Никитин Н. Н.

НИКИТИН Николай Николаевич (1897—) — современный писатель и драматург. Окончил реальное училище. Начал писать с 1922. Был в объединении «Серапионовы братья» (см.).

Творческий путь Н. неровен, показывает трудности процесса переделки писателя мелкобуржуазной интеллигенции. В ранних рассказах Никитин изображает отдельные эпизоды гражданской войны. Он раскрывает прикрытую лицемерием жестокость белогвардейцев, расстреливающих пленных (рассказ «Барка»), пытается создать образ большевика, героически ведущего борьбу с белыми («25 июля 1918 года»), ставит проблему интернационализма пролетарской революции. Политическим действиям своих персонажей («Рвотный форт», «Полет») писатель подчас давал сексуальную мотивировку, утверждая, что революция дала простор для повышенно-эротического восприятия мира. Это убеждение автора сопровождалось подчеркнутым натурализмом, отсутствием стройной композиции, четкого сюжета, пристрастием к заумно-«оригинальным» определениям.

От изображения эпизодов гражданской войны Никитин перешел к показу советской периферии, «мелкого человека» («Обоянские повести»). Обыватели — провинциальные служащие, доктора, купцы, художники, аптекари и т. д. — живут своими мелкими интересами. Быт мелких людей традиционен и нерушим. Устоявшаяся болотная жизнь Обояни разнообразится лишь сплетнями, анекдотами. Гипертрофируя мещанский быт, утеряв революционную перспективу, Н. дал натуралистическое описание окраины.

Ряд очерков («С карандашом в руках», «Лирическая земля») и роман «Преступление Кирика Руденко» знаменовали стремление автора выйти на дорогу актуального революционного творчества. В «Преступлении Кирика Руденко» Н. показывает фабричную молодежь, диференцирует ее, стойкому комсомольцу Колобову противопоставляет разложившегося чубаровца Царева. Однако изображая человека гл. обр. в его любовных переживаниях, Н. не справился с задачей — дать типы новых людей. Кирика Руденко Никитин дал борцом за «человеческую» справедливость вообще. Роман Никитина перекликается с произведением Малашкина «Луна с правой стороны».

Свойственный Н. гуманизм затруднил для автора возможность правильно развить тему о политическом вредительстве. Роман «Шпион», написанный в 1930, получился идейно и художественно бледным и спорным. Стремясь разоблачить шпиона, руководителя диверсионных актов б. полковника Маклецова, Н. отходит от разоблачения, подчеркивая одержимость Маклецова мучительными общечеловеческими страданиями. Подробно прослеживая настроения Маклецова, Никитин абстрагируется от изображения советской действительности.

Мелкобуржуазные, идеалистические установки раскрываются не только в художественном творчестве, но и в статьях Никитина. В статье «Вредные мысли» (1924) Никитин заявлял: «Нельзя требовать от художника, чтобы он был общественным сейсмографом, это не главная цель искусства, у него свое ухо, своя игра, только ему присущая». В сборнике «Как мы пишем» (1930) Никитин акцентировал бессознательность процесса творчества, недооценивал роль критики, но признал уже влияние среды на писателя и необходимость участия последнего в общественной жизни. На пленуме Всероскомдрама (1931) Никитин заявил: «Чем ближе художник связан со своим классом, тем талантливее и сильнее его песня».

Успехи индустриализации СССР, оказавшие решающее влияние на развитие советской литературы, выправляют и творческое развитие Никитина. В пьесе «Линия огня» (1931) Н. показал строительство энергетической установки. Н. создал образы коммунистов, инженеров, рабочих, с одной стороны, и инженера-вредителя (Богалей), представителей старой деревни (дед) — с другой. Пьеса имеет в основе своей заостренную коллизию, но схематична. В творческом развитии Н. она играет несомненно положительную роль, свидетельствуя о стремлении Н. включиться своим творчеством в социалистическое строительство. Говорить о завершении идейно-художественной перестройки Никитина еще преждевременно.

Библиография: I. Камни, Рассказы, изд. «Алконост», П., 1922; То же, изд. «Былое», П., 1923; Американское счастье, Рассказы, изд. то же, П., 1922; Рвотный форт, Рассказы, Гиз, М. — Л., 1922; То же, изд. 2-е, М. — Л., 1926; Бунт, Рассказы, изд. «Круг», М. — П., 1923; Ночной пожар, Берлин, 1923; Русские ночи, Берлин, 1923; Вещи о войне, Гиз, Л., 1924; Сейчас на Западе, Берлин — Рур — Лондон, изд. «Петроград», Л. — М., 1924; Полет, Рассказы, Гиз, Л., 1925; С карандашом в руке, Очерки и рассказы, Гиз, М. — Л., 1926; Лирическая земля, Рассказы и очерки, изд. «Мысль», Л., 1927; Могила Панбурлея, Рассказы, изд. «Пролетарий», Харьков, 1927; Обоянские повести, изд. то же, Харьков, 1928; Преступление Кирика Руденко, Роман, изд. то же, Харьков, 1928; То же, изд. 3-е, «Изд-во писателей в Ленинграде», Л., 1931; Собачий ящик, Повесть, изд. «Мысль», Л., 1928; Собр. сочин., изд. «Пролетарий», Харьков, 1928—1929 (вышли: т. I. Рвотный форт; т. II. Полет; т. VI. Преступление Кирика Руденко); Шпион, Роман, «ЗиФ», М., 1930; Шпион. — Линия огня. — Наивный Вениамин, ЛенГИХЛ, Л., 1932; Обоянь. Рассказы о войне, ЛенГИХЛ, Л., 1933 (здесь же и роман «Преступление Кирика Руденко»); Вредные мысли, статья в сб. «Писатели об искусстве и о себе», М., 1924; сб. «Как мы пишем», Л., 1930, стр. 107—123 (Н. о своем творчестве); сб. «Писатели», под ред. Вл. Лидина, изд. 2-е, М., 1928, стр. 236 (автобиографич. заметка).

II. Правдухин В., Пафос современности и молодые писатели, «Сибирские огни», 1922, IV (и в сб. «Литературная современность», М., 1924); Воронский А., Серапионовы братья, «Красная новь», 1922, III; Его же, На перевале, там же, 1923, VI (и в сб. «Искусство и жизнь» М., 1924); Волин Б., Клеветники, «На посту», 1923, I; Асеев Н., «Печать и революция», 1923, II; Соболев Ю., «Красная новь», 1923, I; Гольцев В., «Молодая гвардия», 1927, II (о «Рвотном форте»); Юргин Н., «Молодая гвардия», 1926, I; Губер Б., «Новый мир», 1926, VI (о «Полете»); Гольцев В., «Печать и революция», 1927, I; Беккер М., «Октябрь», 1927, III (о сб. «С карандашом в руке»); Эльсберг Ж., «На литературном посту», 1927, XV—XVI (о сб. «Лирическая земля»); Палей А. Р., «Новый мир», 1928, VIII; Оксенов И., «Красная новь», 1928, X; Глаголев А., «Печать и революция», 1929, I (об «Обоянских повостях»); Палей А. Р., «Новый мир», 1928, VII; Оксенов И., «Красная новь», 1928, X (о «Преступлении Кирика Руденко»); Перимова Т., «Книга и революция», 1930, VIII; Николаева Т., «На литературном посту», 1930, IX; Мищихин В., «Сибирские огни», 1930, VII; «Книга — строителям социализма», 1931, № 17 (о романе «Шпион»); Гурвич А., Линия огня, «Советский театр», 1931, VII, и другие.

III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, том I, Гиз, Москва — Ленинград, 1928.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me