Ирландская литература

ИРЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — наиболее богатая из кельтских лит-р и самая древняя из новоевропейских. Хотя письменность появилась в Ирландии лишь после ее христианизации (V в.), — несомненно, что уже до этого там существовала довольно развитая устная литература, носителями к-рой были барды (см.), друиды (см.) и филилы. Древнейшие дошедшие до нас стихотворные и прозаические произведения относятся к VII—VIII вв. И. л. можно разделить на три периода:

1. до XII века (до англо-норманского завоевания),

2. с XII по XVI в. (до окончательного подчинения Англии) и

3. с XVI в. до наших дней.

Лит-ру первого периода, в силу тенденции ее к архаизму и крайней консервативности форм и сюжетов, приходится рассматривать как нечто цельное, без хронологических подразделений. Она соответствует эпохе натурального хозяйства и отражает постепенный переход от родового (кланового), затем племенного строя к примитивному феодализму, причем многие произведения (особенно эпические), в процессе их роста и позднейшей переработки, содержат в смешанном виде черты всех перечисленных социальных систем. Главными очагами

Ирландская литература

Ирландское письмо и книжное украшение VIII в.

лит-ры были монастыри и княжеские дворы. В монастырях культивировалась религиозная литература (гимны, жития святых, «видения», из к-рых самое замечательное — «Видение Адамиана» IX века — один из прообразов поэмы Данте), а также ученая (хроники, трактаты по медицине, метрике, топографии Ирландии и т. п.). Наряду с этим в монастырских школах изучались латинский яз. и литература, плодом чего явились переложения сказаний о троянской войне, о странствиях Улисса, Энея (по Вергилию), «Aethiopica» Гелиодора и мн. др. В иной обстановке расцвел эпос в виде прозаических саг с вкрапленными в повествование стихами. Возникший из родовых и местных преданий, он рано перешел в руки профессиональных сказителей (Scelid’ов), частью бродячих, частью обосновавшихся при княжеских дворах. Его темы (по преимуществу героические, но с большой примесью любовных мотивов), характеры, обстановка действия, украшенный стиль всецело отражают вкусы и идеалы знати. По своим сюжетам саги распадались на ряд групп: «разрушения (замков)», «битвы», «похищения стад», «плавания», «сватовства», «убийства» и т. п. Различают четыре основных цикла:

1. мифологический, самый древний, обнимающий как легендарные предания из истории заселения Ирландии (напр. «Lebor Gabala» — «Книга завоеваний»), так и мифы, в которых боги в итоге процесса рационализации изображены в виде людей;

2. уладский (ульстерский), наиболее любопытный и обширный (более 100 саг), имеющий главными героями короля Конхобара и его племянника Кухулина;

3. цикл Финна или Оссиана, сильно окрашенный фантастикой, сформировавшийся на юге;

4. смешанный цикл, охватывавший помимо «легенд о королях» ряд других романтических сказаний, как напр. поездки героев на «тот свет» или в «страну фей» и т. п.

Все это — саги небольшого объема (каждая могла быть рассказана в один вечер), и лишь две-три из них, как например «Похищение быка из Куальнге», являются попытками создать обширную эпопею. В эпоху набегов скандинавских викингов, жестоко разорявших страну (IX и X вв.), сказители в союзе с монашеством, национально настроенным и потому относившимся весьма терпимо к языческим сказаниям, спасая рукописи, собирали их в укрепленных центрах; это дало повод к пересмотру материала и выработке сводных, координированных редакций саг. Тогда они и приняли ту форму, в которой дошли до нас в двух крупнейших рукописях: «Lebor na h-uidre» («Book of the Dunsow», около 1100) и «Lebor Laigen» («Book of Leinster», около 1160). Наряду с эпосом, в той же аристократической среде развилась поэзия бардов, по преимуществу политического характера (панегирики и сатиры), но разрабатывавшая также иногда мотивы любви и природы. Метрика ее, весьма сложная и требовавшая долгого изучения, основанная на силлабизме, с применением рифмы и аллитерации, частично восходит к позднелатинской, частично — местного происхождения; стиль — еще более украшен, чем стиль саг, и изобилует сложными и часто туманными метафорами.

Второй период И. л. в связи с массовым истреблением старых рукописей англо-норманскими баронами и попыткой их вовсе искоренить ирландский яз. является эпохой упадка. Лит-ра не исчезает, но принимает эпигонский характер. Старые саги постепенно спускаются в народ. Цикл Финна облекается в более народную форму баллад. По типу саг разрабатываются иноземные (английские и французские) сюжеты: «Войны Карла Великого», «Св. Грааль» и т. п. Барды ютятся при дворах уцелевших ирландских феодалов, и их поэзия все более и более приобретает боевой националистический характер.

В третий период, несмотря на гнет метрополии, наблюдается (именно в XVII веке) временное возрождение ирландской литературы. Происходит частичное сплочение для организации отпора поработителям. Усиленно собираются и пополняются национальные предания, родословные, летописи, легенды. Поэзия бардов, оставшихся верными феодально-националистическим идеям, окончательно принимает областной патриотический характер. В поэзии происходит крупная реформа в смысле ее демократизации: стиль ее весьма упрощается и вместо 300—400 старых размеров в употреблении остаются только 24 с переходом от силлабической системы к тонической (по образцу английской поэзии). Крупнейшим памятником XVII в. является поэма «Распря поэтов» (около 7 000 строк), содержащая спор поэтов — Tadhg Mac Daire и Lughaidh O’Clery — о достоинстве двух соперничающих княжеских родов. С этим совпал расцвет художественной прозы, именно в лице Джорджа Китинга (ум. 1650), «История» к-рого до сих пор считается в Ирландии образцом прозаического стиля. К этому же времени относятся возникновение «Анналов четырех мастеров», исторические труды Мак-Фирбиса и т. п., между тем как саги, разложившиеся в сказку или народную балладу, окончательно демократизируются. Но в XVIII веке расцвет И. л. приходит к концу. Вместе с падением феодализма отмирают старые лит-ые формы и идеалы, а для выработки новых раздробленность классовых интересов, скрещивающихся с национальным антагонизмом, и общее экономическое истощение страны не создают необходимой почвы. Проза увядает, а поэзия превращается в трафаретные стихотворные упражнения. Из числа немногих даровитых поэтов можно назвать лишь «последнего барда» — Turlough O’Carolay (Терлу О’Кэролэу, умер 1738) и автора красивой поэмы «Оссиан в стране юности» Michael Comyn (Майкель Комин, ум. 1760). Такое же оскудение И. л. наблюдается и на протяжении всего XIX в. Лишь в последние три десятилетия, сначала благодаря усилиям Gaelic League (Союз певцов), устраивавшей литературные конкурсы, а в наши дни под влиянием последней политической реформы наблюдаются усилия возродить И. л., но результаты их пока еще трудно учесть.

В результате политического гнета, подавления метрополией ирландской национальной культуры, ирландская интеллигенция национально обезличивалась. Эмигрируя в Англию вследствие тяжелого экономического положения своего края, ирландцы часто ассимилировались с местным населением. В XVIII в. немало английских писателей ирландского происхождения (крупнейшие из них: Гольдсмит, Шеридан и другие). Но если эти писатели принадлежат британской, а не ирландской культуре, то в XIX в., в связи с национальным подъемом, вызванным хозяйственным развитием, появляется ряд национальных ирландских писателей, пишущих на английском яз. Крупнейшие из них: драматург Д. Синг и поэт, драматург, критик В. Б. Йите. В настоящее время выдвинулись: драматург О’Кэйзи и романист Тэлли (в С. Америке).

Библиография: Смирнов А. А., Ирландские сари (переводы и комментарии), Л., 1929; Hyde D., A literary History of Ireland, 1903; Hull E., A Text Book of Irish Literature, 2, 1910; The contention of the bards, Ed. by L. Mc Kenna, 2 vv., 1918; Walters L. D., Irish poets of to-day, 1921; Lennox Robinson, Golden Treasury of Irish Verse, 1925; D’Arbois de Jubainville H., Cours de Litterature celtique, vv. I, 1883; II, 1884; V, 1892; Dottin G., La litterature gaelique d’Irlande, «Revue de synthese historique», v. III; Его же, Les litteratures celtiques, 1924; Meyer K. M., Romanische Literaturen und Sprachen в серии «Die Kultur der Gegenwart», Teil I, Abt. XII, 1909; Thurneysen R., Die irische Helden- und Konigssage bis zum XVII Jahrhundert, Teil I und II, Halle, 1921.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me