Петцольд

ПЕТЦОЛЬД Альфонс (1882—1923) — немецкий социал-демократический писатель. В его творчестве нашли свое яркое выражение как оппортунистически-мещанские тенденции немецкой социал-демократии довоенного периода, так и ее позднейший социал-патриотизм. Выходец из рабочей среды, П. в своих довоенных произведениях, как напр. сб. стихотворений «Trotz alledem», 1910, и «Seltsame Musik», 1911, и сб. рассказов «Memoiren eines Auges», в сентиментально-расплывчатых тонах рассказывал об ужасающей нищете, о мечтаниях бедняков о лучшем будущем. Говоря о социальной несправедливости, П. в то же время типичный певец классового мира, т. е. представитель буржуазной идеологии в рабочем классе. В этом отношении характерна также его художественная несостоятельность (подражание буржуазному модернизму) и стремление приспособиться к буржуазной культуре вообще и литературе в частности.

Во время империалистической войны П. воспевал доблести германской армии. Как и другие социал-патриоты, он с особым рвением выражал свои верноподданнические чувства. Для лицемерия социал-шовинистической литературы военного времени особенно характерно одно стихотворение П., где поэт, никогда не знавший (по слабости здоровья) фронта, изображает умирающего солдата, который, вспоминая поле битвы, восклицает: «И все же это было так прекрасно!»

Автобиографический роман П. «Суровая жизнь» (1920) проникнут мелким мещанским самолюбованием. Преклонение перед буржуазным обществом и государством, желание заслужить его доверие и одурачивание рабочего читателя рабочелюбивой фразеологией — вот что определяет творчество П. в последние годы его жизни. Вместе со своей партией он неуклонно эволюционировал к социал-фашизму.

Библиография: I. Кроме указанных в тексте: Der Eurige und die Stunde, Lpz., 1912; Aus dem Leben und der Werkstatte eines Werdenden, Wien, 1913; Erde, Wien, 1931; Heimat Welt, 1913; Sil, der Wanderer, Konstanz, 1916; Drei Tage, Warnsdorf, 1916; Von meiner Strasse, Warnsdorf, 1917; In geruhigter Stunde, Lpz., 1918; Franciscus von Assisi, Warnsdorf, 1918; Der feurige Weg, Wien, 1920; Das Lacheln Gottes, Lpz., 1923; Totentanz, Zpz., 1923, и др.

II. Rolland R., Le calvaire d’un poete proletaire, в сб. «Les precurseurs», P., 1923; Soergel A., Dichtung und Dichter der Zeit. Im Banne des Expressionismus, Lpz., 1926.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me