Канцона

КАНЦОНА — буквально «песня», лирическая форма средневековой поэзии, возникшая первоначально в феодально-рыцарской лирике Прованса, откуда она была усвоена французскими и итальянскими подражателями. Последние придали ей наиболее разработанную форму, откуда и самое итальянское наименование жанра (итальянское — canzone, французское — chanson, провансальское canso). У трубадуров Прованса К. являлась довольно неопределенным термином, к-рым обозначалось лирическое произведение, посвященное исключительно темам рыцарской любви. По форме своей провансальская К. очень разнообразна: число строф неограниченно (обычно 5—7), чаще с особой концовкой (так наз. tornada), равно как и число стихов в строфе (как исключение встречается 42 стиха) и самые стихотворные размеры. Стихи связаны между собой рифмами в самых различных комбинациях (напр. «ababccdd» или «ababcdc», или «ababccd»), иногда даже так, что внутри строфы все рифмы различны, но в следующих строфах каждый стих рифмуется с соответствующим стихом первой строфы. Итальянские поэты, особенно представители городской буржуазной лирики XIII в., в том числе Гвиницелли, Кавальканти, Чино да Пистойя и сам Данте, усиленно культивировали К., особенно в своих произведениях аллегорического и философского содержания. Уже Данте дал некоторую теорию построения К. (во второй книге своего трактата «De vulgare eloquentia»), согласно к-рой К. должна состоять из двух частей: вводной (fronte) и основной (sirima), каждая из к-рых в свою очередь может распадаться на piedi (первая) и volte (вторая). Все части К. соединены рифмой, также весьма разнообразной. Число стихов в строфе и размеры стиха свободны, но на практике чаще всего у итальянцев встречается так. наз. одиннадцатисложный стих. Обычно К. сопровождается концовкой. Наиболее совершенной формы К. достигает у Петрарки в XIV в., после чего этот жанр постепенно замирает и возрождается в последний раз у испанских петраркистов XVI века, как например у Боскана или Гарсиласо де ла Вега, чтобы потом выйти совсем из употребления.

В немецкую литературу форму канцоны вводят романтики (А. В. Шлегель, Рюккерт, Платен), в русскую — символисты (Вячеслав Иванов, Валерий Брюсов — «К даме» в его сб. «Опыты», М., 1918, стр. 142).

Библиография: Floeck O., Die Kanzone in der deutschen Dichtung, Berlin, 1910.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. канцона — -ы, ж. 1. лит. Лирическое стихотворение особой формы, получившее широкое распространение в итальянской и провансальской поэзии средних веков и эпохи Возрождения. 2. муз. Лирическая песня, восходящая к итальянской народной песне. [итал. canzone] Малый академический словарь
  2. Канцона — (итал. canzone, canzona, от лат. cantio — пение, песнь; франц. chanson, испан. canciуn, нем. Kanzone) — первоначально название разновидности лирич. стихотворений, зародившейся в Провансе и получившей широкое распространение в Италии 13-17 вв. Поэтич. Музыкальная энциклопедия
  3. канцона — Канцо́н/а. Морфемно-орфографический словарь
  4. Канцона — (итал. canzone, буквально — песня) лирическое стихотворение о рыцарской любви в средневековой поэзии прованских трубадуров (См. Трубадуры). Первоначально получила распространение в Италии в 13—17 вв. Канонические... Большая советская энциклопедия
  5. канцона — орф. канцона, -ы Орфографический словарь Лопатина
  6. Канцона — КАНЦОНА. Основываясь на том, что Дант назвал первою канцоною первую часть написанного терцинами «Ада» («Ад» песня XX, ст. 1—3), нельзя давать особой веры популярным учебникам, требующим от строф канцоны определенного minimum'a и maximum' стихов (напр. Словарь литературных терминов
  7. канцона — Заимств. в начале XIX в. из итал. яз., где canzone «канцона» < «песня» < лат. cantio, род. п. cantionis «песня», суф. производного от cantare «петь». См. кантата. Этимологический словарь Шанского
  8. канцона — КАНЦОНА -ы; ж. [итал. canzone] 1. Лит. Лирическое стихотворение особой формы (получила особое распространение в итальянской и провансальской поэзии средних веков и эпохи Возрождения). 2. Муз. Лирическая песня, восходящая к итальянской народной песне. Толковый словарь Кузнецова
  9. канцона — Канцоны, ж. [ит. canzone – песня]. 1. Вокальная пьеса для одного голоса с аккомпанементом, сохраняющая национальный колорит в мелодии, ритме (муз.). Мелодичная итальянская канцона. 2. Особая форма стихотворного произведения, род лирической баллады (лит.). Большой словарь иностранных слов
  10. канцона — КАНЦ’ОНА, канцоны, ·жен. (·итал. canzone — песня). 1. Вокальная пьеса для одного голоса с аккомпанементом, сохраняющая национальный колорит в мелодии, ритме (муз.). Мелодичная итальянская канцона. 2. Особая форма стихотворного произведения, род лирической баллады (лит.). Толковый словарь Ушакова
  11. канцона — канцона ж. 1. Лирическое стихотворение особой формы, получившее широкое распространение в итальянской и провансальской поэзии эпохи Средневековья и Возрождения. 2. Лирическая песня, восходящая к народной итальянской. Толковый словарь Ефремовой
  12. КАНЦОНА — КАНЦОНА (итал. canzone, букв. — песня) — 1) лирическое стихотворение о рыцарской любви в западно-европейской поэзии 13-17 вв., первоначально у провансальских трубадуров. Классические образцы — у Данте и Петрарки. Большой энциклопедический словарь
  13. Канцона — (ит. canzone, букв. – песня) – лирическое стихотворение о рыцарской любви в западно-европейской поэзии XIII – XVII вв., первоначально у провансальских трубадуров; многоголосная светская песня эпохи Возрождения. Словарь по культурологии
  14. Канцона — (la canzone, от латинского cantio) — название старейшей формы итальянской лирики, встречающейся и в провансальской (canso), и старофранцузской (chanson) поэзии. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона