Сарсе

САРСЕ Франциск (Francisque Sarcey, 1827—1899) — популярный французский критик, фельетонист и публицист. Окончив Нормальную школу, некоторое время был преподавателем. С 1860 С. всецело отдается лит-ой и журнальной работе. Умеренный либерал, он в своих суждениях о явлениях искусства руководствовался критерием «здравого смысла» (bon sens), т.е. писал так, как это было приемлемо и понятно для среднего парижского буржуа. Как театральный критик Сарсе очень быстро занял одно из первых мест, он нередко превозносил произведения, отличающиеся лишь внешними эффектными положениями, и часто замалчивал пьесы таких драматургов, к-рые, чуждаясь искусственных эффектов в построении интриги, пытались дать более углубленную картину человеческих переживаний и отношений. Такая участь напр. постигла Анри Бека. Защитник французских комедийных традиций, С. чрезмерно превозносил Лабиша и Гандильо, считая Скриба и Сарду едва ли не первыми драматургами Франции, и остался совершенно чужд к новым веяниям в области драматургии, связанным с именами Г.Ибсена, Л.Толстого, Гауптмана и Зудермана.

Ряд критических статей и фельетонов С. вышел отдельными изданиями: «Comediens et comediennes» (1878—1884), «Les miseres d’un fonctionnaire chinois» (1862), «Gare a vos yeux» (1884), «40 ans de theatre» (1900—1902). С. пробовал также свои силы в области беллетристики. Его перу принадлежат романы: общественно-сатирический «Le nouveau seigneur de village» (1862) и автобиографический «Etienne Moret» (1876). С. как мемуаристу принадлежат: «Le siege de Paris» (1871), «Souvenirs de jeunesse» (1884), «Souvenirs d’age mur» (1892).

Библиография: I. ЛансонГ., История французской литературы XIXв., перев. под ред. П.О.Морозова, изд. ред. журн. «Образование», СПБ, 1897; «Новый журнал иностранной литературы», 1899, №6, хроника.

II. Список произведений Сарсе и литературы о нем приведен у ThiemeH.P., Bibliographie de la litterature francaise, t.II, P., 1933.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me