Лермонтовская энциклопедия

Асафьев Борис Владимирович

Асафьев Борис Владимирович
Асафьев Борис Владимирович
АС́́АФЬЕВ Борис Владимирович (псевд. — Игорь Глебов) (1884—1949), сов. композитор и музыковед. Автор многих произв. на лермонт. сюжеты: оперы «Казначейша» (по поэме «Тамбовская казначейша»), созданной в 1935—36 (клавир, М., 1946; см. Опера в ст. Музыка), балета "Ашик-Кериб" (1940) (см. там же, раздел Балет) и романсов «Волны и люди», «Из Гёте», «Утро на Кавказе» («Светает — вьется дикой пеленой»), «Парус», «Утес» (Л., 1935), а также «Выхожу один я на дорогу» и «Завещание» («Наедине с тобою, брат») (годы изд. не установлены). Цикл романсов на стихи поэта вошел в сб. А. «Лирические страницы. На тему «Одиночество Лермонтова»». Для голоса с фп. (М. — Л., 1939). В сб. вошли романсы «На севере диком» («Сосна»), «Одиночество» («Как страшно жизни сей оковы»), «Романс» («В те дни, когда уж нет надежд»), «Солнце». Рукопись «Первой симфонии» (Памяти М.Ю.Лермонтова) (соч. 1938—39) хранится в ИРЛИ, ф. 2658, оп. I.
Лит.: Гроссман В., Три цикла романсов на стихи Л., «СМ», 1940, № 1; Дроздов А., Сов. вокальная лирика, там же, 1940, № 10, с. 84; Гловацкий, с. 47—48, 60—63, 70; Воспоминания о Б.В.Асафьеве, [Л.], 1974, с. 35, 171, 225—232.

Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981


См. также `Асафьев Борис Владимирович` в других словарях
(псевд. Игорь Глебов) [17(29).7.1884, Петербург, — 27.1.1949, Москва], музыковед, композитор, педагог, акад. АН СССР (1943), нар. арт. СССР (1946). Основоположник крупной музыковедческой школы. Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1908) и Петерб. консерваторию по классу композиции А. Лядова (1910). Автор опер, балетов и др. муз. произведений (Гос. пр. СССР, 1943, 1948). В 1918—21 работал в Муз. отделе Наркомпроса. Один из организаторов общедоступных концертов, для к-рых писал листовки-пояснения к исполнявшимся произведениям. Автор трудов по эстетике, теории и истории музыки, муз.-просветительских книг, в т. ч. первого сов. муз. словаря «Путеводитель по концертам» (в. 1, 1919), а также популярных очерков о композиторах. В 1919—30 вёл преподавательскую и н.-и, работу в Ин-те истории иск— в (Ленинград). С 1925 проф. Ленингр. консерватории. С 1943 в Москве, руководил н.-и, кабинетом при Моск. консерватории и сектором музыки Ин-та истории иск— в АН СССР. С 1948 пред. Союза композиторов СС...
Асафьев Борис Владимирович
(литературный псевдоним Игорь Глебов) (1884—1949), музыковед и композитор, академик (1943), народный артист СССР (1946). Родился в Петербурге. Окончил историко-филологический факультет университета (1908) и консерваторию (1910). С 1910 пианист-концертмейстер балета Мариинского театра. С 1914 начал музыкально-критическую и исследовательскую деятельность: печатался в журнале «Музыка», был сотрудником журнала «Музыкальном современник», «Мелос», а после Октябрьской революции — газеты «Жизнь искусства», «Вечерняя Красная газета». Активно участвовал в работе музыкальных театров, концертных и культурно-просветительских организаций города. В 1919—30 работал в институте ист...
АСАФЬЕВ Борис Владимирович (литературный псевд. Игорь Глебов) (1884-1949) - российский музыковед, композитор, академик АН СССР (1943), народный артист СССР (1946). Один из основоположников отечественной музыкальной науки ("Музыкальная форма как процесс", кн. 1-2, 2 издана 1971, и др.). Балеты "Пламя Парижа" (1932), "Бахчисарайский фонтан" (1934) и др. Профессор Ленинградской консерватории (с 1925). Государственная премия СССР (1943, 1948).
(псевд. Игорь Глебов) (1884-1949), русский музыковед, композитор, педагог. В его научном наследии центральной и имеющей принципиально новое значение стала т.н. теория интонации. Рассматривая музыку как одну из важнейших составляющих духовной жизни, Асафьев связывал ее с общекультурными и социальными явлениями. Он обосновал понятие симфонизма как метода, внес значительный вклад в эстетику, теорию, историю музыки, учение о музыкальной форме. Перу Асафьева принадлежат фундаментальные работы о творчестве М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, А.К. Глазунова, И.Ф. Стравинского, С.И. Танеева, С.С. Прокофьева и др. В композиторском творчестве Асафьева выделяются его балеты "Пламя Парижа" (1932) и "Бахчисарайский фонтан" (1934). Он автор опер, 4 симфоний, камерно-инструментальных сочинений и музыки к драматическим спектаклям.
Асафьев Борис Владимирович Асафьев Борис Владимирович [17(29).7.1884, Петербург, ‒ 27.1.1949, Москва], советский музыковед и композитор, академик АН СССР (1943), народный артист СССР (1946). Родился в семье служащего. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1908) и Петербургскую консерваторию по классу сочинений у А. К. Лядова (1910). С 1910 работал концертмейстером балета в Мариинском театре. С 1914 постоянно выступал в печати как музыкальный критик (псевдоним ‒ Игорь Глебов). Научно-публицистическая и музыкально-общественная деятельность А. широко развернулась после Октябрьской революции. Он был музыкальным консультантом Театра оперы и балета им. Кирова и Ленинградского Малого оперного театра, принял участие в организации Ленинградской филармонии; в ...