Литературная энциклопедия

Автограф

Автограф
АВТОГРАФ - подлинная авторская рукопись, а также собственноручная подпись, надпись какого-нибудь лица. Собирание А., имевшее место уже в древности, вошло в моду во Франции в конце XVI века, когда собирались преимущественно А. исторических документов с научной целью. С середины XVIII в. начинает преобладать чисто коллекционерский интерес. А. становятся предметом торговли и даже фальсификации. Появляются аукционы А. (с 1801 в Париже), выставки А. (с 1842), каталоги А. (с 1822 в Париже). Для удостоверения в подлинности А. стали издаваться сборники факсимиле (Delarue, Isographie des hommes célèbres, 1843; The autographic mirror, 1864-1866; Weigel, Autographie - Prachtalbum, 1858; Deutsche Dichter u. Denker der Gegenwart, 1885, и др.). Имеются периодические издания для коллекционеров автографов (в Париже - «L’amateur des autographes»; в Дрездене - «Mitteilungen für Autographensammler»; в Лондоне - «The Archivist»; в Нью-Йорке - «The Collector»). Наиболее значительными собраниями А. обладают: Национальная библиотека в Париже и Британский музей в Лондоне: в СССР - Росс. публичная библиотека, Академия наук (Ленинград), Публичная библиотека СССР им. Ленина, Толстовский музей, Исторический музей (Москва) и др. Спрос на А. породил особый литературный жанр «надписей в альбом», посвящений, мадригалов и т. п., в России весьма распространенный в первую половину XIX в. Подлинно научное значение изучение А. получает к концу XIX в. как важнейшее средство определения авторства и установления канонического текста, испорченного часто искажениями типографий, редакций, цензуры. Изучение А. (подлинных рукописей, черновиков, корректур) становится нередко важным моментом методики научного познания художественного произведения в его «творческой истории» .

Библиография:
История собирания А.: Larousse, Grand Dictionnaire universel. Значение А. для изучения творческой истории: Л., Творческая история «Горе от ума», 1920 («Творческая история», сб., ред. Н. К. Пиксанова, М., 1927). О приемах работы над А. и их изданием: Гофман М., Пушкин, П., 1922; Томашевский, Писатель и книга, Л., 1928; Witkowski, Textkritik u. Editionstechnik neuerer Schriftwerke, 1924.