Ауэрбах

АУЭРБАХ Бертольд (Berthold Auerbach, 1812–1882) — немецкий романист. Р. в бедной еврейской семье, в студенческие годы примыкал к студенческому движению — «буршеншафтен» и несколько месяцев отбывал наказание в крепости. В 40-х и 50-х гг. был либералом, сотрудничал в известной «Рейнской газете», дружил с основателем философского и «истинного» социализма М. Гессом. С 1850 жил в Дрездене, а с 1859 преимущественно в Берлине.

Первые произведения А. посвящены жизни и истории еврейства, одной из злободневных проблем предмартовской Германии. Он предпринял серию романов на еврейские темы, под общим заглавием «Гетто», из к-рых первый носит имя его любимого философа, оказавшего влияние на творчество А. — Спинозы (2 тома, 1837), а второй — «Поэт и купец» (Dichter und Kaufmann, 2 тома, 1839). А. также перевел сочинения Спинозы на немецкий яз. (5 томов, 1841; 2 тома, 1871). Скоро однако он принялся изучать родную ему деревенскую жизнь Шварцвальда и написал свои знаменитые «Шварцвальдские деревенские рассказы» (Schwarzwälder Dorfgeschichten, 4 тома, 1843) — переведенные почти на все европейские яз. и доставившие ему в мировой литературе славу отца художественной беллетристики на народно-бытовые темы. Этими рассказами А. продолжал в немецкой литературе линию, начатую поэтессой А. фон Дросте-Гюльсгоф (см.) и писателем Иммерманом (см.); но если первая противопоставила растущему промышленному городу как идеал — рейнскую дворянскую усадьбу, а второй — поместье крепкого крестьянина кулака, то А. противопоставляет городу — в соответствии с его идеологией мелкобуржуазной народнической интеллигенции — экономически менее сильного крестьянина, крестьянскую массу в целом. Ярче всего этот контраст между городом и деревней выражен в повестях «Жена профессора» (Frau Professorin) и «Ivo, der Hajrle». Особым успехом, еще бо́льшим, чем «Шварцвальдские рассказы», пользовались его повести: «Barfüsse» (1856), «Joseph im Schnee» (1861) и «Edelweiss» (1861). Популярны кроме того были крестьянские календари, к-рые А. почти до конца своей жизни издавал: «Der Gevattersmann» (1845–1848), «Volkskalender» (1858–1869) и др.

В рассказах А. с удивительной простотой и юмором рисует быт деревни и дает тонкий психологический анализ ее жителей. Эта сторона творчества А. делает его наравне с Г. Бюхнером (см.), Граббе (см.), Иммерманом и др. родоначальником раннего реализма в немецкой литературе. Рост капитализма в Германии, развертывание мировой торговли и экспансия Европы на Восток — все это должно было отразиться в литературе: был введен экзотический жанр, участилось реалистическое описание промышленных городов и деревни. Но в творчестве А. это завоевание деревни, диктуемое реалистическими идеями эпохи, пропущено через призму идеологии народника-интеллигента. Крестьянские герои А. слишком идеализированы, насыщены младогерманскими проблемами и настолько сентиментально очерчены, что большинство рассказов А. в настоящее время с трудом читается. Идеализация деревни и противопоставление крестьян как носителей правды, утраченной в других слоях населения, промышленному, «испорченному» городу, способствовали большому успеху А. И не только в кругах интеллигенции, в XIX в. близкой к тому крылу прусской консервативно-помещичьей (бисмарковской) партии, к-рая носит название «феодальный социализм», но и особенно в промышленно отсталых странах (Россия и Скандинавия). Несомненным и установленным напр. можно считать влияние А. на «Записки охотника» и др. рассказы Тургенева (см.), а также и на некоторые произведения Толстого (см.).

Начиная с 60-х гг. А. перешел к роману. В романе «На высоте» (Auf der Höhe, 1865) он мастерски изображает высшие круги общества со всеми их недостатками, противопоставляя им здоровое крестьянство. В романе «Дача на Рейне» (Das Landhaus am Rhein, 1868) он затрагивает злободневные вопросы дня; но наряду с известной романтизацией природы и выпадами против материализма здесь впервые намечается примирение бывшего либерала А. с бисмарковской империей, к-рая является темой третьего известного большого романа «Вальдфрид» (1874).

Библиография: I. Собр. сочин., Schriften, 20 тт., 1851–1859; Ausgewählte Werke, hrsg. von A. Bettelheim, 51 тт., 1907–1913; Werke, 12 тт., 1911 и мн. др.

II. Русск. собр. сочин., 6 т., М., 1912; Lasker Ed., B. A., Gedenkrede, 1882; Auerbachs Briefe an seinen Freund Jakob A., 1884, 2 т.; Bettelheim Ant., B. A., 1907; Koeppen, A. als Erzieher, 1912.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Ауэрбах — (Auerbach) Бертольд (28.2.1812, Нордштеттен, — 8.2.1882, Канн), немецкий писатель. Родился в еврейской семье мелкого торговца. В юности участвовал в студенческом движении. Сотрудничал в «Рейнской газете» (См. Рейнская газета). Первые романы А. 30-х гг. Большая советская энциклопедия
  2. Ауэрбах — Эрих Ауэрбах (Auerbach) (1892-1957) нем. филолог и культуролог, специалист по роман. языкам и лит-рам, исследователь Данте и Джамбаттисты Вико. История его жизни — перечень крупнейших ун-тов Европы и Америки: в Берлин. ун-те он изучал в 20-е гг. Словарь по культурологии
  3. АУЭРБАХ — АУЭРБАХ (Auerbach) Бертольд (1812-82) — немецкий писатель. Идеализирующие патриархальную деревню "Шварцвальдские деревенские рассказы" (1843-54) с яркими картинами народного быта и роман "Дача на Рейне" (1869). Исторический роман "Спиноза" (1837). Большой энциклопедический словарь