Литературная энциклопедия

Аввакум

Аввакум
АВВАКУМ, протопоп (1620-1682) - один из основоположников старообрядческого раскола, является в то же время оригинальнейшим литератором XVII в. Происходя из среды низшего духовенства (нынешней Нижегородской губ.) и будучи сам сельским священником, А. уже с ранних лет был борцом и оппозиционером, хотя и мыслил консервативно. Когда началась реформа исправления церковных книг по новогреческим образцам (1653), А. со всей силою темперамента выступил на защиту старины уже как лицо, известное царю Алексею и московским придворным кругам. Дальнейшая жизнь А. проходит в ссылках (в Тобольск, в Даурию, на Мезень, в Пустозерск), прерывавшихся дважды вызовами в Москву: в 1664 - для уговоров его, влиятельного главаря старообрядцев, и в 1666 - для суда над ним с участием вселенских патриархов. Суд лишил его сана, проклял и приговорил к заточению. В 1682 А. вместе с тремя другими раскольниками-учителями сожжен на костре.Его литературное наследие, помимо истолковательных бесед на тексты писания, состоит из многочисленных (свыше 40) посланий и челобитных и из «жития» - автобиографии. Идейная сторона всех этих сочинений - в порицании никонианства, возглавляемого патриархом - предтечей антихриста, в доказательствах преимущества старой веры и в религиозно-догматических рассуждениях, иногда переходящих в теорию старообрядческой общины (о беспокойстве, о самосожжении как очистительной мученической смерти). Неуравновешенностью натуры, подверженностью бредовым идеям и галлюцинациям объясняется наличие всякого рода «видений», в к-рые автор сам искренно верит и к-рыми пользуется, доказывая свою мысль; отсюда же логические ошибки в выводах и крайняя подчас пестрота аргументов. Речь А. - простонародная, хотя местами и с подражанием риторике.Замечательным памятником старорусской литературы является «Житие» А. - его автобиография. «Житие» проникнуто, с одной стороны, некоторым агиографическим колоритом (стилевые недомолвки в рассказе), с другой - и по преимуществу - необычайной реальностью содержания и яз. Страстный темперамент А. ярко обрисовывается в многочисленных бытовых черточках и рассказах в его «Житии». По рассказу Аввакума он то отнимает у некоего «начальника» девицу, свою прихожанку, то из ревности по вере гонит зашедших в село скоморохов, причем ломает у них хари (маски) и бубны, а их плясовых медведей бьет и пускает на волю, то наотрез отказывается благословить «брадобритца», сына боярина Шереметьева. В результате таких поступков А. часто сам оказывается потерпевшим, изгнанным, побитым, брошенным в реку, - но неизменно смотрит на себя как на ревнителя веры, гонимого за веру. Столь же своеобразны стиль и композиция «Жития» - «простодушно деловой сказ то разнообразится перебоем восклицательных и вопросительных интонаций, торжественным чтением библейских текстов, к-рое временами переходит в ораторскую речь, проповедь, то уснащается каламбурами, шутливыми народными присловьями, двустишиями, лишь слабо связанными с искусственной - виршевой поэзией» (В. Виноградов).Яркий изобразительный талант вместе с авторитетностью А. среди старообрядческой массы вызвал к жизни целую плеяду писателей, идеологически и стилистически родственных А. Сюда относится деятельность братьев Денисовых, Павла Прусского и др., а также большое количество анонимной литературы народного характера («Сказание о граде Китеже», «Об Опольском царстве», «О картофеле и о табаке», стихотворные плачи, сектантские паспорта в стихах и т. д.).

Библиография:
Мякотин В. А., Протопоп А., СПБ., 1894; Бороздин А. К., Протопоп А., Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII в., СПБ., 1898; изд. 2-е., СПБ., 1900; Виноградов В. В., О задачах стилистики, Наблюдения над стилем «Жития» протопопа А., «Русская речь», сб. статей под ред. Л. В. Щербы, П., 1923.

См. также `Аввакум` в других словарях
Аввакум, в миру Дмитрий Семенович Честной, 1801 - 66, ориенталист-синолог, воспитанник Санкт-Петербургской духовной академии; был архимандритом и членом русской духовной миссии в Пекине. На тибетский язык А. перевел евангелие от Луки, на китайский - несколько молитв, церковных песнопений, поучений и сочинение Мансветова: "Черты деятельного учения веры"; составил каталог книгам, рукописям и картам на китайском, маньчжурском, монгольском, тибетском и санскритском языках, находящимся в библиотеке азиатского департамента министерства (СПб., 1843). В 1852 году А. был прикомандирован к экспедиции адмирала Путятина и плавал на фрегате "Паллада". Поместил несколько заметок в "Западно-Сибирском Отд. Имп. Русского Географического Общества". - Об А. см. "Русский Вестник" (1856, № 8) и статью И. Соколова в "Твер. Епарх. Ведом."(1899, № 7 - 9).
АВВАКУМ Петрович (1620 или 1621 - 1682), глава> старообрядчества, протопоп, писатель. В 1646 - 47 член "Кружка ревнителей благочестия". Выступил против реформ Никона. Сослан с семьей в 1653 в Тобольск>, затем в Даурию. В 1663 возвращен в Москву, продолжал борьбу с официальной церковью. В 1664 сослан в Мезень. В 1666 - 67 осужден на церковном соборе и сослан в Пустозерск, где 15 лет провел в земляной тюрьме, написал там собственное жизнеописание - "Житие", одно из лучших произведений русской литературы, и многие др. сочинения. По царскому указу сожжен.
АВВАКУМ Петрович (1620 или 1621-1682), протопоп, глава старообрядчества, писатель. В 1646-47 член "Кружка ревнителей благочестия". Выступил против церковной реформы патриарха Никона. Сослан с семьёй в 1653 в Тобольск, затем в Даурию. В 1663 возвращён в Москву, продолжал борьбу с официальной церковью. В 1664 сослан в Мезень. В 1666-67 осуждён на церковном соборе и сослан в Пустозёрск, где 15 лет провёл в земляной тюрьме, написал "Житие" и др. сочинения. По царскому указу сожжён.
Источник: Энциклопедия "Отечество"

(Аввакум Петров) (1621-1682), глава старообрядчества, идеолог раскола в Православной Церкви, протопоп, писатель. Родился в семье священника. Рано лишившись отца, 19-ти лет женился по указанию матери, найдя в жене верного друга своей многострадальной жизни. Ок. 1640 назначен был священником с. Лопатиц, а затем переведен в г. Юрьевец, откуда должен был спасаться бегств...
Аввакум
(по-евр. Хавакук) — один из пророков. Пророчества его, состоящие из трех кратких глав, составляют 8-ю книгу сборника 12 Малых пророков (Тре-ассар) в евр. каноне. Время и место деятельности А. с точностью не обозначено; но из содержания его речей, в которых он жалуется на угнетение слабых сильными и говорит (I, 6) о завоевательных походах халдеев, можно заключить, что он жил во время первого нашествия халдеев на Иерусалим, при царе Иоакиме. Мнение талмудистов, что А. есть сын Сунамитянки, которого воскресил Елисей (IV, Цар. 4), не имеет никакого основания, иначе А. пришлось бы иметь больше 300 лет. Слог А. возвышен и дышит силою. Молитва его в III главе как по форме, так и по содержанию — изящный псалом.
Энциклопедический ...
Аввакум Авваку́м имя собств.; уже ст.-слав., из греч. `Αββακούμ. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс 1964—1973
Смотреть `Аввакум` во всех словарях