Персонаж

ПЕРСОНАЖ — в художественной литературе действующее лицо. Поскольку именно человек является носителем общественных отношений, постольку и в художественной литературе образы, отражающие людей в их взаимодействиях, являются наиболее частыми и наиболее разработанными. Однако в различных стилях весьма часто в качестве П. выступают не только образы людей, но и образы животных (животный эпос, как «Война мышей и лягушек», «Роман о лисе»), образы мифологических существ («Потерянный рай» Мильтона, «Мессиада» Клопштока, «Элоа» А. де Виньи) и аллегорических олицетворений (средневековые моралитэ, «Роман о Розе»), разумеется подвергающиеся очеловечению. В художественном методе реализма П., почерпнутые не из подлинной действительности, исчезают, уступая место образам людей. Энгельс определяет задачу художника-реалиста как показ типических характеров в типических обстоятельствах, т. е. тем самым указывает на первенствующее значение П. — образа человека — среди других образов литературного произведения.

У Энгельса же находим указание на то, что П. только тогда является полновесным художественным образом, когда он «в самом деле представляет определенный класс и направление, а стало быть и определенные идеи своего времени и почерпает мотивы своих поступков не в мелочных индивидуальных вожделениях, а в том историческом течении, к-рое является его носителем». Требуя типичности П., Энгельс в то же время подчеркивает необходимость обрисовывать характеры «с четкостью индивидуализации», чтобы каждый П. был «типом, но вместе с тем и вполне определенной личностью». В наиболее развернутом виде П. выступает в драме и в эпических произведениях. В лирике же большей частью мы не встречаемся с П. как определенным законченным и развернутым образом, хотя те или иные приближения к нему могут быть установлены и в ней.

Очевидно, что в зависимости от тех классовых познавательных позиций, на к-рых стоит данный писатель, он может рисовать и П. своих произведений. Так, даже нереальные П. средневековой литературы — аллегорические мифические образы — в творчестве молодой революционной буржуазии насыщаются боевым актуальным содержанием, становясь живыми и полнокровными (Сатана Мильтона, Мефистофель первой части «Фауста»). Напротив, в творчестве упадочнического символизма даже образы живых людей приобретают характер абстрактной условной схемы. Следовательно П. в лит-ой практике может иметь совершенно различное историческое содержание, в зависимости от к-рого мы и определим его качество и ценность для нас. Самое развертывание П. в произведении происходит как путем непосредственного показа характерных его черт и действий (его портрет, характеристика, речи, поступки и т. п.), так и через другие образы, так или иначе к нему относящиеся. Характер этого развертывания опять-таки исторически различен в зависимости от того, что художник считает существенным в образе и его развитии, в зависимости от классово осознаваемой им исторической действительности. Функция П. в произведении определяется тем значением, к-рое придает писатель связанным с ним сторонам общественных отношений; отсюда — деление П. на главные, второстепенные и т. п. См. Образ, Вековые образы, Тип.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Персонаж — (франц. personnage, от лат. persona — личность, лицо) действующее лицо пьесы (спектакля), сценария (кинофильма), романа и др. художественных произведений. Большая советская энциклопедия
  2. персонаж — -а, м. Действующее лицо в художественном произведении. Отрицательный персонаж. Комический персонаж. □ В каждом персонаже есть часть души художника, создавшего его. Катаев, Мысли о творчестве. Малый академический словарь
  3. персонаж — Персон/а́ж/. Морфемно-орфографический словарь
  4. персонаж — орф. персонаж, -а, тв. -ем Орфографический словарь Лопатина
  5. персонаж — . Вин. падеж ед. ч. — персонаж: ввести в пьесу комический персонаж. Вин. пад. мн. ч.: персонажи (в значении "действующие лица") и персонажей (в значении "люди"). Ввести новые персонажи. Управление в русском языке
  6. персонаж — ПЕРСОНАЖ а, м. personnage m. 1. Действующее лицо в произведении искусства (обычно в драме, романе). БАС-1. Всякой из них <�придворных> боялся, чтоб с одеянием вместе не пристала к нему и старость персонажа. Долг. Капище 70. Словарь галлицизмов русского языка
  7. персонаж — см. >> человек Словарь синонимов Абрамова
  8. персонаж — сущ., м., употр. сравн. часто (нет) кого/чего? персонажа, кому/чему? персонажу, (вижу) кого? персонажа, (вижу) что? персонаж, кем/чем? персонажем, о ком/чём? о персонаже; мн. кто/что? персонажи, (нет) кого/чего? персонажей, кому/чему?... Толковый словарь Дмитриева
  9. персонаж — ПЕРСОНАЖ -а, вин. -а и -аж; м. [франц. personnage от лат. persona — личность]. Действующее лицо в художественном, драматическом произведении, в жанровой живописи и т.п. Вымышленный п. Ввести в роман новый п. На правах второстепенного персонажа. Толковый словарь Кузнецова
  10. персонаж — Персонажа, вин. мн. персонажей и персонажи, м. [фр. personnage]. 1. Действующее лицо драматического или литературного произведения (лит.). Персонаж пьесы. 2. перен. Особа, личность (ирон.). Комический персонаж. Большой словарь иностранных слов
  11. персонаж — ПЕРСОН’АЖ, персонажа, вин. мн. жей и жи, ·муж. (·франц. personnage). 1. Действующее лицо драматического или литературного произведения (лит.). Персонаж пьесы. 2. перен. Особа, личность (ирон.). Комический персонаж. Толковый словарь Ушакова
  12. персонаж — персонаж м. 1. Действующее лицо драматического или литературного произведения. 2. устар. То же, что персона 1. Толковый словарь Ефремовой
  13. персонаж — ПЕРСОНАЖ, а, м. Действующее лицо в литературном произведении, в представлении, а также лицо как предмет жанровой живописи. Комический п. Персонажи Островского. Персонажи полотен Сурикова. Толковый словарь Ожегова