Псевдоним

ПСЕВДОНИМ (греч. pseudonymos — «лжеименный») — вымышленное имя, заменяющее собой настоящее, к-рое по тем или иным причинам надо скрыть. По условиям создания вымышленного имени следует различать П. литературный от П. сценического и других многочисленных случаев зашифровки имен (напр. употребление условных партийных имен при подпольной работе и т. п.). В дальнейшем мы будем говорить только о литературном П.

Рост употребления П. находится в прямой связи с ростом индивидуального самосознания автора, с возникновением понятий авторского права и авторской ответственности. Зашифровка имени вызывается стремлением автора по тем или иным причинам отвести от себя подозрение в авторстве. Причины эти весьма различны — П. часто подписываются первые выступления (Гоголь выпустил «Ганца Кюхельгартена» под псевдонимом В. Алова), выступления не по специальности (проф. Вагнер подписывал свои «Сказки» псевдонимом Кота Мурлыки) и т. п.; но особенно часто к П. прибегают в тех случаях, когда литературные выступления становятся формой политической борьбы, — отсюда особенно широкое применение П. в сатирической литературе, в памфлете, в критике и публицистике.

Античные классики естественно редко прибегали к П. Как на самый древний пример зашифровки имени иногда указывают на Аристофана (V—IV вв. до н. э.), якобы ставившего на сцене свои первые (а также и нек-рые более поздние) пьесы не под своим именем, а под именами комических поэтов того времени Филонида и Каллистрата (причем авторство Аристофана было известно зрителям, и сами Филонид и Каллистрат за авторов этих комедий себя не выдавали). Кроме этого примера указывают еще на Ксенофонта, называвшего в своей «Истории Греции» (III, 1, 2) Фемистогена автором описания похода Кира Младшего и скрывавшего под этим П. самого себя. Из более поздних примеров укажем на Федра (Phaedrus), автора басен на латинском яз.; по предположению Cassitto, Федр есть одно и то же лицо с тем Полибием (не греч. историком), которому Сенека написал свое «Утешение» (Consolatio ad Polybium). Зашифровка имен в поэзии средневековья тоже не подходит под понятие литературного П., т. к. обычно зашифровывается не имя автора, а имя адресата. В эпоху Возрождения П. впервые получают большое распространение. Правда, лишь с некоторой натяжкой можно подвести под понятие П. обычную у гуманистов манеру изменять свои фамилии на античный лад. Так напр. филолог Cesar de l’Escale назывался Julius Caesar Scaliger; знаменитый гуманист Henri Estienne — Henricus Stephanus; сподвижник Лютера Schwartzerd — Philippus Melanchthon (буквальный перевод с немецкого на греческий — «черная земля»). Но в боях гуманистов с «темными людьми» и в агитационной литературе времен реформации и контрреформации можно уже говорить о псевдониме в собственном смысле слова.

Не менее распространены П. в публицистической литературе XVII и XVIII вв., когда автору, дерзавшему выступить против «великих мира сего», угрожали всяческие кары. Вольтер (настоящая фамилия — Arouet) имел свыше 160 П., иногда маскируясь даже русским (Jean Blokof, Sheremetof, Ivan Alethof и даже Alexis archeveque de Novogorod). Были П. у Бальзака, Виктора Гюго, Вальтера Скотта и едва ли не у всех крупных и малых зап.-европейских писателей.

Формы зашифровки фамилий весьма разнообразны. Иногда П. являются первые буквы настоящей фамилии (П. Я. — П. Якубович-Мельшин), иногда намекают на свое происхождение (писатель Завалишин пользовался псевдонимом А. Мордвин), иногда берут фамилию предка, когда-то писавшего (В. Я. Брюсов иногда писал под фамилией своего деда-баснописца — В. Бакулин), иногда исходят из своей профессии (ак. Н. А. Котляревский писал под П. «Старый профессор»), часто переворачивают свою фамилию, читая ее обратно (поэт М. Э. Портен — Нетроп + ов), подчас подписываются латинскими словами («Alexander» — В. Я. Брюсов, «Homo» — В. Л. Львов-Рогачевский и т. д.), иногда берут П. свое отчество (Серафимович — Александр Серафимович Попов). П. то служит подсобной фамилией для сторонних выступлений писателя (таковы псевдонимы Брюсова, Блока и др.), то совершенно затмевает настоящую фамилию автора (М. Горький, А. Белый, Д. Бедный). Д. Бедному приходилось пользоваться псевдонимами к псевдониму; так, в 1917 он подписывал ряд своих выступлений «Солдат Яшка — медная пряжка» и др. П. Иногда зашифровка фамилий стремится произвести комический эффект; таковы П. типа «Чехонте» (молодого Чехова), «Mi/f» (Д. Д. Минаева). Примером П. собирательного, скрывающего за собой нескольких авторов, является П. братьев Жемчужниковых и А. К. Толстого — Козьма Прутков (см.). Особый интерес представляет П. тогда, когда он вырастает в художественный образ, от лица которого и ведется изложение (образы «Белкина» у Пушкина, «Рудого Панько» у Гоголя, «надворного советника Щедрина» у Салтыкова и т. п.).

Библиография: Bartels E., Der Schutz des Pseudonyms, Diss., Greifswald, 1919; Bormann E., Die Kunst des Pseudonyms, 1901. Словари псевдонимов, общие: Haykes J. E., Pseudonyms of authors, N. Y., 1882 (4 200 псевдонимов, с преобладанием америк. и английских); Gushing W., Initials a. pseudonyms, 2 vv., N. Y., 1885—1888; Weller Е. О., Lexicon pseudonymorum, 2 Aufl., Regensburg, 1886; Dawson L. H., Nicknames a. pseudonyms, N. Y., 1908; Abbatt W., The colloquial who’s who (1600—1924), 2 vv., N. Y., 1924—1925. Французские: Barbier A. A., Dictionnaire des ouvrages anonymes et pseudonymes, 4 vv., 2 ed., P., 1822—1827; Querard J. M., Les auteurs deguises de la litterature francaise au XIX-e siecle, P., 1845; Его же, Les ecrivains pseudonymes de la litterature francaise, 2 vv., P., 1854—1864; Его же, Les supercheries litteraires devoilees, 2 ed., 3 vv., P., 1882; Joliet Ch., Les pseudonymes du jour, P., 1884; Heylli G., de, Dictionnaire des pseudonymes, P., 1887 (новое изд. под ред. E. A. Poinsot). Англо-американские: Marchmont F., A concise handbook of ancient a. modern literature, issued either anonymously, under pseudonyms or initials, L., 1896; Halkett S. a. Laing J. A., Dictionary of the anonymous a. pseudonymous English literature, 7 vv., New a. enl. ed. by J. Kennedy, Edinburgh, издается с 1926; Stonehyll Ch. A., Anonyma a. pseudonyma, 4 vv., L., 1926—1927. Немецкие: Holzmann M. u. Bohatta H., Deutsches Pseudonymen-Lexikon, Wien, 1906. Итальянские: Melzi G., Dizionario di opere anonime e pseudonime di scrittpri italiani, Milano, 1848—1859; Passano G. B., Dizionario di opere anonime e pseudonime in Supplemento a quello di G. Melzi, Ancona, 1887; Rocco E., Anonimi e pseudonimi italiani (дополняет Пассано и Мельци), Napoli, 1888. Польские: Czarnowski L., Pseudonimy i kryptonimy polskie, Wilno, 1922. Еврейские: Zeitlin W., Anagramme, Initialen u. Pseudonyma neer-hebraischer Schriftsteller u. Publizisten, Frankf. a/M., 1905. Русские: Drahn E., Pseudonyme von Autoren aus der freiheitlichen Bewegung Russlands in der Literatur des 19 und 20 Jh., «Zeitschrift fur Bucherfreunde», 1925, S. 31—35. Карцов В. С. и Мазаев М. Н., Опыт словаря псевдонимов русских писателей, СПБ, 1891; Добавления к «Опыту» помещены в «Библиографич. записках», 1892, №№ 2, 5, 6, 8 и 11; Трубчевский Юрий, Еще материалы для словаря псевдонимов русских писателей, «Антиквар», 1903, №№ 9—12; Кравченко-Максименкова Н., Аноніми та псевдоніми в загальній і в украiнській бібліографіi, «Укр. бібліграфія», вып. I. Методологічний збірник, Киiв, 1928; Тулуб О., Словник псевдонімів в украiнськіх письменників, «Зап. істор.-филологич. відділу», 1928, кн. XVI (отд. отт., Киiв, 1928). Добавления Б. Комарова к «Словнику» см. в «Зап. Укр. бібліографіч. товариства в Одесі», 1928, ч. 1; Ланн Евг., Литературная мистификация, М.—Л., 1930; Масановы И. Ф. и Ю. И., К истории русского литературного псевдонима, «Советская библиография», 1934, № 2.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Псевдоним — (от Псевдо... и греч. ónyma — имя) подпись или имя, которыми Автор или Артист заменяют своё настоящее имя. К П. прибегали издавна с различными целями: укрыться от преследований цензуры (См. Большая советская энциклопедия
  2. псевдоним — -а, м. Вымышленное имя или фамилия, под которыми часто выступают писатели, художники и др. [Тригорин:] И никто не знает вашей настоящей фамилии, так как вы печатаетесь под псевдонимом. Чехов, Чайка. Малый академический словарь
  3. псевдоним — Псевд/они́м/. Морфемно-орфографический словарь
  4. псевдоним — орф. псевдоним, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. псевдоним — Вымышленное имя, существующее в общественной жизни человека наряду с настоящим именем или вместо него. Толковый переводоведческий словарь / Л.Л. Нелюбин. — 3-е изд., перераб. — М.: Флинта: Наука, 2003 Толковый переводоведческий словарь
  6. псевдоним — ПСЕВДОНИМ а, м. pseudonyme m. <�гр. pseudonimos носящий ложное имя. 1. Вымышленное имя, которым некоторые писатели, артисты, политические деятели и др. заменяют подлинное свое имя. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  7. Псевдоним — Вымышленная фамилия, имя, цифровой или словесный символ, которые избирают себе и под которыми фигурируют в оперативных документах в целях конспирации агенты, резиденты, содержатели явочных и конспиративных квартир... Контрразведывательный словарь
  8. Псевдоним — ПСЕВДОНИМ служит практической цели: заменяет собою настоящее имя, которое по тем или иным причинам желательно скрыть. Под псевдонимом выступают представители искусства (главным образом, на театре и в литературе), реже представители науки. Словарь литературных терминов
  9. псевдоним — см. >> вымышленный, имя Словарь синонимов Абрамова
  10. псевдоним — Подставное (ложное) имя (писателя); писатель (или другое имя) под чужим именем Ср. Жена его... действительно носила сочиненное ею самой имя, по театру, Бардини. Она под этим псевдонимом выступила впервые где-то в Италии. Боборыкин. Дома. 8. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  11. псевдоним — Заимств. в XIX в. из франц. яз., в котором pseudonyme < греч. pseudonymos (pseudos «ложный» и onoma «имя»). Этимологический словарь Шанского
  12. псевдоним — ПСЕВДОНИМ, а, м. Вымышленное имя писателя, артиста, политического деятеля. Писать под псевдонимом. | прил. псевдонимный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  13. псевдоним — Вымышленное, условное имя автора произведения науки, литературы или искусства. у некоторых авторов кроме основного п. было много других (напр., у ленина — свыше 150). бывают и коллективные -п. (козьма прутков, кукрыниксы). Большой юридический словарь
  14. псевдоним — Вымышленное, условное имя автора произведения науки, литературы или искусства. Право на ПСЕВДОНИМ — личное неимущественное право автора. Финансовый словарь терминов
  15. псевдоним — ПСЕВДОН’ИМ, псевдонима, ·муж. (·греч. pseudonymos — носящий ложное имя) (·книж. ). Вымышленное имя, которым писатели, художники, артисты пользуются в публичных выступлениях. "М.Горький" — псевдоним А.·муж. Пешкова. Толковый словарь Ушакова
  16. псевдоним — ПСЕВДОНИМ -а; м. [от греч. pseudos — ложь, вымысел и onyma — имя] Вымышленное имя, которое берут себе некоторые писатели, артисты, политические деятели (ср. автоним). Писать под псевдонимом. Взять себе п. Словарь псевдонимов. ◁ Псевдонимный, -ая, -ое. Толковый словарь Кузнецова
  17. псевдоним — Это слово, имеющее значение "вымышленное имя или фамилия", восходит (через французское посредство) к греческому pseudonymos, составленному из элементов: pseudos – "ложный" и onoma – "имя". Этимологический словарь Крылова
  18. псевдоним — Псевдонима, м. [греч. pseudonymos – носящий ложное имя] (книжн.). Вымышленное имя, которым писатели, художники, артисты пользуются в публичных выступлениях. Свое первое произведение Гоголь подписал псевдонимом “Алов”. Большой словарь иностранных слов
  19. ПСЕВДОНИМ — ПСЕВДОНИМ (от псевдо... и греч. onyma — имя) — условное имя автора или артиста, которое заменяет его настоящие имя или фамилию (либо то и другое). Законом раскрытие псевдонима без согласия автора не допускается, кроме случаев, когда псевдоним используется в целях фальсификации авторства. Большой энциклопедический словарь
  20. псевдоним — псевдоним м. 1. Вымышленное имя, которым некоторые писатели, артисты, политические деятели и т.п. заменяют свое подлинное имя. 2. Лицо, выступающее под таким именем. Толковый словарь Ефремовой
  21. Псевдоним — (от греч. ψευδής — ложный и όνομα — имя) — выдуманное имя или условный знак, которым автор подписывает свое произведение. Разоблачение... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона