Descriptio

DESCRIPTIO (латинское — «описание») — термин риторики и поэтики; в риторике относится к числу фигур (см.) и означает неточное определение (показывающее «некоторые свойства и обстоятельства вещи, достаточные для получения о ней понятия и отличения от других вещей, не разбирая однако же состава ее и самой сущности»), в отличие от definitio (точного определения). Риторика делила D. на шесть видов: хронографию (описание времени), топографию (описание места), прозопографию (описание наружного вида), ифопию (описание внутренних качеств), портрет (описание и наружных и внутренних качеств, т. е. соединение двух предыдущих видов) и гипотинозис (описание действия, как происходящего перед говорящим). В поэтике термин D. применяют к так называемым «статическим мотивам», т. е. к таким частям художественного произведения, которые задерживаются на описании того или иного момента и не двигают действия дальше (например у Пушкина в «Руслане и Людмиле» описание сада Черномора). В этом смысле D. играет роль композиционной задержки, паузы, чередуясь с «динамическими мотивами» («narratio» — «повествование»), развертывающими действие. Композиционно D. используется в различных стилях очень различно (то чередуясь с narratio, то употребляясь в качестве концовки и т. п.). В зависимости от характера стиля и жанра изменяется и характер D. (так у романтиков особенно развито D.-описание природы, у реалистов — D.-описание быта и т. д.) и способ их употребления. В отношении к человеку (персонажу произведения) D. переходит в характеристику (см.). Существуют также произведения, в которых D. занимает господствующее композиционно место — такие, так называемые дескриптивные или описательные, поэмы были распространены в античной поэзии, а также в западно-европейской литературе XVIII века («Георгики» Вергилия, «Сады» Делиля — перев. на русский язык Воейкова, «Земное наслаждение в боге» Брокеса и др.) и посвящены обычно описанию природы.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me