Ропшин

РОПШИН В. (псевдоним Савинкова Бориса Викторовича, 1879—1925) — писатель. Эсер, организатор ряда террористических покушений, участник и руководитель ряда восстаний против советской власти в период гражданской войны. В 1924 при переходе через советскую границу был арестован. В 1925 покончил жизнь самоубийством.

Как писатель Ропшин выступил в первые годы столыпинской реакции с романами из жизни террористов — «Конь бледный» (СПБ, 1909, изд. 3, 1914), «То, чего не было» («Заветы», 1912, отдельное издание, Москва, 1914, изд. 3, 1918). Оба произведения отражают упадочнические и ренегатские настроения буржуазной интеллигенции. Разоблачение «тайн» подпольно-террористической деятельности, настроения скепсиса и неверия в дело революции, переоценка былых революционных идеалов сообщили романам Р. характер сенсации и вызвали многочисленные отклики (см. протестующее письмо в редакцию журн. «Заветы» за подписью ряда видных эсеров по поводу «То, чего не было»).

Написанный в субъективно-импрессионистической манере, роман «Конь бледный» в лице террориста Жоржа Ропшин дает образ одинокой, утратившей всякие социальные связи, деградирующей, упадочной личности. Поиски оправдания права на убийство, права «на кровь», столкновение индивидуалистически-ницшеанского своеволия с мистически окрашенными евангельскими идеалами образуют содержание обоих дореволюционных романов. В «То, чего не было» Р. отходит от декадентского импрессионизма «Коня бледного», попадая под влияние Л.Толстого. Р. усваивает наиболее реакционные стороны толстовского творчества, его пассивистско-фаталистическое мировоззрение, доказывая бессмысленность какой бы то ни было осознанной революционной деятельности.

Позднейшее произведение Р. «Конь вороной» (1924) изображает борющиеся против советской власти банды «зеленых». В форме дневника террориста Р. рисует предельную физическую и моральную депрессию, доходящую до цинизма внутреннюю опустошенность контрреволюции, одержимой неугасаемой бешеной ненавистью к пролетариату. Р. не осуждает своих героев, а пытается занять нейтральные позиции, оправдывая кровавую борьбу против России всепримиряющим националистским идеалом.

Библиография: I. Кроме указанного в тексте: Франция во время войны, 2чч., М., 1916—1917, Внутри круга. Очерки, «Русское богатство», 1909, VII; Из действующей армии, М., 1918; В тюрьме. Посмертный рассказ, предисл. А.В.Луначарского, М.,1921; Последние помещики. Посмертные рассказы, М., 1925; Посмертные статьи и письма, М., 1926; Воспоминания террориста, предисл. Ф.Кона, Харьков, 1926; Из рассказов о войне, «Красная новь», 1926, IV.

II. ВойтоловскийЛ.Н., «Конь бледный» В.Ропшина, «Киевская мысль», 1909, №48, 17 февр., Его же, Журнальное обозрение, там же, 1912, №№210 и 225, 31 июля и 15 авг., ЩеголевП., Протест против романа В.Ропшина, «Современник», 1912, XII; По поводу романа Ропшина. (Письмо в редакцию и ответ редакции), «Заветы», 1912, VIII; ПлехановГ., О том, что есть в романе «То, чего не было», «Современный мир», 1913, II (ср. ответ Плеханову ВойтоловскогоЛ.Н., «Киевская мысль», 1913, №65, 6 марта, КранихфельдаВ., «Современный мир», 1913, II); ШмидтВ., Безответственная публицистика (Ропшин. То, чего не было). «Северные записки», 1913, VIII; ВойтоловскийЛ.Н. То, чего не было и не могло быть, «Киевская мысль», 1913, №160, 12 июня. П.М., «Правда», 1924г., №249, 31 октября (О «Коне вороном»).

III. ВладиславлевИ.В., Русские писатели, изд. 4, М. — Л., 1924; ВладиславлевИ.В. Литература великого десятилетия, т.I, М. — Л., 1928.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me