Бандуристы

БАНДУРИСТЫ — украинские странствующие музыканты, сменившие старинных кобзарей; как и последние, Б. получили свое название от музыкального инструмента, на котором они аккомпанируют своим «думам», историческим песням, «козацьким притчам», сатирическим и юмористическим стихам. В большинстве случаев это были слепцы-крестьяне, зарабатывавшие пропитание своим искусством. Бандура, сменившая в XVII в. старую украинскую кобзу, представляет собою многострунный музыкальный инструмент типа лютни.

Творчество бандуристов охватывает довольно значительный сюжетный материал, которым в разные времена разнообразно пользовались исполнители. Он содержит и религиозно-нравственные наставления, и исторические сказания, и жанровые картины, и политическую сатиру. История знает случаи тяжкой политической кары Б., осмелившихся поднять крестьянские массы своими песнями против дворянского своеволия. Такими Б. были Михайло Соковый, Про́коп Скяга и Василий Варченко, казненные за агитационное искусство, направленное против помещиков.

Стародавняя Украина знала целые цехи кобзарей и Б., связанных артельными статутами, своеобразными бытовыми узами, солидарностью и правильным распределением районов обслуживания. В некоторых районах Украины Б. зовут «рельниками» от слова реля (контаминированное — лира). В XVIII в. при дворах и у богатых помещиков содержался обычно целый штат Б., среди к-рых иногда встречались слепые крестьянки. Фаворит Елизаветы, Олексей Ро́зум, впоследствии гр. Разумовский, был вначале исполнителем украинских дум в помещичьей артели Б. Обычно мальчик-поводырь или мальчик-слепой заимствовали у своего Б.-учителя секреты его искусства, заучивали сотни стихов, баллад и поэм, десятки героических повествований, обучались игре на бандуре. Так готовилась смена старым Б.

В 70-х годах Русское географическое общество заинтересовалось этим родом творчества и произвело типическое изучение бандуризма на примере Остапа Вересая. Этот слепой — сын полтавского скрипача, родившийся в 1803 и помнивший наполеоновский поход, дожил до глубокой старости (ум. 1890); в 1873 пел свои думы в Петербурге и рассказывал о трехлетнем обучении своему искусству. Его главными думами были исторические сказания об азовской неволе и сатира на сословную обособленность, на леность и глупость богатого люда. Однако мнение Юго-зап. отд. Географического о-ва, что Вересай является чуть ли не последним «кобзарем малорусским», нисколько не оправдывалось жизнью. Искусство Б. удержалось на Украине и после Вересая, а с установлением советского строя на Украине оно имеет явную тенденцию к широкому распространению и процветанию. Не так давно правительство УССР дало звание народного артиста республики замечательному Б. Кучугури-Курченке.

Библиография: «Правда», Письма Вересая к Кулишу, Львов, 1868; Русов А., Кобзарь Остап Вересай, I т. «Зап. Юго-зап. отд. геогр. о-ва», 1874, с портретом Вересая и нотами, Киев, 1874; Фаминцын А., Домра и сродные ей музыкальные инструменты, СПБ., 1891.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me