Тик

ТИК Людвиг (Johann Ludwig Tieck, 1773—1853) — немецкий писатель, один из крупнейших представителей романтической школы. Сын зажиточного берлинского ремесленника. Окончил гимназию, учился в Галльском и Геттингенском университетах, где усиленно изучал Шекспира и Сервантеса. Лит-ой работой Т. занялся еще на школьной скамье. В 1797 Т. встретился с братьями Шлегель (см.). Это знакомство сыграло решающую роль в литературном развитии Т. В 1799 Т. вошел в т. наз. иенский кружок романтиков. Стяжал признание и восхищение теоретиков романтизма романом «Странствование Франца Штернбальда» (Franz Sternbalds Wanderungen, 1798).

То, что стихийно зрело в Т., получает в иенском кружке обоснование, подымается на высоту философии. После распада иенского кружка Т. надолго почти совершенно прекратил литературную деятельность. С 1819 он занимался гл. обр. историей театра и драмы. С 1825 Тик состоял официальным драматургом дрезденского придворного театра. Его последнее произведение — роман «Vittoria Accorombona» (1840).

Т. — первый писатель, осуществивший в творческой практике принципы романтической теории, раскрывший с большой силой психологию немецкой мелкобуржуазной интеллигенции начала XIX в. Отвращение к пошлой действительности, ужас перед нею ведут Т. к уходу от действительной жизни в экзотику и фантастику, в отдаленное прошлое народа и в замкнутый мир индивидуальных переживаний. В ранних произведениях Т. культивирует образы экзотического Востока («Almansur», 1790 (напеч. впервые в 1798), «Abdallah», 1792 (напеч. в 1795)), обращается к народной сказке («Volksmarchen, hrsg. von Peter Lebrecht», 1797), изучает вместе с Ваккенродером (см.) немецкое средневековье, поэтизирует старый Нюренберг, культивирует столь существенный для романтизма принцип народности (Volkstumlichkeit) в смысле любви к национальной старине. Вместе с тем он изощренно передает смятение раздвоенного сознания («Der blonde Ekbert», 1797), тонко анализирует утомленную и неуравновешенную душу. Характерен роман Т. «История Вильяма Ловелля» («Die Geschichte des Herrn William Lovell», 1793—1795), напеч. 1795—1796, где интерес к психологическому анализу перерастает в отчетливое отрицание мира вне познающего его субъекта. В творческой манере Т. все эти тенденции проявились в подчеркнутом отказе от реализма. Чрезвычайно характерны для стиля Т. его драмы, в к-рых один из основных принципов романтической эстетики — принцип иронии нашел наиболее полное выражение. Его пьеса «Кот в сапогах» («Der gestiefelte Kater», 1797) — полемически заостренный выпад против мещанской драмы; здесь провозглашено требование «театральности», основанное на понимании театра как искусства, якобы по самой специфике своей враждебного реализму. Дарование Т. раскрылось в Иене во всей силе в драме «Геновева» (Leben und Tod der heiligen Genoveva, 1800). Сюжет «Геновевы» заимствован из народной лубочной книги — «Легенды о св. Геновеве». Сказочные рыцарские времена, битвы с маврами, рыцарские замки, феодальная любовь, верность, месть, фантастические приключения, мистическое настроение, прозрения и предчувствия, вторжение сверхъестественного в обыденную жизнь, ощущение удвоения мира, иной, высшей сущности — такова «Геновева» Т. Драматическое построение ее основано на непрерывной перемене места действия, нагнетании настроения.

Художественные тенденции «Геновевы» реализуются Т. еще раз в драме «Император Октавиан» (Kaiser Oktavianus, 1802, напеч. 1804). Но «Геновева» остается высшим взлетом романтизма Т.; за нею начинается спад, разложение, уход от художественной литературы, слабые попытки вернуться к ней — и переход к историко-литературной работе, сохраняющей, однако, неизменными принципы и влечения Т. как художника.

Библиография: I. Schriften, 20 Bde, B., 1828—1846; Kritische Schriften, 4 Bde, Lpz., 1848—1852; Gesammelte Novellen, 12 Bde, B., 1852—1854; Nachgelassene Schriften, hrsg. v. R. Kopke, 2 Bde, Lpz., 1855. Об искусстве и художниках (Размышления отшельника, любителя изящного), изд. Л. Т., М., 1826 (нов. изд. с предисл. П. Н. Сакулина, М., 1914); Кот в сапогах, «Любовь к трем апельсинам», П., 1916, кн. 1; ряд произведений в сб.: «Немецкая романтическая повесть», с вступ. ст. и комм. Н. Берковского, т. I, Москва — Ленинград, 1935.

II. Kopke R., L. Tieck, 2 Tle, Lpz., 1855; Briefe an L. Tieck, ausgew. und hrsg. v. K. v. Holtei, 4 Bde, Breslau, 1864—1865; Bischoff H., L. Tieck als Dramaturg, Brussel, 1897; Miessner W., L. Tiecks Lyrik, B., 1902; Gunther H., Romantische Kritik und Satire bei L. Tieck, Lpz., 1907; Drach E., L. Tiecks Buhnenreformen, B., 1909; L. Tieck und die Bruder F. u. A. W. Schlegel. Briefe, hrsg. v. H. Lupeke, Frankfurt a. M., 1930; Zeydel E. H., L. Tieck and England, Princeton, 1931; Гайм Р., Романтическая школа, М., 1891; Брандес Г., Литература XIX в. в ее главнейших течениях (Немецкая литература), СПБ, 1900; Жирмунский В., Немецкий романтизм и современная мистика, СПБ, 1914.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Тик — I (Tieck) Людвиг Иоганн (31.5.1773, Берлин, — 28.4.1853, там же), немецкий писатель. Сын ремесленника. В 1792—95 учился в университетах в Галле, Эрлангене и Гёттингене. Друг В. Ваккенродера и Новалиса. Первое значительное произведение... Большая советская энциклопедия
  2. тик — 1) -а, м. Непроизвольное нервное подергивание мышц лица, шеи или рук. Николай подошел ко мне. Легкий тик передергивал его щеку. Паустовский, Далекие годы. [франц. tic] 2) -а (-у)... Малый академический словарь
  3. тик — орф. тик, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. тик — 1. тик/¹ (нервный). 2. тик/² (ткань). 3. тик/³ (дерево). Морфемно-орфографический словарь
  5. тик — ТИК (франц. tic), патол. непроизвольные быстрые клонич. неритмичные сокращения одной или неск. мышц, повторяющиеся стереотипно. Наблюдается у всех видов животных (чаще у собак и лошадей) в виде мигания, кивания головой, движения ушами... Ветеринарный энциклопедический словарь
  6. Тик — (фр. tic). Быстрые неритмичные, стереотипные, автоматизированные подергивания отдельных мышц или их групп. Внешне Т. напоминают рефлекторные или целенаправленные действия. По происхождению различают... Толковый словарь психиатрических терминов
  7. тик — I. ТИК а, м. tic m. Тик или дурное движение коверкания и кривляния получают свое начало не от навыка, но от излишних усилий, делаемых во время скакания. Сии усилия стягивают мускулы и переменяют лице весьма различным образом. Танц. сл. 1790. Словарь галлицизмов русского языка
  8. Тик — (англ. tick) — плотная хлопчатобумажная или льняная ткань саржевого, атласного или полотняного переплетения с продольными широкими пестроткаными или набивными полосами. Используется для изготовления матрацев, мебельных чехлов, тентов и др. Энциклопедия моды и одежды
  9. Тик — Восточное твердолиственное дерево с очень стойкой древесиной. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) Архитектурный словарь
  10. Тик — I (франц. tic) быстрые непроизвольные стереотипные сокращения мышцы или групп мышц, при которых возникают насильственные движения (гиперкинезы), иногда очень выразительные, имитирующие произвольные движения. Сопротивление... Медицинская энциклопедия
  11. тик — ТИК 1. ТИК, -а; м. [франц. tic] Непроизвольное судорожное подёргивание мышц лица, шеи или рук как проявление нервного заболевания. Лёгкий, незаметный, сильный т. Т. лица, глаза. Страдать тиком. Т. передёргивал щеку. У кого-л. начался т. Толковый словарь Кузнецова
  12. тик — 1. ТИК1, а, м. Непроизвольное нервное подёргивание мышц лица, головы, шеи. | прил. тикозный, ая, ое. 2. ТИК2, а (у), м. Плотная хлопчатобумажная или льняная ткань, обычно полосатая, употр. для обивки чехлов, тентов. | прил. тиковый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  13. тик — 1. ТИК м. голланд. косонитная, полосатая портяная ткань, на перины, тюфяки и пр. Тиковые сторы. || Дерево тик, Tectonia grandis, восточно-индийский дуб. 2. ТИК м. франц. упорная нервная боль в одном месте. Толковый словарь Даля
  14. тик — I. тика, м. [фр. tic] (мед.). Нервная болезнь, выражающаяся в непроизвольных подергиваниях членов тела. II. тика, м. [гол. tijk, англ. tick]. Плотная льняная или хлопчатобумажная ткань, обычно полосатая, идущая преимущ. на покрытие матрацев и мебели. Большой словарь иностранных слов
  15. ТИК — ТИК (Tieck) Людвиг (1773-1853) — немецкий писатель-романтик. Используя принцип романтической иронии, отвергал филистерскую мораль (сказочные комедии "Кот в сапогах", "Синяя Борода" — обе 1797); идеализировал средневековье (драмы, повести)... Большой энциклопедический словарь
  16. ТИК — Минимальное колебание курса на бирже, установленное биржевыми правилами. Экономический словарь терминов
  17. тик — тик I м. Непроизвольное судорожное подёргивании какой-либо части тела — мышц лица, шеи, руки и т.п. — как проявление нервного заболевания. II м. 1. Плотная хлопчатобумажная или льняная ткань, используемая для обивки матрацев, изготовления чехлов и т.п. Толковый словарь Ефремовой
  18. тик — I I "вид ткани", уже в Уст. морск. 1724 г.; см. Смирнов 289, прилаг. ти́ковый (Лесков). Из нидерл. tijk – то же, ср.-нидерл. tîke, нов.-в.-н. ziесhе; см. Маценауэр 347. II II "дерево, индийский дуб (прочный корабельный лес)". Через нем. Теаk или англ. Этимологический словарь Макса Фасмера
  19. тик — ТИК, тика, ·муж. (·франц. tic) (мед.). Нервная болезнь, выражающаяся в непроизвольных подергиваниях членов тела (головы, плеч и т.п.). Страдать тиком. II. ТИК, тика, ·муж. (·голланд. tijk, ·англ. tick). Толковый словарь Ушакова