin, 1990; Janich P. Die Protophysik der Zeit. Fft. / M., 1980; Reichenbach H. The Philosophy of Space and Time. NY, 1958; Sklar L. Space, Time and Spacetime. Berkeley, 1974; WendorffR. Zeit und Kultur. Opladen, 1980; WendorffR. Der Mensch und die Zeit. Opladen, 1988.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ВРЕМЯ — (см. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ). Физический энциклопедический словарь
  2. Время — «Время» 1. «ВРЕМЯ» — журнал братьев Достоевских. Издавался с 1861—1863 вкл. Продолжением «В.» является «Эпоха» (см.). Важен для уяснения общественной идеологии Ф. Достоевского, Ап. Григорьева, так наз. «почвенничества». «В. Литературная энциклопедия
  3. ВРЕМЯ — ВРЕМЯ – форма протекания всех механических, органических и психических процессов, условие возможности движения, изменения, развития. ВРЕМЯ В ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Новая философская энциклопедия
  4. время — -мени, мн. времена, -мён, -менам, ср. 1. Длительность существования всего происходящего, всех явлений и предметов, измеряемая веками, годами, часами, минутами и т. п. На позеленевших от времени стенах висели портреты предков. Чехов, Кривое зеркало. Малый академический словарь
  5. ВРЕМЯ — ВРЕМЯ — англ. time; нем. Zeit. Свойство реальности, выражающееся в последовательности сменяющих друг друга событий. Социологический словарь
  6. Время — I Вре́мя основная (наряду с пространством) форма существования материи, заключающаяся в закономерной координации сменяющих друг друга явлений. Оно существует объективно и неразрывно связано с движущейся материей. См. Большая советская энциклопедия
  7. время — орф. время, -мени, тв. -менем, мн. времена, -мён, -менам Орфографический словарь Лопатина
  8. время — 1. первое время — в первое время, последнее время — в последнее время. • Первое (в первое) время у него были трудности в работе. • Последнее (в последнее) время здоровье его ухудшилось. 2. временами и по временам (приходить). Управление в русском языке
  9. время — Способ измерения интервалов между последовательными событиями. См.: гражданское время, международное атомное время, среднее солнечное время, звёздное время, пространство-время, всемирное время. Большой астрономический словарь
  10. время — (морфол.) Морфологическая словоизменительная категория глагола, выражающая в противопоставлении форм настоящего, прошедшего и будущего времени отношение действия к моменту его осуществления. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  11. время — Время от времени, от времени до времени, по временам — то же, что временами, иногда. ► По временам на нее нападала тоска. Со временем — в будущем, когда настанет пора, когда наступит время. ► Со временем морским прибоем заметало старое русло. Арсеньев. Фразеологический словарь Волковой
  12. время — ВРЕМЯ - дополнительное время. Определенный отрезок игрового времени, назначаемый после основного времени (в случае ничейного результата) для выявления победителя в матче. - игровое время. Словарь спортивных терминов
  13. время — (иноск.) — счастие Время красит, безвременье старит. Ср. Вспомни время свое; Как катилось оно По полям и лугам Золотою рекой... Кольцов. „Что ты спишь, мужичок?" См. будешь во времени, и нас помяни. См. безвременье. См. не годы старят, а горе. Фразеологический словарь Михельсона
  14. время — • жаркое ~ • максимальное ~ Словарь русской идиоматики
  15. Время — I: 1) одно из важнейших библ. понятий, связ. с идеей В., выражено греч. словом эон, к-рое может обозначать как см. Вечность в значении «бесконечность», так и особо продолжит. отрезок... Библейская энциклопедия Брокгауза
  16. время — 1) деньги; 2) возвращение вновь в места лишения свободы Словарь воровского жаргона
  17. Время — ВРЕМЯ как граммат. термин. Форма, обозначающая отношение времени сочетания признака, выраженного формой сказуемости (см.) или причастием (см.), с субъектом этого признака ко времени речи или мысли. Напр., в словосочетании «стол стоит» формой... Словарь литературных терминов
  18. время — Пора, эпоха, период, срок, промежуток времени, сезон, век; эра, дата Горячее время, страдная пора Эпоха великих реформ Тяжкая была година «В старинны годы люди были совсем не те, что в наши дни» Лермонтов Прочесть книгу в один присест Время идет... Словарь синонимов Абрамова
  19. время — Вр’емя — см. времена. Библейский словарь Вихлянцева
  20. время — Вре́м/я, вре́м/ен/и. Морфемно-орфографический словарь
  21. время — сущ., с., употр. наиб. часто (нет) чего? времени, чему? времени, (вижу) что? время, чем? временем, о чём? о времени; мн. что? времена, (нет) чего? времён, чему? временам, (вижу) что? времена, чем? временами, о чём? о временах... Толковый словарь Дмитриева
  22. время — Заимств. из ст.-сл. яз. Суф. производное (суф. -men > -мя) от той же основы, что и вертеть: в *vertmen произошло упрощение групп согласных и выпало t, er между согласными в ст.-сл. яз. дало ре (через «ять»), изменившееся затем в др.-рус. Этимологический словарь Шанского
  23. ВРЕМЯ — ВРЕМЯ, непространственный порядок, в котором события сменяют друг друга; интервал между двумя событиями. Время имеет особое значение для таких наук, как физика, астрономия, геология, география, психология, философия, биология. Научно-технический словарь
  24. время — 1. Длительность бытия; промежуток, отрезок в последовательной смене часов, дней, месяцев и т. д.; момент для свершения чего-либо; пора. Словарь эпитетов русского языка
  25. время — • Бесстрастное (Ратгауз). • Быстрое (Сологуб). • Всемощное (Фет). • Доброе (Олигер). • Зыбкое (Бальмонт). • Крылатое (Сологуб, Белый). • Могучее (Лермонтов). • “По склонам скалистых времен” (Бальмонт). • Ползучее (Городецкий). Словарь литературных эпитетов
  26. время — ВРЕМЯ -мени; мн. времена, -мён, -менам; ср. 1. Филос. Основная (наряду с пространством) форма существования бесконечно развивающейся материи. Бесконечность пространства и времени. Вне пространства и времени нет движения материи. Толковый словарь Кузнецова
  27. время — ВРЕМЯ ср. длительность бытия; пространство в бытии; последовательность существования; продолжение случаев, событий; дни за днями и века за веками; последовательное течение суток за сутками. Толковый словарь Даля
  28. время — ВРЕМЯ, мени, мн. мена, мён, менам, ср. 1. Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи последовательная смена её явлений и состояний. Вне времени и пространства нет движения материи. Толковый словарь Ожегова
  29. время — ВР’ЕМЯ, род. и дат. времени, временем, времени, мн. времена, времён, временам, ср. 1. только ед. Длительность бытия (филос.). Пространство и время — основные формы бытия. Толковый словарь Ушакова
  30. время — Заимствовано из старославянского, где образовано с помощью суффикса мен (затем перешедшего в мя) от той же основы, что и глагол вертеть. Первоначальное значение существительного время – "нечто вращающееся". Этимологический словарь Крылова
  31. время — время I ср. 1. Одна из основных — наряду с пространством — форм существования материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире (в философии). Толковый словарь Ефремовой
  32. ВРЕМЯ — ВРЕМЯ — грамматическая категория глагола, формы которой устанавливают временное соотношение между называемым действием и либо моментом речи (абсолютное время) — либо другим названным действием (относительное время). Большой энциклопедический словарь
  33. время — вре́мя заимств. из цслав. вместо *веремя, ср. укр. ве́ремє "вёдро, погода", блр. ве́реме, др.-русск. веремя, ст.-слав. врѣмѩ καιρός, χρόνος (Супр.), болг. вре́ме, сербохорв. вриjѐме, словен. vréme. Родственно др.-инд. vártma ср. Этимологический словарь Макса Фасмера
  34. ВРЕМЯ — ВРЕМЯ — см. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ Новейший философский словарь