Игнотус

ИГНОТУС (1869—) — псевдоним Гуго Файгельсберга, венгерского писателя, критика и публициста. Юрист по образованию, И. однако всю жизнь работал исключительно в области литературы. В 1891 вышел его первый сборник стихов «Страдания Шлемеля», написанный под сильным влиянием Гейне и Иосифа Кисса. Стихи эти проникнуты ироническим отношением к самому себе, сочетающимся со скептицизмом и чувственным жизнеощущением. По форме поэзия И. приближается к строгой замкнутости лирики И. Арани. Впоследствии И. переходит к критической работе, к-рая занимает первое место в его лит-ой деятельности. В 90-х годах, в противовес националистическим мелкобуржуазным устремлениям венгерской лит-ры, И. является поборником натуралистического и реалистического направления. В основе его критических работ лежит теория «искусства для искусства», из к-рой он делает самые крайние выводы. И. горячо поддерживал все новые течения, и когда в XX в. в Венгрии разгорелась ожесточенная полемика между лит-ыми группировками ультранатурализма, символизма и экспрессионизма и старыми направлениями, он стал главным редактором органа «молодых» — «Der Westen». В политическом отношении И. находился под различными влияниями: политический сотрудник консерватора-аристократа Юлия Андраши, И. был также связан и с представителями мелкобуржуазного радикализма. Проповедывал нечто вроде феодально-консервативного социализма и вместе с тем заигрывал с мелкобуржуазной революционной демократией.

Во время войны И. поддерживал в лицемерно-пацифистском духе империалистическую политику монархии. После революции (во время венгерской керенщины) ему была доверена политическая работа за границей, в связи с чем он долгое время не мог вернуться в Венгрию после победы контрреволюции. Чтобы искупить свое космополитическое прошлое, И. развернул за границей широкую журналистскую деятельность в националистическом духе.

В настоящее время И. опять принимает активное участие в венгерских литературно-критических дискуссиях, хотя его влияние далеко не так значительно, как перед войной. Он провозглашает и теперь абсолютный приоритет формы, техники, и при этом его борьба против тенденциозности в литературе направлена по существу против литературы революционной. В политических статьях И. находит себе выражение упадочническое настроение мелкой буржуазии, разочаровавшейся в революции. Разбросанные в различных органах статьи И. собраны в нескольких сборниках.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me