Но

НО — придворный театр сёгунов из династии Асикага, царствовавшей в Японии с конца XIV до середины XVI вв. Сёгуны Асикага, создавая пышную придворную культуру самурайской монархии, восприняли и подвергли обработке основные элементы культуры Хэйанской эпохи — эпохи аристократической монархии IX—XII вв., своеобразный синтез музыкального, танцевального и поэтического искусства к-рой театр Но и представляет.

Текст пьес театра Но — «екёку» — составлен по всем правилам хэйанской поэтики: каламбуры, чередование колонов из 7 и 5 слогов, цитирование известных танок из классических антологий, канонизованная лексика. Многие екёку представляют собой откровенную компиляцию, своеобразный литмонтаж из классических танок и фрагментов хэйанских повестей. Не являясь оригинальными в смысле поэтической техники и стилистики, пьесы театра Но идеологически резко отличаются от хэйанских произведений. В то время как аристократы эпохи хэйан были проникнуты духом гедонизма и соблюдали только показную, обрядовую сторону буддийского и синтоистского культов, самураи, вышедшие на сцену в XII в., активно культивировали буддийский ригоризм, сыгравший крупную организующую роль в жизни этого сословия. Пьесы Но представляют собой откровенную религиозную пропаганду — в них говорится о бренности мирского бытия, о перерождениях, о чудесах буддийских и синтоистских божеств и о силе буддийских молитвословий, освобождающих души древних героев от проклятия. Пьесы театра Но по большей части романтико-фантастические. В роли героев выступают божества, демоны, духи древних богатырей и красавиц. Сцена театра Но представляла собой площадку, с трех сторон окруженную зрителями; помещение для актеров соединялось со сценой мостом — хасигакари. Вместо декораций имелся задник — ширма с изображением сосны. Главных актеров, ведущих действие, было три, остальные играли вместе с хором вспомогательную роль.

Речитативная декламация актеров и хора сопровождалась музыкальным аккомпанементом на флейтах и барабанах. Театр Но оказал значительное влияние на известный театр Кабуки (см.).

Библиография: Елисеев С., Японская литература, сб. «Литература Востока», вып. II, П., 1920; Конрад Н., Японская литература в очерках и образцах, Л., 1927; Aston W., A History of Japanese Literature, L., 1899; Florenz K., Geschichte der japanischen Literatur, Lpz., 1909; Perzynski F., Japanische Masken, Nō u. Kuōgen, 2 Bände, Berlin, 1925.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. но — 1) союз. I. противительный. 1. Употребляется для соединения противопоставляемых предложений или отдельных членов предложения; соответствует по значению словам: а, наоборот, напротив. [Фамусов:] С тех пор дороги, тротуары, Дома и все на новый лад. Малый академический словарь
  2. но — 1. но¹, союз. 2. но², междом. Морфемно-орфографический словарь
  3. но — орф. но1, союз и межд. но2, нескл., с. (есть маленькое но) Орфографический словарь Лопатина
  4. но — • народное ополчение • начальник отдела, начальник отряда Сокращения, применяемые в СССР
  5. Но — Но (-Амон), так в Библии названы Фивы, столица Верхнего Египта (егип. Нвт, «город») (Иер 46:25; Иез 30:14). Богом города Н. был см. Амон (Амун). В 663 г. до Р. Х. ассирийцы овладели считавшимся неприступным Н. (Наум 3:8-10). Библейская энциклопедия Брокгауза
  6. Но — (пристанище, жилище; Иер 46:25, Иез 30:14,16) — другое название города Фив. Полнее пишется: Но-Аммон (город Аммона). Здесь находился знаменитый в древности храм Юпитера Аммонийского. Пр. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  7. но — А, однако, только, же см. >> а, однако Словарь синонимов Абрамова
  8. Но — (пристанище, жилище) (Иер.46:25 ; Иез.30:14 -16) — другое название города Фивы, одного из величайших городов Египта... Библейский словарь Вихлянцева
  9. но — (иноск.) — предполагаемое неожиданное препятствие или условный успех Ср. Кабы не кабы да не но, То был бы генералом давно. Ср. Но... всегда ждут нас, где мы не думаем, разные скверные но. Лесков. Котин доилец и Платонида. 13. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  10. но — Общеслав. Родственно латышск. nu «теперь», греч. nȳn — тж., готск. nu — тж., ныне. Исходное значение — «сейчас». Этимологический словарь Шанского
  11. но — НО 1. НО, союз. 1. (употр. для соединения и присоединения предл. или отдельных чл. предл.). Выражает противопоставление; а, наоборот, напротив. Побежал, но вдруг остановился. Другая бы заплакала, но она себе этого не позволяла. Толковый словарь Кузнецова
  12. но — 1. НО11. союз. Соединяет предложения или члены предложения, выражая противопоставление, ограничение, однако, вместе с тем. Здоров, но худ. Озабочен, но в то же время весел. Бежал, но вдруг остановился. Устали, но несмотря на это довольны. Толковый словарь Ожегова
  13. но — НО, противительный союз. 1. Обозначает противопоставление или противоречащих одно другому или ограничивающих_слов или предложений. Старый, но сильный конь. Согласен, но не полностью. «Ребенок был резов, но мил.» Пушкин. «Ученый малый, но педант.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова
  14. но — Также в соединении с др. союзами: диал. ажно́, ан, ано́ (из *а оно), др.-русск. нъ "но, однако, только", ст.-слав. нъ ἀλλά, болг. нъ, но (Младенов 358). Вероятно, родственно и.-е. nū̆ "ныне" (см. ны́не), лит. nu – то же, nù-gi "ну же", жем. Этимологический словарь Макса Фасмера
  15. но — но I нескл. ср. разг. Обстоятельство, мешающее чему-либо; препятствие. II союз 1. Употребляется при противопоставлении отдельных однородных членов предложения. Толковый словарь Ефремовой
  16. но — НО союз противительный, близкий к союзам: а, да, же, ин, так, однако, показывая противоположность, возраженье, отрицанье, изъятие. Хорош и этот, но (а, да) другой получше. Как ни старался, но (ин, а, так) не удалось. Но подумай, однакоже. Толковый словарь Даля