Трилогия

ТРИЛОГИЯ (греч.) — первоначально в греческой литературе три трагедии (см.), объединенные в одно целое единством фабулы или идейного содержания; в новейшее время термин «Т.» применяется в соответствующих случаях к произведениям драматическим, эпическим и даже лирическим.

У древних греков Т. состояла из трех трагедий с мифологическим или историческим сюжетом; представлялись они на поэтических состязаниях в дни празднеств Дионисий. Первоначально отдельные части Т. обязательно воспроизводились в течение одного дня; присоединение к Т. так наз. «драмы сатиров», контрастирующей с ней по построению и назначению, создавало «тетралогию». С V в. до н. э. это требование начинает нарушаться, а с IV в. до н. э. «драма сатиров» отделяется от трагической Т. и ставится на особых состязаниях. Античные Т. дошли до нас в обломках; так из сохранившихся семи трагедий Эсхила четыре являются частями Т., посвященных мифам о Данаидах, Эдипе, Прометее и историческому событию — поражению персов; из этих Т. только «Орестейя» сохранилась полностью; утрачена лишь «драма сатиров» — «Протей». В дальнейшем, уже у Софокла, трагедии приобретают самостоятельную законченность и отдельную значимость; так «Эдип-царь», «Эдип в Колоне» и «Антигона», хотя и связанные единством сюжета, не объединялись поэтом в Т.

В драматическом творчестве нового времени встречаются попытки возродить Т.; таковы трилогии Шиллера («Валленштейн»), Грильпарцера («Золотое руно»), Вагнера («Нибелунги»), Суинберна («Мария Стюарт») и др. В русской литературе известность получила трилогия А. Толстого («Смерть Ивана Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Борис Годунов»). Примером Т., отдельные части которой — комедии, а не трагедии, является трилогия Бомарше («Севильский цырюльник», «Свадьба Фигаро», «Виновная мать»). Однако в целом в драме нового времени Т. не получает широкого развития.

Принцип Т. применяется в строении романа и повести; таковы Т. романов Дюма («Три мушкетера», «Двадцать лет спустя», «Виконт де Бражелон»), Сенкевича («Огнем и мечом», «Потоп», «Пан Володиевский»), Золя («Лурд», «Рим», «Париж»), Г. Манна («Три богини»). В русской литературе «Мертвые души» Гоголя были задуманы в форме Т. Трилогию представляют собой «Детство», «Отрочество» и «Юность» Л. Толстого, «Детство», «В людях» и «Мои университеты» Горького. Следует, однако, отметить, что эпическая полнота изображения, допуская расширение его за рамки отдельного романа, в то же время нередко нарушает стройность и четкость трехчленного строения; эпическая Т. не представляет такого тесного единства, как Т. драматическая, и легко перерастает в многотомный цикл романов (ср. цикл «Ругон-Маккаров» Золя, «Жан Кристоф» Р. Роллана и др.).

В лирике термин Т. почти не применяется, несмотря на попытки некоторых поэтов ввести его (Гёте «Trilogie der Leidenschaft», Гейне «Trilogie»).

Библиография: Hermann G., Die tragischen Tetralogien der Griechen, Lpz., 1819; Welcker F. G., Die aschylische Trilogie, Darmstadt, 1824; Steinweg C., Studien zur Entwicklungsgechichte der Tragodie, B. VI. Halle a/s., 1924; Wiesmann P., Das Problem der tragischen Tetralogie, Diss., Zurich, 1929 (дана основная литература).

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. трилогия — -и, ж. Три литературных или музыкальных произведения одного автора, объединенные общей идеей и преемственностью сюжета. Трилогия Сухово-Кобылина. Трилогия А. М. Горького: «Детство», «В людях», «Мои университеты». [греч. τριλογία] Малый академический словарь
  2. Трилогия — (греч. trilogia, от tri-, в сложных словах — три, трижды и logos — слово, рассказ, повествование) — три пьесы, связанные развитием одного сюжета, общей идеей, единым авторским замыслом. Понятие Т. сложилось в др.-греч. драматургии; из др.-греч. Музыкальная энциклопедия
  3. трилогия — орф. трилогия, -и Орфографический словарь Лопатина
  4. трилогия — Тр/и/ло́г/и/я [ср.: ди/ло́г/и/я]. Морфемно-орфографический словарь
  5. трилогия — ТРИЛОГИЯ гр. trilogie < trilogia < tri.. + logos слово. Три литературных произведения одного автора, связанных единством общего замысла. СИС 1985. В литературе, музыке, кино: три произведения одного автора, связанные единством замысла. Крысин 1998. — Лекс. Уш. 1940: трилогия. Словарь галлицизмов русского языка
  6. Трилогия — ТРИЛОГИЯ — (Τριλογια) — группа из трех драматических произведений, связанных между собой общностью сюжета, действующих лиц или общей идеей, их проникающей... Словарь литературных терминов
  7. Трилогия — • Trilogĭa см. Tetralogia, Тетралогия. Словарь классических древностей
  8. трилогия — Заимств. во второй половине XIX в. из франц. яз., где trilogie < греч. trilogia, сложения tri «три» и logos «слово, рассказ». Этимологический словарь Шанского
  9. трилогия — ТРИЛОГИЯ, и, ж. Три произведения одного автора (писателя, музыканта), объединённые общим замыслом и преемственностью сюжета. Т. А. Н. Толстого «Хождение по мукам». Т. Танеева «Орестея». Толковый словарь Ожегова
  10. трилогия — ТРИЛ’ОГИЯ, трилогии, ·жен. (·франц. trilogia) (лит., театр.). Литературное, преим. драматическое произведение, состоящее из трех самостоятельных произведений, но объединенных общей идеей и преемственностью сюжета. Драматическая трилогия А.К. Толковый словарь Ушакова
  11. трилогия — ТРИЛОГИЯ -и; ж. [греч. trilogos от tri- — трижды, три и logos — слово, речь] Три литературных или музыкальных произведения одного автора, объединённые общей идеей и преемственностью сюжета. Написать трилогию. Замысел трилогии. Толковый словарь Кузнецова
  12. Трилогия — Группа из трех драматических произведений, соединенных в одно художественное целое. Название Т. носило в древнегреческом театре соединение трех трагедий, связанных между собой исторической последовательностью сюжетов. Присоединение... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  13. трилогия — Трилогии, ж. [фр. trilogia] (лит., театр.). Литературное, преимущ. драматическое произведение, состоящее из трех самостоятельных произведений, но объединенных общей идеей и преемственностью сюжета. Большой словарь иностранных слов
  14. трилогия — трилогия ж. Три произведения одного автора, объединенных общей идеей и преемственностью сюжета. Толковый словарь Ефремовой