Верона

ВЕРОНА Гвидо, да (Guido da Verona, 1881—) — итальянский романист. Романы его: «Lamore, che torna» (Любовь, которая возвращается, 1908), «Colei, che non si deve amare» (Ta, к-рой не должно любить, 1910), в особенности — «La vita comincia domani» (Жизнь начинается завтра, 1912) и «Mimi-Bluette, fiore del mio giardino (Мими-Блюэтт, цветок моего сада, 1915) получили громадное распространение и сделали В. писателем общеевропейской популярности. Непосредственным литературным учителем В. является Габриэле д’Аннунцио. Большое влияние на его художественное мировоззрение оказал Ницше. Основные черты этого мировоззрения: индивидуализм, культ личности, свободной в своем стремлении к полноте жизненных ощущений, к живому, реальному и «земному» счастью, к насыщению красотой всех жизненных действий («эстетизм жизни»). Наряду с этим проявляется и вера в могущество положительного знания и науки, как достояния отдельных избранных личностей (профессор Андреа Ференто в «La vita comincia domani»). Именно вследствие такого индивидуализма В. выступает противником церкви и клерикализма; вместе с тем общественное безразличие, а порою и презрение к обществу, довольно ясно у него проявляются. Верона — яркий выразитель настроений верхушки буржуазной интеллигенции, претендовавшей на монопольное звание носителей духовной культуры Италии. Громадное значение в этой группировке имеют франкмасоны, к-рым близок В. и из среды которых вышли многие государственные и общественные деятели Италии. Эта группировка интеллигенции в литературе противопоставляла себя выразителям активности индустриальной буржуазии — футуристам, а затем — на политической арене — фашистам. Война 1914—1918 и приход фашизма к власти привели к потере этой группировкой политического веса. Многие деятели перешли к фашизму, а иные подверглись жестоким репрессиям (Б. Кроче).

В центре романов Верона — эмоциональная жизнь. Эротика часто преобладает у его героев; порою она носит и патологическую окраску (вообще В. нередко увлекается изображением патологических состояний человеческой психики; в «Azyadeh», «Colei che non si deve amare» — патология даже на первом плане). Его герои стремятся к личному счастью и обычно достигают его, однако более слабые после момента полноты и опьянения — гибнут (Мими-Блюэтт), более же сильные добиваются гармонического существования, хотя бы вопреки «условностям» этики, как герои романа «La vita comincia domani», возбудившего бурю негодования в реакционных кругах. Культ эмоциональности определяет стиль романов В., построенных по музыкально-импрессионистическому принципу. Обычны для В. постоянно повторяющиеся «лейтмотивы» в виде кратких поэтических афоризмов. Эти лейтмотивы Верона дает каждый раз в новом преломлении; иногда они связаны с заглавием («Sciogli la treccia, Maria Maddalena» — «Распусти косу, Мария Магдалина», 1920; также и «La vita comincia domani») и всегда — с основным замыслом романа. В некоторых романах («Mimi-Bluette», «La donna, che invento lamore», «Cleo») к этому присоединяется декламационный, отчасти ритмизованный «сказ», разбитый на небольшие абзацы, с повторами. Отличительными свойствами яз. В. являются обилие красочности, декоративности, зрительных эффектов, а также контрастность и блестящий юмор. Свою биографию В. дает в романе: «La mia vita in un raggio di sole» (Моя жизнь в солнечном луче). Последние его романы — «Il libro del mio sogno errante» (Книга моей блуждающей грезы), «Lettere damore alle sartine dItalia» (1924), «Yelize» (1923), «Azyadeh, la donna pallida» (Адзиаде, бледная женщина, 1927), «Mata Hari» (в семи книгах, 1925—1928).

Библиография: Предисловия к русским перев. В., серия к-рых изд. в 1926—1928 изд-вом «Космос» («Женщина, к-рая изобрела любовь», «Жизнь начинается завтра», «Мими-Блюэтт», «Клео»); Prezzolini, La Coltura Italiana, 1923; Titta Rosa, I Narratori contemporanei, 1920; Russo Luigi, I Narratori Italiani 1860—1926 (есть немецк. перев.); Vossler Karl, Die neuesten Richtungen der italienischen Literatur, Marburg, 1925.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Верона — Город, Италия. Упоминается рим. авторами с I в. до н. э. как Verona. Название может быть от кельт, vernas 'ольха' или от этрусск. основы неизвестного значения. Топонимический словарь
  2. Верона — (Verona) город на С.-В. Италии, в области Венеция, у подножия Альп, по обоим берегам р. Адидже. Административный центр провинции Верона. 254,9 тыс. жителей (1969). Большая советская энциклопедия
  3. Верона — (Verona) Гражданские войны в Римской империи В 312 город был осажден галльскими легионами императора Константина. Защищали город повстанцы под предводительством Помпея. Энциклопедия битв мировой истории
  4. Верона — Верона Орфографический словарь. Одно Н или два?
  5. Верона — • Verōna, Οὐήρωνα, Βηρών город евганейцев, в транспаданской Галлии, на реке Athesis, позже принадлежал ценоманам (Liv. 5, 35), а впоследствии стал римской колонией (Tac. hist. 3, 8) и достиг большого значения. Там родились Катулл и Витрувий. Словарь классических древностей
  6. Верона — (Verona), город на северо-востоке Италии, в исторической области Венеция, у подножия Альп. Живописно расположен в излучине р. Адидже. С 89 до н. э. римская колония, с XII в. город-коммуна, в XIII в. во владении рода Скалигеров. Художественная энциклопедия
  7. Верона — (Verona), город в Сев. Италии, у подножия Альп, на берегах р. Адидже. 243 тыс. жителей (2001). Известна с I в. до н. э., с 89 г. – римская колония, в 568–774 гг. – центр герцогства, с начала XIII в. – городская коммуна. В 1387... Словарь географических названий
  8. Верона — Ы, жен. Разг. к (см. Верония). Словарь личных имен
  9. ВЕРОНА — (Verona) — город в Сев. Италии, адм. центр провинции Верона. 215,7 т. ж. (1960). В. известна с 3 в. до н. э., с 89 до н. э. — рим. колония. Близ В. 27 сент. 489 король остготов Теодорих одержал победу над Одоакром и сделал ее одной из своих резиденций. Советская историческая энциклопедия
  10. ВЕРОНА — ВЕРОНА (Verona) — город в Сев. Италии, в обл. Венеция, административный центр пров. Верона. 259 тыс. жителей (1991). Транспортный узел на подступах к перевалу Бреннер в Альпах. Большой энциклопедический словарь
  11. Верона — (Verona) — первоклассная крепость, главный город итальянской провинции того же имени (2747,34 кв. км, около 400 тыс. жит.), 71 м над уровнем моря, у подножия гор, в плодородной долине, на реке Эч и на жел.-дор. линии Милан — Венеция. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона