Патер

ПАТЕР Вальтер (Walter Pater, 1839—1894) — английский писатель-импрессионист, литературный критик и теоретик искусства. Учился в Оксфорде. С 1864 — профессор западной литературы в Брейзномэ. С 1869 по 1871 Патер выпускает свои этюды, посвященные итальянским художникам эпохи Возрождения. В 1874 этюды в дополненном виде вышли под заглавием «Ренессанс». После их появления в печати П. превратился в апостола эстетизма.

Патер — идеолог рантьерства начальной фазы английского империализма, который впитал аристократическую английскую культуру. Творчество его относится как раз к тому периоду, когда английская буржуазия стала консервативной и когда в Западной Европе начал распространяться субъективный идеализм, означавший начало разложения буржуазной идеологии. Актуальная социальная тематика совершенно отсутствует в произведениях Патера. Его интересуют искусство, литература, религия и философия отдаленных исторических эпох. Культивировать в себе остроту чувственных восприятий, вечно искать новых впечатлений, стремиться к красоте — вот, по П., цель нашего существования. Шедевры архитектуры, живописи или ваяния воспринимаются П. как выражение мировоззрения. «Ренессанс» способствовал созданию культа Боттичелли и Винчи в Англии. В романе «Марий эпикуреец» (Marius the Epicurean), своеобразной исторической фантазии, где со строгой точностью и глубоким знанием истории материальной культуры воспроизводятся костюм, историческая поза и жест эпохи, мы наблюдаем дух аристократизма, кастовой замкнутости, презрения ко всему вульгарному. Марий — это автопортрет П.

В «Воображаемых портретах» (Imaginary-Portraits) выражены тот же ретроспективизм, то же мистическое восприятие жизни, та же чувственная любовь к невидимому. Все герои этого сборника — люди обреченные. Таковы трагически погибающие Ватто, молодой граф Розенмольд, Дионис Оксерский, Ван-Старк. П. вводит здесь мотив, вечно повторяющийся в его лучших произведениях, — мотив смерти, но смерти не как реального факта, кладущего конец нашему материальному существованию, но как предчувствия, как вечного «memento».

Стиль П. характерен для английского импрессионизма. П., как и все импрессионисты, прежде всего колорист. Он стремится передать в первую очередь красочные впечатления. Мелодийность, напевность, строгий фонетический отбор характерны для его языка.

П. как субъективному идеалисту близок интуитивизм. Творчество П. оказало влияние на Уайльда, который явился своего рода вульгаризатором и популяризатором эстетизма П., и сыграло большую роль в развитии импрессионистической критики. По стопам П. пошли такие критики, как Саймондс, Дринкуотер, историк искусства Вернон Ли (псевдоним miss Paget) и другие. Патер оказал значительное влияние и на русских декадентствующих символистов.

В качестве положительных моментов в творчестве П. следует отметить отрицательное отношение к пуританизму и христианскому аскетизму, калечащим, по его мнению, свободное развитие личности. В основном же творчество его реакционно в силу своих субъективно-идеалистических предпосылок, своеобразно преломляемого руссоизма, антирационализма, отрицательного отношения к техническому прогрессу.

Библиография: I. Воображаемые портреты, перев. Муратова, 1908; Ренессанс, перев. Займовского, изд. «Проблемы эстетики», М., 1912; Works, 10 vv., L., 1910.

II. Батюшков Ф. Д., Гумилев Н. и Чуковский К., Принципы художественного перевода, изд. 2-е, Петроград, 1920; Муратов, Вступительная статья о Патере к переводу «Воображаемых портретов», изд. 1908; Benson А. С., Walter Pater, L., 1906 (многократно переиздавался); Compton Rickett A., History of English Literature, Edinburgh, 1918; On re-reading Pater, «Times Lit. Supplement», 1927, 3/II; Hecht H., Walter Pater, «Deutsche Vierteljahrsschrift f. Literaturwissenschaft u. Geistesgeschichte», Band V, 1927; Farmer A. J., Walter Pater as a critic of English Literature, Grenoble, 1931.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. патер — -а, м. Католический монах в сане священника, а также католический священник вообще. [От лат. pater — отец] Малый академический словарь
  2. патер — Па́тер/. Морфемно-орфографический словарь
  3. патер — орф. патер, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. патер — см. >> духовенство Словарь синонимов Абрамова
  5. патер — ПАТЕР [тэ], -а; м. [от лат. pater — отец] Католический монах в сане священника; католический священник вообще. Толковый словарь Кузнецова
  6. патер — [тэ], патера, м. [от лат. pater, букв. отец]. Католический монах в сане священника или диакона. || Католический священник. Большой словарь иностранных слов
  7. патер — П’АТЕР [тэ], патера, ·муж. (от ·лат. pater, ·букв. отец). Католический монах в сане священника или диакона. | Католический священник. Толковый словарь Ушакова
  8. патер — ПАТЕР м. отец, священник римско-католической церкви, ксёндз. Патерик м. отечник. Патерица ж. архиерейский посох. Патристика, учение об отцах церкви, их жизни и сочинениях (Наумов). Толковый словарь Даля
  9. Патер — (лат. Pater) — в римско-католических монастырях так называется монах, имеющий сан диакона или иерея, в отличие от простых монахов, называемых frater (брат). В нашем разговорном языке название pater дается всякому католическому священнику. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  10. Патер — В католицизме церковный священник Краткий религиозный словарь
  11. ПАТЕР — ПАТЕР (Пейтер) (Pater) Уолтер (1839-94) — английский писатель, критик. Близкий прерафаэлитам, ориентировал, однако, свои эстетические принципы не на средневековое искусство, а на культуру Возрождения ("Очерки по истории Ренессанса", 1873). Большой энциклопедический словарь
  12. патер — патер м. 1. Католический священник. 2. Католический монах (иногда в сане дьякона или иерея). Толковый словарь Ефремовой
  13. патер — ПАТЕР [тэ], а, м. Католический священник. | прил. патерский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова