Маркевич

МАРКЕВИЧ Болеслав Михайлович (1822—1884) — писатель. Учился в Одесском лицее, служил в министерстве государственных имуществ, финансов и др. Дослужившись до значительных чинов, был внезапно уличен в крупной взятке и уволен со службы. В литературе дебютировал в конце 60-х гг. малозначительными очерками «Типы прошлого». Наиболее крупные произведения М. — «Марина из Алого рога» (1878) и трилогия «Четверть века назад» (1878), «Перелом» (1880) и «Бездна» (1883) (незакончена). Эти романы были напечатаны в «Русском вестнике».

Творчество М. выражает идеологию наиболее реакционной группы русских помещиков, которая протестовала даже против реформ 60-х гг., противоречивших ее экономическим интересам, и перешла в политическую контратаку с началом экономического застоя 80-х гг. (уступкой требованиям этой группы помещиков являлись такие мероприятия правительства Александра III, как создание дворянского банка и института земских начальников). М. презирает общество, возникшее в результате «великих реформ», — «нажившегося кабатчика, жида-концессионера, адвоката, газетчика, профессора из прогрессистов , чиновника-либерала» и пр. Он злобно издевается над либерализмом людей сороковых годов, уготовившим дорогу нынешнему повсеместному воцарению разночинца (шаржированная фигура отца-Овцына, «русского Ламартина»). Он ненавидит революционную демократию 60-х годов, изображая ее представителей самыми отталкивающими чертами (нигилисты — Левиафанов в «Марине из Алого рога», Иринарх Овцын в «Переломе», террорист «Волк» в «Бездне» — в последнем М. пытался изобразить Желябова). Трилогия, по мысли М., должна была изобразить процесс распада русского общества: относительную его крепость в «Четверть века назад», тщетную борьбу с воспрянувшими революционными силами в «Переломе» (эпоха проведения крестьянской реформы) и полный маразм распада в «Бездне». М. винит во всем происходящем либеральничающую бюрократию, «заигрывающую» с революционным движением и идущую «на поводу» у нигилистов (отталкивающие образы либеральных губернатора, губернского прокурора и даже государственного секретаря!). Идеалом Маркевича является «дворянское служилое сословие», — с одной стороны, землевладельческое — с другой, тесно связанное с верхом и с низом: с властью — службой, с землепашцем — общими им интересами «почвы». Таковы любимейшие герои М. — Чемисаров («Типы прошлого»), граф Завалевский («Марина из Алого рога») и особенно Троекуров («Перелом», «Бездна») — феодализированный Печорин, изображенный последним могиканом славного дворянского прошлого.

Вся идеологическая концепция М. представляла собой полное извращение действительности, — обвинять русское самодержавие второй половины 70-х гг. в либерализме было не меньшим издевательством над истиной, чем игнорировать те беспощадные расправы, которые абсолютизм систематически учинял над авангардом революционной демократии. Художественная ценность произведений М. невысока: этот оголтелый черносотенец не мог не лгать в своих произведениях. Ему свойственно вульгарно-прямолинейное деление образов на «светлые» и «темные», склонность к штампованным категориям персонажей (противопоставление «демонической» княжны Киры, чуть было не сделавшейся нигилисткой, «ангелу во плоти», Сашеньке, любовные описания феодально-аристократического быта, идиллических отношений строгого, но справедливого «барина» с послушным и патриархальным народом). Язык М. характеризуется галлицизмами, неправильными оборотами речи, манерностью (каждая глава огромной трилогии снабжена двумя эпиграфами), выспренними метафорами и пр.

Библиография: I. Полное собрание сочинений, 11 тт., СПБ, 1885; То же, издание 2-е, М., 1911; Письма к гр. А. К. Толстому и П. К. Щебальскому и др., СПБ, 1888.

II. Михайловский Н. К., О крокодиловых слезах, «Северный вестник», 1886, кн. X, и в Собр. сочин., т. VI; Арсеньев К. К., Роман — орудие регресса, Критические этюды по русской литературе, том II, СПБ, 1888; Его же, За кулисами ретроградного романа, «Вестник Европы», 1888, кн. X; Цейтлин А. Г., Сюжетика антинигилистическ. романа, «Литература и марксизм», 1929, книга II.

III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX включительно, часть 2, СПБ, 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, П., 1917; Владиславлев И. В., Русские писатели, издание 4-е, Гиз, Ленинград, 1924.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МАРКЕВИЧ — Николай Андреевич (26.I.1804 — 9.VI.1860) — укр. дворянский историк, этнограф и поэт. В молодости выпустил неск. сборников стихов, в т.ч. "Укр. мелодии" (М., 1831), в основе к-рых лежали укр. нар. предания и поверья. "История Малороссии" М. (т. 1-5... Советская историческая энциклопедия
  2. Маркевич — I Марке́вич Александр Прокофьевич [родился 6(19).3.1905, село Плоское, ныне Таращанского района Киевской области], советский зоолог, академик АН УССР (1957; член-корреспондент 1948), заслуженный деятель науки УССР (1965). Член КПСС с 1951. Большая советская энциклопедия
  3. МАРКЕВИЧ — см. МАРКАЧЕВ Словарь русских фамилий
  4. МАРКЕВИЧ — МАРКЕВИЧ (Markevich) Игорь (Борисович) (1912-83) — французский дирижер, композитор. Родился в России. С 1913 жил в др. европейских странах. Участник итальянского Движения Сопротивления. Большой энциклопедический словарь
  5. Маркевич — Маркевич капитан, вм. с кап. Нилусом составил курс артиллерии (СПб., 1900 гг.). {Венгеров} Большая биографическая энциклопедия