Елена

ЕЛЕНА — греческое божество, героиня греческих мифов. В историческое время культ Е. существовал лишь в немногих местностях, и образ ее известен был преимущественно в той форме, к-рую ему придала эпическая поэзия (Гомер и др.): Е., дочь Зевса и Леды (см.) — в других вариантах Немезиды, — отличалась необычайной красотой (отсюда позднейший эпитет: Е. Прекрасная). После неудачной попытки Тезея (см.) похитить Е. земной отец ее, муж Леды, Тиндарей заставил всех многочисленных искателей руки Е. поклясться, что они будут защищать права избранного из их среды супруга Е. от всяких посягательств. Избранником оказался спартанский царь Менелай. Поэтому, когда троянский царевич Парис при благосклонном содействии богини Афродиты похищает дочь Зевса, греческие герои объединяются для троянского похода. После падения Трои Е. возвращается с Менелаем в Спарту, а затем Зевс уносит обоих для вечной жизни в царстве блаженных (по другой традиции, быть может, более древней, обожествленные Ахилл и Е. унесены на остров Черного моря, Левку, где от их брака рождается сын Эвфорион).

Поэзия феодального периода в Элладе разрабатывает образ Е. гл. обр. с точки зрения всепобеждающей силы страсти и стремится оправдать как Е., так и витязей, ведущих долголетнюю войну ради женщины, по красоте своей «подобной бессмертным богам». Для эпохи разложения аристократического строя в Элладе эта идеализация казалась непонятной, и мифотворчество VI в. спасло культ «героини» такой версией: в Трое был лишь призрак Е., между тем как живая Е. была унесена в Египет и все время оставалась верна мужу; когда же Менелай, на обратном пути из Трои, попал в Египет, он нашел Е., и призрак исчез. Еврипид, к-рый обычно критикует древние сказания с точки зрения новой морали, следует в ряде пьес гомеровской форме мифа; эти пьесы полны злобных выпадов против Е. и ее губительной красоты, они выдвигают на первый план чувственные черты ее образа; однако в трагедии «Е.» Еврипид пользуется и мотивом призрака, чтобы дать драму верной жены, страдающей от потери доброго имени и от настойчивой влюбленности египетского царя. После упадка старых культов версия призрака оказалась ненужной, и позднейшая литература трактует Е. исключительно как ветреную красавицу в фривольно-иронических тонах, часто напоминающих известную оперетту Оффенбаха (Овидий, Лукиан). В древнехристианском рассказе о Симоне-маге образ Е. становится символом языческой красоты и отсюда переходит в легенды и сказки европейских народов, между прочим и в легенду о Фаусте. Литература нового времени чаще всего продолжает позднеантичную традицию фривольного истолкования образа Е. (так напр. Шекспир — «Троил и Крессида»). Своеобразна композиция образа в «Фаусте» Гёте, где она является символом античной «канонической» красоты, долженствующей оформить титанические порывы фаустовского индивидуализма; от сочетания Е. с Фаустом рождается поэзия нового времени, воплощенная в их сыне Эвфорионе (имя заимствовано из вышеуказанного предания об Ахилле). Эпоха символизма с ее повышенным вниманием к проблеме чувственной красоты проявляет интерес к древнегреческим толкованиям образа Е. Мережковский («Леда») неудачно пытается отождествить эстетствующий аморализм с гомеровским «оправданием красоты»; Э. Верхарн («Е. Прекрасная»), в значительной мере исходя из материала трагедий Еврипида, расцвечивает образ Е., губительный в своей чувственной красоте, излюбленными декадентскими красками (любовь брата к сестре и т. п.) и заставляет самое Е. погибнуть от недостатка «духовности».

Библиография: Зелинский Ф., Елена Прекрасная, см. «Из жизни идей», т. III, СПБ., 1907.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ЕЛЕНА — I (Έλένη) в греческой мифологии спартанская царица, прекраснейшая из женщин. Отцом Е. античная традиция называет Зевса, матерью — Леду или Немесиду. В юности... Мифологическая энциклопедия
  2. Елена — Елена Прекрасная, в древнегреческой мифологии дочь Зевса и Леды (См. Леда), славившаяся необыкновенной красотой. Выданная замуж за спартанского царя Менелая (См. Менелай)... Большая советская энциклопедия
  3. Елена — Маленький спутник Сатурна, открытый в 1980 г. Объект неправильной формы, размерами 36 ? 30 км. См.: Таблица 6. Большой астрономический словарь
  4. Елена — • Helēna, Έλένη 1. дочь Зевса (Ноm. Il. 3, 426) и Леды, жены лакедомонского царя Тиндарея или же дочь Леды и Тиндарея (Hdt. 2, 112), сестра Кастора и Полидевка, Клитемнестры, Тимандры и Филонои, прелестнейшая женщина своего времени. Словарь классических древностей
  5. Елена — орф. Елена, жен. имя Орфографический словарь Лопатина
  6. Елена — Ы, жен.; народн. Алёна, -ы; прост. к Олёна, -ы. Производные: Еленка; Лена; Ленуша; Ленуся; Леся; Еленя; Еля (Ела); Елюша; Елюся; Люся; Алёнка; Лёна; Лёся; Лёля. Происхождение: (Предположительно от греч. helenos — свет.) Именины: 28 янв., 3 июня, 8 июня, 24 июля, 12 нояб. Словарь личных имен
  7. Елена — Елена сост. опис. юбилея Марии, игум. Серафимо-Дивеев. монаст., монахиня (1887). {Венгеров} Большая биографическая энциклопедия
  8. Елена — Еле́на имя собств. ж. р., народн. также Олёна. Из греч. `Ελένη; уменьш. Лёля, вероятно, из *Еля (Горяев, ЭС 186) с вторичным ё из Олёна. [Форма Е́ля – уменьш. от Еле́на, реально представлена в русск. народн. языке. – Т.] В народн. поверьях св. Этимологический словарь Макса Фасмера
  9. Елена — (греч.), в преданиях гностических сект («симо-ниан», «елениан») спутница Симона Мага. По сообщениям ортодоксальных христианских полемистов-ересеологов и назидательного иудео-христианского сочинения, известного под названием Псевдо-Кли-ментин... Словарь по культурологии
  10. ЕЛЕНА — ЕЛЕНА — в греческой мифологии прекраснейшая из женщин, жена царя Спарты Менелая. Похищение Елены Парисом послужило поводом к Троянской войне. ЕЛЕНА — спутник Сатурна, открыт с борта космического аппарата "Вояджер-2" (США, 1980). Расстояние от Сатурна ок. Большой энциклопедический словарь
  11. Елена — Св., королева сербская, мать королей сербских св. Милутина и Драгутина. После смерти своего супруга, Е. приняла монашество в городе Скадре (Скутари). Она строила обители, дома для бедных и помогала всем нуждающимся. Скончалась в 1306 г. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона