Апокрифы

АПОКРИФЫ — название, применяемое к большой группе литературных памятников, связанных тематически с канонизированной религиозной литературой, частью христианской, частью возникшей до христианской эры. Название А. имеет в виду формальный признак их запретности как произведений, развивающих взгляды, противоположные писаниям, одобренным церковью к обращению между верующими. На принадлежность текста к А. указывает так наз. «индекс книг ложных», особый перечень, известный в средневековой европейской письменности на разных яз., под разными названиями и в различных вариациях. Первоначально βιβλος αποκρυφος обозначало книгу, мало доступную непосвященным, «сокровенную» по своему внутреннему смыслу; изменилось значение данного понятия в первые века христ. эры, когда «αποκρυφα» стали перетолковываться и редактироваться еретиками и когда в противовес этому начал складываться официальный канон книг. Произведения апокрифической литературы, при большом разнообразии («евангелия», «деяния апостольские», «апокалипсисы», «откровения», «сказания о ветхозаветных лицах и событиях», «жития-мучения», «сказания о днях недели», «гадания») отличаются обилием вымысла и часто — там, где они не носят, как в категории «гаданий», узкопрактического характера — высокой поэтичностью. Отсюда понятна популярность А. особенно в народной среде, по-своему претворявшей рассказ, к-рым потребность образного мышления удовлетворялась гораздо полнее, чем официальной церковной письменностью. На Русь, помимо переводов почти исключительно с греческого, получаемых по большей части готовыми со славянского юга, апокрифология проникала и устным путем, распространяясь паломниками, ходившими в Палестину. Обильную апокрифическую легенду можно найти уже в древнейшем из имеющихся русских «хождений» — игумена Даниила, а ее действие на туземное творчество вскрывается по отражениям в духовном стихе и в церковной живописи. Идейная сущность легенды в процессе популяризации не осознавалась, будучи заслонена наивно воспринимаемой фабулой. Так обстоит дело не только по отношению к А., старого греческого их запаса, но и по отношению к компиляциям, составленным на славянской почве и появившимся в связи с богомильством (обширное народное движение; началось в Болгарии в X в.; признает два начала мирового порядка — доброе и злое, причем к злому относит все вещественное; проповедует аскетизм и анархию; родственно зап.-европейским средневековым движениям альбигойцев, катаров и др.). Индекс, перешедший на Русь также со славянского юга, упоминает «болгарские басни», но воздействие этих «басен», т. е. ложных, вымышленных писаний, помимо литературного, сказывалось разве лишь на поддержании суеверий, без перехода в какую-либо систему исповедания. Благочестивое по фабуле содержание большинства А. вместе с их ролью народной библии вело к тому, что они свободно обращались к письменности, хотя и церковнической; есть случаи, когда сами иерархи опираются на апокрифологию (напр. Василий Калика в «Послании о земном рае», между 1344–1352) или, не узнав в памятнике А., включают его в состав одобряемого церковью чтения (великие Минеи-Четьи митр. Макария, вторая четверть XVI в.). Резко отрицательное к себе отношение вызывал особо стоящий и сравнительно поздний по появлению в индексе отдел гадательных книг — близкий к бытовой практике, а с конца XV в. сделавшийся очагом русского еретического суеверия и оппозиционного церкви мышления. Поэтому и дополнялась русская «статья о книгах ложных» (индексы Стоглава, Кирилловой книги) гл. обр. руководствами по гаданию и волшебству. О содержании А. можно судить из следующего краткого перечня, с подразделением на группы:

а) тексты, дополняющие Библию: об Адаме, Енохе, Ламихе, Аврааме, Иосифе, Соломоне (сюжеты ветхозаветные); евангелия Иакова, Фомы («детства Христова»), Никодима («страстей Христовых»), деяния апостольские — Фомы, Андрея, Петра и Павла, Павла и Феклы, и др. легендарные сказания о Христе; прения Христа с диаволом (сюжеты новозаветные);

б) тексты типа житий-мучений: Георгия Победоносца, Феодора Тирона, Кирика и Улиты, Никиты;

в) сказания о рае: легенды о Макарии, Зосиме, Агапии;

г) вопросо-ответы-загадки: «Беседа трех святителей»;

д) тексты эсхатологического характера: «Плач Иеремии», «Откровения» Баруха, Исайи, апостола Павла, Иоанну Богослову на горе Фаворской, Мефодия Патарского, Хождение богородицы по мукам, Вопросы Авраама о праведных душах, Иоанна Богослова на горе Елеонской.

Библиография: Веселовский А. Н., Опыты по истории развития христианской легенды, журн. МНП., СПБ., 1875, IV; 1876, II, III, IV, VI; 1877, II, VI; Тихонравов Н. С., Отреченные книги древней России, Сочин., т. I, М., 1898; Сперанский М. Н., История древнерусской литературы, М., 1920; Jagič U., Die christlich-mythologische Schicht in der russischen Volksepik, «Arch. für slav. Philol.», B. I, H. I, Berlin, 1875.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. апокрифы — -ов, мн. (ед. апокриф, -а, м.). лит. Древние произведения с библейским сюжетом, содержащие отступления от официального вероучения и потому отвергнутые церковью. [От греч. ’απόκρυφος — тайный] Малый академический словарь
  2. Апокрифы — (греч. apokryphos — тайный, сокровенный) произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные церквами в Канон (не используются при богослужении). Не все произведения, не включенные в канон иудейской церковью, считаются... Большая советская энциклопедия
  3. Апокрифы — См. Поздние писания Энциклопедия иудаизма
  4. Апокрифы — Апокрифы (апокриф = сокровенный, тайный; в данном случае: исключенный из богослужебного употребления). I. АПОКРИФЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА А. ВОЗНИКНОВЕНИЕ А. — это сочинения позднего иудаизма дохрист. Библейская энциклопедия Брокгауза
  5. Апокрифы — АПОКРИФЫ. Слово апокриф значит скрытый или тайный (от греческого глагола αποκρύπτω — скрывать, прятать), и первоначально его применяли к книгам, которые намеренно скрывались от широких народных масс, как содержащие таинственное, высокое... Словарь литературных терминов
  6. АПОКРИФЫ — Библейские (от греч. apokrypos — скрытый, тайный) — религ. книги, отличающиеся по своей трактовке библ. сюжетов от канонической, т. е. официально утвержденной христ. церковью лит-ры. A. Советская историческая энциклопедия
  7. апокрифы — АПОКРИФЫ -ов; мн. (ед. апокриф, -а; м.). [от греч. apokryphos — тайный]. Древние произведения с библейским сюжетом, содержащие отступления от официального вероучения и потому отвергнутые церковью. ◁ Апокрифический, -ая, -ое. Апокрифичный, -ая, -ое. Толковый словарь Кузнецова
  8. Апокрифы — (греч. apokryphos – тайный, сокровенный) произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные церквами в канон. Словарь по культурологии
  9. апокрифы — апокрифы мн. Древние произведения с библейским сюжетом, содержащие отступления от официального вероучения и потому отвергаемые Церковью. Толковый словарь Ефремовой
  10. АПОКРИФЫ — АПОКРИФЫ (греч. apokryphos — тайный, сокровенный) — произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон. Большой энциклопедический словарь
  11. Апокрифы — (греч.) — сочинения, которые изъяты из церковного употребления, потому что церковь по разным причинам не ставит их на одну ступень с принятыми ею книгами. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона