Пикар

ПИКАР Эдмонд (edmond Picard, 1836—1924) — бельгийский писатель. Известный адвокат, депутат парламента. Творчество П. чрезвычайно разнообразно: романы, литературная критика, драмы, труды в области права. П. возглавлял журнал «L’art modern» при ближайшем участии Верхарна и Лемонье. Находясь в оппозиции к «La jeune Belgique» (Молодая Бельгия), журналу, группировавшему парнассцев и символистов, П. лозунгу «искусство для искусства» противопоставил роль искусства как социального фактора. Однако, стремясь насытить свои художественные произведения социальной тематикой, он превращал их большей частью в сухие философские трактаты, социальная проблематика которых к тому же была достаточно поверхностна и абстрактна. В этом отношении особенно показательны «Scenes de la vie judicaire» (1893).

Драматические произведения Пикара по существу являются театром идей, лишенным действия, и носят печать эпохи «декаданса», отражая настроения усталости, разочарованности, пресыщенности: «Desesperance de Faust» (1904), «Fatigue de vivre» (1903). Пикар не закрывал глаз на противоречия и эксплоататорскую сущность капиталистического общества. Особенно характерна в этом отношении повесть «L’amiral» (1883), в к-рой П. изобразил тяжелый труд и быт моряков, «беспощадное лицо социального угнетения». Пути к улучшению положения пролетариата П. видит только по линии парламентских реформ.

Несмотря на внутренние противоречия, капиталистический строй для П. — нечто устойчивое и связное, покоящееся на «разумном» фундаменте буржуазного права. П. выражает взгляды бельгийской мелкой буржуазии эпохи становления империализма, ущемленной капитализмом, но при всех своих оппозиционных настроениях идущей у него на поводу.

Перу П. принадлежит также ряд художественных путевых заметок и философско-исторических трудов, явившихся плодом его путешествий по Востоку. В этом цикле этюдов П. стоит на почве расовой теории, пытаясь объяснить отсталость и нищету народов Востока их расовыми особенностями. Подобная «концепция» объективно служила оправданием колониальной политики «передовых» европейских государств, в частности Бельгии, перед которой, особенно в конце XIX века, встал вопрос о более интенсивной эксплоатации Центральной Африки.

Библиография: I. Кроме перечисленных в тексте: La forge Roussel, Bruxelles, 1881; Pro arte, Bruxelles, 1886; Vie simple, Bruxelles, 1893; Imogene, Bruxelles, 1895; Discours sur le renouveau au theatre, Bruxelles, 1897; Comment on devient socialiste, Bruxelles, 1895; Iericho, Bruxelles, 1902, и др.

II. Nautet Fr., Histoire des lettres belges, v. I, Paris, 1892; Segard A., Les voluptueux et leshommes d’action, (P.), 1900; Bierne M., e. Picard et ses Ouvres, Bruxelles, 1908; Liebrecht H. et Rency G., Histoire illustree de la litterature belge de la langue francaise, s. l., 1926.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Пикар — I Пика́р (Picard) Жан (21.7.1620, Ла-Флеш, Анжу,— 12.7.1682, Париж), французский астроном, член Парижской АН (1666). Ученик французского философа-материалиста П. Гассенди. Профессор астрономии в Коллеж де Франс (с 1655). Большая советская энциклопедия
  2. пикар — ПИКАР а, м. piquer ? Мы <�в детстве> играли в "пикара", придуманную нами забаву, соревнуясь в сбивании самодельными битами консервной банки с определенного расстояния. Москва 2003 4 84. Словарь галлицизмов русского языка
  3. ПИКАР — ПИКАР (Piccard) Огюст (1884-1962), швейцарский физик, исследовавший СТРАТОСФЕРУ и глубоководные части морей и океанов. В 1931 г. вместе с помощником, на водородном воздушном шаре с алюминиевой сферой, достиг высоты 15 800... Научно-технический словарь
  4. ПИКАР — ПИКАР (Picard) Жан (1620-82) — французский астроном. Измерил (1669-70) дугу парижского меридиана между Парижем и Амьеном. Пришел к выводу, что Земля не имеет точной формы шара. Издал первый астрономический ежегодник (1679). Большой энциклопедический словарь