Парабаза

ПАРАБАЗА (греч. parabasis — «выступление вперед», «продвижение») — термин античной поэтики. Так называлось движение хора в древнегреческой комедии (см.) V в. до нашей эры, когда по окончании части комедии, называемой «агон» (состязание), после ухода актеров хор сбрасывал с себя гиматии (плащи) и, повернувшись лицом к зрителям, подходил к ним на несколько шагов. Впоследствии парабазой стали называть всю дальнейшую песнь хора.

Свое происхождение парабаза ведет от праздничних обрядовых хороводных песен в честь бога вина Вакха, состязаний полухорий в попеременном исполнении задорных песен. Парабаза была центром всей направленности политической буффонной комедии; здесь развертывалась основная тема комедии, изложенная в «агоне»; здесь хор выходил из своей роли и нарушал иллюзию. По мнению некоторых исследователей, П. первоначально и заканчивалась комедия. Уже у Аристофана (см.) П. не всегда является в развернутом виде, особенно в поздних комедиях (конца V и начала IV вв. до нашей эры). В IV в., в связи с утратой старой аристократией ее значения, комедия лишается ритуальных элементов старой земледельческой культуры и вместе с ними и П., к-рая с тех пор заменяется музыкальной интермедией.

Библиография: Зелинский Ф. Ф., О синтагмах в древней греческой комедии, СПБ, 1883; Пиотровский А. И., Античный театр. История европейского театра, ч. 1, М. — Л., 1931; Zielinski Т., Die Gliederung der altattischen Komodie, Lpz., 1885. См. Греческая литература, Драма античная.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Парабаза — (παράβασις) — часть древней аттической комедии, исполняемая исключительно хором. Название П. произошло от того, что перед произношением этой части хор делал передвижение (παραβήναι προς τό θέατρον) в оркестре: от сцены обращался к зрителям. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона