Ифланд

ИФЛАНД Август Вильгельм (August Wilhelm Iffland, 1759—1814) — немецкий актер и драматург, пользовавшийся в свое время значительным успехом в бюргерских кругах. Слава И. основывалась на его многочисленных комедиях, в которых он весьма умело воспроизводил слегка идеализированный быт немецкого бюргерства. Особенно охотно останавливаясь на мелочах обыденной мещанской жизни, он никогда не пытался, подобно своему современнику Шиллеру, возвыситься до изображения жизни героизированной. Великие политические события конца XVIII и начала XIX веков не оказали заметного влияния на творчество Ифланда, не заставили его перейти к более заостренной и углубленной интерпретации поставленных им проблем. Его мир — это мир честных, чтущих устои семейной жизни, чувствительных бюргеров, добродетель которых неизменно в конце пьесы торжествует над преступными замыслами представителей господствующих сословий. Однако разрешая себе нападки на чиновников, придворных и т. д., И. далек от посягательства на существующий в Германии социально-политический строй; его бюргерское сознание довольно консервативно, он только разоблачает «недостойных» представителей привилегированного общества, не высказываясь за необходимость уничтожения самой общественной системы, порождающей разоблачаемых им злодеев. Свое высшее призвание герои И. находят в успешной защите бюргерской морали от всяких на нее посягательств; в преданности нормам этой морали — их счастье и сила. Насыщенные этическим дидактизмом, но не лишенные занятности, несмотря на сравнительно однообразный типаж (der polternde Alte — «шумливый старик» и др.), нередко трогательные, бытовые комедии И. сыграли значительную роль в деле вытеснения с немецкой сцены рыцарских драм, размножившихся после «Геца фон Берлихингена» Гёте. И. на время сумел стать любимцем бюргерской аудитории, оценившей его не очень яркое, но несомненное дарование, отмеченное скромной оппозиционностью по отношению к существующим порядкам. К числу лучших произведений И. принадлежат его пьесы: «Der Jager. Ein landliches Sittengemalde in 5 Aufzugen» (Охотник. Изображение сельских нравов в 5 актах) и «Die Hagestolze» (Холостяки), комедия, долженствующая «укреплять домашнее счастье».

Актерская техника И. (в ст. «Лессинг» помещено изображение И. в роли Натана Мудрого в пьесе Лессинга того же названия) тесно связана с основным устремлением всего творчества И.; в качестве актера он также был сторонником бытового реализма, зорким наблюдателем деталей, выхваченных из жизни. Статьи Ифланда о театре собраны в «Fragmente uber Menschendarstellung» (1785), «Theorie der Schauspielkunst» (1815) и в «Almanach fur Theater und Theaterfreunde» (1806—1811).

И. оставил автобиографию — «Meine theatralische Laufbahn» (1805).

Библиография: I. Dramatische Werke, 16 Bde, Lpz., 1798—1802; Neue dramatische Werke, Berlin, 1807. На русск. яз. перев.: Охотник. Изображение сельских нравов, в 5 д., перев. М. Фрейтаг, СПБ., 1802; Мое театральное поприще, М., 1816.

II. Duncker C., Iffland in seinen Schriften als Kunstler, Lehrer und Direktor der Berliner Buhne, 1859; Lampe K., Studien uber Iffland als Dramatiker, 1899; Seuffert В., Ifflands «Jager» u. Ludwigs «Erbforster», «Euphorion», B. XXV, 1924.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me