Перевал

«ПЕРЕВАЛ» — литературная группировка 1923—1932. Организована под руководством А. Воронского при журн. «Красная новь». Первоначально объединяла литературный (главным образом поэтический) молодняк (М. Светлов, М. Голодный, А. Ясный и др.), отколовшийся от «Молодой гвардии» и «Октября». Вскоре в «Перевал» вошли писатели: прозаики — А. Малышкин, И. Катаев, В. Губер, Н. Зарудин, М. Барсуков, Л. Завадовский, Н. Смирнов, М. Пришвин, Н. Огнев, А. Веселый, А. Караваева, П. Ширяев, А. Платонов, И. Евдокимов, Р. Акульшин, А. Перегудов, М. Вихрев, В. Ряховский, П. Павленко, А. Новиков, П. Слетов и другие; поэты — Д. Семеновский, Н. Тарусский, Н. Дружинин, П. Наседкин, Б. Ковылев, Н. Дементьев, Е. Эркин и др.; критики — А. Лежнев, Д. Горбов, С. Пакентрейгер, Н. Смирнов, Н. Замошкин и другие. На почве идейного расхождения с группой рано вышли из «П.» М. Светлов, А. Караваева, Н. Огнев, А. Веселый. В связи с ростом политической сознательности советских писателей, творческим подъемом литературы и окончательным разоблачением реакционной сущности платформы «П.» отход от «Перевала» сделался массовым. Продукция группы опубликовывалась в журн. «Красная новь», «Новый мир», в сборниках «П.» (1—8, последние два сборника носят название «Ровесники»).

«П.» боролся с пролетарской литературой и критикой, исходя из троцкистского отрицания пролетарской культуры. Творчество пролетарских и близких пролетариату писателей оценивалось «П.» как «бескрылый бытовизм», «примитивное направленчество», «красная халтура». «П.» задачей творчества ставил «раскрытие внутреннего мира» и «его новое эстетическое оформление». Художественное творчество перевальцы толковали откровенно-идеалистически как некий сверхразумный, интуитивный, стихийно-эмоциональный, в основном подсознательный процесс. Сам художник представлялся некоею исключительной личностью, не связанной с практикой своего класса. В основу подлинного, «органического» искусства полагались «непосредственные», «первоначальные», «детские» впечатления. «Древность» Н. Зарудина, «Мастерство» П. Слетова — характерные произведения «Перевала». Творчеству «П.» свойственны созерцательность, пассивное воспроизведение явлений, без проникновения в подлинную правду действительности, наоборот, с искажением этой правды. Неисторический, внеклассовый, «гуманистический» подход к действительности неоднократно приводил перевальцев в их творчестве к примиренчеству по отношению к классовому врагу («Молоко» Ив. Катаева).

Перевальцы выдвинули следующие творческие лозунги: лозунг «искренности творчества», под флагом к-рого оправдывались подчас заведомо реакционные произведения; лозунг «моцартианства», под которым подразумевалось творчество по вдохновению, по наитию, наконец лозунг «нового гуманизма», противопоставленный «П.» реальной борьбе пролетариата и провозглашавший любовь к человеку вообще.

Установки «П.» встречали решительный отпор со стороны марксистской критики. В апреле 1930 была проведена в завершение всех споров в печати дискуссия о «П.» в секции литературы Комакадемии. В резолюции, подводившей итоги дискуссии, платформа «П.» квалифицировалась как реакционная, уводящая писателя в сторону от задач лит-ой и общественной современности. Опубликованная в апреле 1930 в ответ на необоснованные — по мнению перевальцев — нападки, новая «декларация» перевальцев не свидетельствовала о сколько-нибудь существенном изменении их литературно-политических и творческих воззрений. К числу самых последних документов «Перевала» принадлежит «Наша заявка», подписанная инициативной группой перевальцев, в к-рой сообщалось о решении перевальцев принять участие в проектируемом ангарском строительстве. Бегство от современной классовой борьбы, от трудностей реального строительства социализма в некое идеальное, рисуемое воображением перевальцев в весьма идиллических тонах «бесклассовое общество» Ангарстроя — таков реальный смысл поданной заявки.

Последний (8-й) сборник «Перевала» («Ровесники», 1932) также не был показателем идейной и творческой перестройки. Центральное произведение сборника, роман Н. Зарудина «Тридцать ночей на винограднике», отмечено крайним субъективизмом и содержит апологетику буржуазно-индивидуалистического мировоззрения.

«П.» позднее других литературных группировок реагировал на постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 в смысле отказа от групповщины. Лишь на первом пленуме Оргкомитета Союза советских писателей (29 октября — 3 ноября 1932) перевальцами было подано заявление о роспуске группы. Большинство писателей «П.» встало сейчас на путь преодоления реакционных воззрений группы в прошлом и ставит задачей поднять свое творчество на уровень требований современности.

Библиография: I. Сборники «Перевал», 1—6, Москва, 1922—1928; Сб. 7, «Ровесники», М., 1930; Сб. 8, «Ровесники», М., 1932; Антология «Перевальцы», М., 1930; Декларация «Перевала», «Красная новь», 1927, № 2; Перевал и искусство наших дней (декларация), «Литературная газета», 1930, № 15—16; Наша заявка, «Литературная газета», 1931, № 27.

II. Против буржуазного либерализма в художественной литературе, Дискуссия в Коммунистической академии, М., 1930; Авербах Л., Куда растет школа Веронского, в сб. «С кем и почему мы боремся», М., 1930; Серебрянский М., Эпоха и ее «ровесники», «На литературном посту», 1930, № 5—6; Гроссман-Рощин И. С., Черное дерево, «На литературном посту», 1930, № 10; Нович И., Певцы классового мира («Перевал» сегодня), Москва, 1930; Бочачер М., Гальванизированная воронщина, «Печать и революция», 1930, № 3; Ольховый В., Знамя художественной реакции (О лозунгах «Перевала»), «Молодая гвардия», 1930, № 10; Федосеев Г., Маски реакционных вожделений, «Земля советская», 1930, № 4; Глаголев А., О художественном лице «Перевала», «Новый мир», 1930, № 5; Залесский В., Перевальцы в провинции, «На литературном посту», 1930, № 13—14; Блюм Э., Буржуазно-либеральная критика за работой (Критическая продукция«Перевала»), «Печать и революция», 1930, № 5—6; Мессер Р., Эстетика Бергсона и школа Воронского, «Литература и искусство», 1930, № 1—2; Бабушкина А., Против кулацкого гуманизма, «Земля советская», 1931, № 1; Серебрянский М., Воронщина сегодня, «На литературном посту», 1932, №1; Лебедев Г., В стороне от дороги (Перевальский сборник «Ровесники», № 8), «Октябрь», 1932, кн. VIII.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Перевал — I Перева́л наиболее низкое и доступное место в гребне горного хребта или массива. II Перева́л («Перева́л»,) литературная группа, возникшая в Москве в конце 1923 при журнале «Красная новь». Эстетическая платформа «П.» оформилась к концу 20-х гг. Большая советская энциклопедия
  2. перевал — -а, м. 1. Действие по глаг. перевалить—переваливать 1 (в 3 знач.). Перевал через горы прошел успешно. 2. Наиболее удобное, доступное для перехода место в горном хребте или массиве. Малый академический словарь
  3. перевал — Понижение в гребне горного хребта, доступное для перехода с одного склона хребта на другой. По форме и происхождению различают перевалы: эрозионные, возникающие при сближении верховьев речных долин противоположных склонов; тектонические ... География. Современная энциклопедия
  4. перевал — Пере/ва́л/. Морфемно-орфографический словарь
  5. перевал — орф. перевал, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. перевал — ПЕРЕВАЛ Наиболее низкое место в гребне горного хребта, обычно между соседними речными долинами, доступное для перехода через хребет или иной водораздельный гребень. (Салимзянов Р.Р. Словарь спортивных терминов
  7. перевал — ПЕРЕВАЛ -а; м. 1. к Перевалить (4 зн.) и Перевалиться (4 зн.). П. через горы прошёл успешно. 2. Наиболее удобное, доступное для перехода место в горном хребте или массиве. Горный, высокий, низкий п. Преодолеть п. Искать п. 3. Разг. Толковый словарь Кузнецова
  8. перевал — ПЕРЕВ’АЛ, перевала, ·муж. 1. только ед. Действие по гл. перевалить в 1, 2 и 3 ·знач. — переваливать. Перевал через хребет был назначен в 6 ·час утра. 2. Горная дорога через хребет. Крестовый перевал (через Кавказский хребет, по Военно-Грузинской дороге). Толковый словарь Ушакова
  9. Перевал — Высшая часть пути при пересечении им горного хребта или нагорья. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  10. ПЕРЕВАЛ — ПЕРЕВАЛ — наиболее низкое и доступное место в гребне горного хребта, обычно между соседними речными долинами. "ПЕРЕВАЛ" — литературная группа (1923-32). Возникла при журнале "Красная новь" (А. К. Воронский, Д. А. Горбов, А. З. Лежнев и др.). Большой энциклопедический словарь
  11. перевал — перевал м. 1. Процесс действия по гл. переваливать I 4., перевалить 2. Наиболее низкое и доступное для перехода место в горном массиве. || Место, пригодное или приспособленное для переправы через что-либо. Толковый словарь Ефремовой
  12. перевал — См. переваливать Толковый словарь Даля
  13. перевал — ПЕРЕВАЛ, а, м. 1. см. перевалить. 2. Наиболее низкое место в горном хребте, доступное для перехода; дорога через такое место. | прил. перевальный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова