Литературная энциклопедия

Вирши

Вирши
ВИРШИ (от латинского versus - стих, польское - wiersz) - один из видов тонического стиха - духовного, а затем и светского, содержания, развивавшийся на Украине с конца XVI до начала XVIII в., а затем перешедший и в русскую литературу (конец XVII-XVIII в.). К самым ранним из дошедших до нас относятся: В. на герб кн. Острожского, написанные Герасимом Смотрицким, его же «Предисловие к читателям Острожской библии» (1581), «Хронология» Андрея Рымши (1581), его же стихи в «Сборнике» братьев Мамоничей (1585), в Литовском статуте (1586) и в «Апостоле» тех же Мамоничей (1591), затем «Лямент дому княжат Острожских» (1603) и другие.Литературная форма В. возникла сначала под влиянием правил греческой метрики, - сюда относятся своеобразные попытки изданной во Львове в 1351 грамматики «Адельфотес», а также «Грамматики» Лаврентия Зизания (1596) и Мелетия Смотрицкого (1619) (см. Стиховедение и Силлабическое стихосложение); затем, под влиянием польского силлабического стиха, В. приняли силлабический характер.Как стихи В. характеризуются, с одной стороны, обязательным наличием рифмы, а с другой - значительной свободой ритма, и свободой в числе слогов и в расположении ударений напоминают украинские думы , возникшие под их несомненным и непосредственным влиянием, что отчасти сближает их с рифмованной прозой . Соизмеримость стиховых единиц виршей осуществлялась путем выравнивания их по константам - конечным ударениям; совпадая в правой своей константной части, В. выравнивают различие в силлабическом и тоническом строении своей левой части. Позднее в этом стихе развивается постоянная цезура, колебания в числе слогов значительно сокращаются, расположение ударений сводится к небольшому числу тонических конфигураций (что и определяет силлабическую урегулированность), и постепенно он переходит в обычный силлабический стих . Аналогичным образом протекало между прочим и развитие польского силлабического стиха, только ко времени Кохановского (1530-1584) достигшего характерной для него равносложности.Носителями виршевой поэзии являлись преимущественно учителя и ученики духовных школ и разного рода духовные лица, избиравшие темами виршей обычно религиозные события. Многие из этих В. были собраны позднее в «Богогласнике», изданном в Почаевской лавре (1790). Позднее, наряду с духовными, развились и светские В., имевшие характер бытовой или сатирический; были вирши и характера исторического (например В. о Богдане Хмельницком, «Разговор Великороссии с Малороссией» С. Дивовича и ряд других).Будучи чисто книжного происхождения (хотя и испытывая влияние народной словесности), В. в свое время однако сыграли значительную культурную роль. Во многих случаях они были непосредственно связаны с чисто народной литературой; так ряд исторических виршей перешел в народные «думы» (напр. В. о Богдане Хмельницком); многие В. перешли в народную «лирную» поэзию; сюда же относится развитие многих праздничных песен («вірші різдвяні й великодні») и т. под. Несомненно также известное влияние В. на первые произведения новой украинской литературы - «Энеиду» Котляревского .Врусской литературе возникновение В. связывалось обыкновенно с именем Симеона Полоцкого (1629-1680), однако В. встречаются и в более раннем периоде, что позволяет отодвинуть появление их в России к самому началу XVII века; уже в повести 1606, известной под названием «Иное сказание», встречается ряд отрывков, по построению восходящих к типу виршей; находятся такие же отрывки и в других повестях того времени у авторов, вышедших из состава братии Сергиевской лавры (связанной с Украиной), опиравшихся в своих опытах не только на украинские В., но и на народную поэзию, в которой (за вычетом элемента музыкальности, как раз в это время снижавшегося среди образованных слоев населения (см. Стихосложение народное)) налицо были и силлабическая свобода, и тоническая неурегулированность, и выравнивание по константам, и спорадически возникавшая рифма, и т. п. С этой точки зрения влияние польского и украинского стиха представляется только сопутствующим моментом в образовании русских В., возникавших в связи с общим движением, начавшимся в XVII в. (которое еще Пыпин характеризовал как «эпоху поисков новых форм», в частности поэтических), вызванным значительными культурно-экономическими сдвигами этого периода.Испытав в своем возникновении воздействие народной поэзии, вирши позднее, в свою очередь, оказывали на нее влияние. В. несомненно воздействовали на строение раешника , a также на такие напр. произведения, написанные стихом тонического типа, как «Роман в стихах» (изд. Сиповским в его «Русских повестях XVII-XVIII вв.»), «История о царе Давиде» (напеч. в «Памятниках русской драматической литературы эпохи Петра Великого» акад. Перетца, 1903) и др.

Библиография:
Житецкий, Мысли о народных южно-русских думах, СПБ., 1893; Перетц В. Н., Малорусские думы и песни, 1899; Его же, Историко-литературные исследования и материалы, тт. I-III, 1900-1902; Ефремов С., Історія украінського письменства, Розділ III (здесь же обширная библиография вопроса); Грушевский, Історія украінськоi літератури, т. V. О русских В. см. Попов Н. И., К вопросу о первоначальном появлении виршей в сев.-русской письменности, «Изв. отд. русск. яз. и слов. Рос. ак. наук», СПБ., 1917, т. XXII, кн. 2.
| Ещё

См. также `Вирши` в других словарях
вирши
стихи
Словарь русских синонимов
мн. 1) а) Стихи силлабического размера, предназначавшиеся обычно для чтения вслух, а не для пения (в русской и украинской литературе XVI-XVIII вв.). б) разг. Любые стихи (обычно с оттенком шутливости). 2) Бездарные, малосодержательные стихи (обычно с оттенком пренебрежительности).
ВИРШИ (польск. wierszy - от лат. versus - стих), 1) в 16-18 вв. название всяких стихов (особенно для чтения, а не для пения). 2) В позднейшее время - уничижительное название стихов (обычно плохих).
вирши
-ей, мн.
Стихи силлабического размера, распространенные в русской литературе в 17-18 вв., в украинской в 16-18 вв.
|| ирон.
Стихи вообще (обычно о плохих стихах).
Опять я в деревне. Хожу на охоту, Пишу мои вирши — живется легко. Н. Некрасов, Крестьянские дети.
— Я в молодости тоже кропал вирши. Получалось грамотно, гладко, кое-что было напечатано в журналах. Арамилев, В лесах Урала.
[От польск. wierszy — стихи]
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР
(польск. wierszy, от лат. versus - стих). 1) поздравительные стихотворения в Малороссии. 2) вообще плохие стихи.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
плохие стихи.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)
польск. wierszy, от лат. versus, стих. Поздравительные стихи в Малороссии.
(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)
вирши
ВИ́РШИ -ей; мн. [от польск. wierczy - стихи]
1. Украинские и русские силлабические стихи 16 - 18 вв. Вирши Феофана Прокоповича.
2. Ирон. О стихах (обычно плохих). Кропать в.
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт 1998
-ей. Старинные русские и украинские силлабические стихи (теперь ирон. - о плохих стихах). И прил. виршевый, -ая, -ое.
виршей, ед. нет (от польск. wiersz - стих). 1. Силлабические стихи, распространившиеся в русской и украинской литературе 17 века под влиянием польской системы стихосложения (лит.). 2. Плохие стихи бездарного или неумелого сочинителя (разг. пренебр.).
Вирши
Это старинное название стихов восходит к латинскому versus (от vertere – "вертеть") – "стих", а заимствовано из польского, где wiersz – "строка, стих".
вирши Заимств. в XVI в. из польск. яз., в котором wierz «строка, стих» < лат. versus «стих, ряд», производного от vertere «вертеть». Вирши буквально — «упорядоченные по размеру строки». Ср. однокорневое версификация. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа 2004
Вирши (польск. wierszy, от лат. versus — стих)
название авторских книжных стихов духовного, а позднее светского содержания; см. Виршевая литература.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978
вирши
ВИ´РШИ (польское wierszey, от лат. versus — стих) — название авторских духовных, а затем светских стихов в России 16, 17 и 18 вв. Сами поэты-виршевики называли стихи «вершами» (верш — это двустишие, скрепленное рифмой); так, духовный стихотворец Кирилл Транквилион в предисловии к своей книге «Перло многоцветное» (Могилев, 1699 г.) писал о себе: «Композитор, або складач сих вершов Кирилл старый Транквилион Ставровецкий». Первоначально стихи виршевиков были дисметричны, они строились на смежных рифмах («краесогласиях»), в каждом стихе — неопределенное число слогов; например, в книге Л. Зизания «Грамматика словенска» (Вильно, 1956 г.) напечатаны следующие стихи:
Непрестанно книжку называйте тую...
- в XVI—XVIII вв. название всяких стихов, особенно для чтения, а не для пения. Позднее — уничижительное или ироническое название стихов, обычно плохих.
Вирши
см. Стихосложение.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907
Что еще интересного в `Литературная энциклопедия` ?
ВАЙТКУС М. (1883-) - современный литовский поэт и драматург, ксендз по профессии. В своей поэзии В. - лирик, ограничивающийся узким кругом индивидуальных переживаний. В творчестве В. сильны также элементы религиозные. В. является одним из наиболее талантливых представителей литовского «национального романтизма» наряду с более ранним его представителем - поэтом Майронисом. В общественном отношении В. - представитель наиболее реакционных слоев литовской клерикальной интеллигенции.Библиография: Mar...
ГЕТТНЕР Герман (Hermann Hettner, 1821-1882) - немецкий историк лит-ры и искусствовед. В университетах Берлина, Гейдельберга, Галле изучал философские и филологические науки. Много путешествовал с научной целью по Греции, Италии, Франции и Англии. Был доцентом в Гейдельберге, затем - профессором истории искусств и директором музеев в Дрездене. - Г. - один из ближайших учеников философа Фейербаха, в отличие от идеалистов выдвинувшего принцип позитивистического понимания исторических фактов. Г. при...
ДЫГАСИНСКИЙ Адольф (Dygasinski, 1839-1902) - польский писатель, выдающийся представитель художественного реализма, участник восстания 1863. В своих произведениях Д. рисует быт крестьянства, увлекаясь идеей непосредственной, близкой к природе жизни. Главной его темой однако является изображение психической жизни животного мира - собак, волков, зайцев, голубей. Психология животных, по выражению одного польского критика, им «омужичивалась». Д. известен также как автор целого ряда педагогических раб...
ЕЛЬСКИЙ Александр (1834-1916) - белорусский писатель и публицист, деятельность к-рого совпадает с периодом зарождения «нашенивской» литературы и отмиранием «старой народнически-просветительской». Творчество Е., явившееся продолжением лит-ых традиций Дунина-Марцинкевича , наиболее интенсивно в 900-х гг.Е. в своих произведениях - «Сынок» (рассказ в стихах), «Аб жыцьці і сьмерці п’яніцы», «Выбіраймся у прочкі» и ряде других - был представителем своеобразного «просветительства», ратовавшего за сохра...
ИНТЕНСА - см. Ритмика.
КУЛАЕВ Созырыко - один из крупных современных прозаиков Осетии, член ВКП(б), секретарь ЮгосАППа, автор перевода на осетинский яз. «Молодой гвардии», один из первых зиуовцев (зиуовцы - осетинские пролетписатели; зиу - «коммуна»). Своим рассказом «Любовница» он поднял осетинскую прозаическую литературу на большую высоту. «Стальным гигантом» К. открыл в осетинской прозе новую страницу. Характерные черты творчества К. - реализм, тематическая сращенность с проблемами социалистического строительства н...
МИЛЛЕР Орест Федорович (1833-1889) - историк русской литературы и фольклорист, профессор СПБ университета, один из представителей славянофильства в его умеренно-либеральном и позднейшем ответвлении. Речи и статьи М. по славянскому вопросу собраны в книге «Славянство и Европа» (СПБ, 1874). Общетеоретические взгляды М. на литературу характеризуют его как представителя воинствующего идеализма. М. свойственны частые выпады против, как тогда называли, «натурального» направления, последовательное пров...
НАСЫРИ Каюм (Насыров Абдул-Каюм, 1824-1902) - один из крупнейших татарских реформаторов и просветителей. Сыграл большую роль в создании татарского литературного яз. В противоположность реформаторам-клерикалам (Курсавы, Ш. Марзяны и ряд др.) Н. - реформатор светского буржуазного «культуртрегерского» толка. Н. между прочим издал: «Ляхзий татари» (словарь татарского яз. в двух томах); «Немуня Яки Энимудянужи» (орфография, грамматика и синтаксис татарского яз.); ряд произведений компилятивного харак...
ПИСАРЕВСКИЙ Петр (1820-1871) - украинский поэт. Сын Ст. Писаревского . Принадлежал к среднему чиновничеству. Служил письмоводителем в разных учреждениях в Короче и Курске, позже заведывал канцелярией казанского губернатора (1866-1871). П. писал только в юности, под сильным влиянием Квитки-Основьяненка и Гулака-Артемовского. В своих баснях П. хотя и несмело, но все же вскрывал недостатки крепостного права и отчасти обличал нравы чиновничьей бюрократии («Пан», «Цуценя»). Наиболее известны его прои...
ПОТЕХИН Алексей Анисимович (1829-1908) - драматург и романист. Р. в небогатой дворянской семье. Учился в ярославском Демидовском лицее, недолго был офицером, потом чиновником в провинции. Литературная деятельность П. началась в 1852 сценами из провинциального быта «Забавы и удовольствия в городке». Вначале находился под влиянием молодой редакции «Москвитянина» . В 80-х гг. заведывал репертуаром в петербургском Александринском театре. С 1900 - почетный академик.Как драматург П. принадлежал к прям...
РАФФИ (Акоп-Мелик-Акопян, 1835-1888) - армянский писатель. Р. в с. Паяджук (Иран). Сын крупного купца. Много путешествовал по Турецкой Армении и Ирану. Нек-рое время был учителем в армянских народных школах на Кавказе. Выступил в литературе в 1860 («Ахтамарский монастырь», напечатанный в «Юсиспайле»). Активно сотрудничал в газ. «Мшак» (Работник) - органе армянской либеральной буржуазии. Вслед за серией мелких рассказов из иранской (персидской) жизни появились в свет первые крупные произведения Р...
РОПШИН В. (псевдоним Савинкова Бориса Викторовича, 1879-1925) - писатель. Эсер, организатор ряда террористических покушений, участник и руководитель ряда восстаний против советской власти в период гражданской войны. В 1924 при переходе через советскую границу был арестован. В 1925 покончил жизнь самоубийством.Как писатель Ропшин выступил в первые годы столыпинской реакции с романами из жизни террористов - «Конь бледный» (СПБ, 1909, изд. 3, 1914), «То, чего не было» («Заветы», 1912, отдельное изд...
САНИ Сулейман Ахундов (1875-) - современный тюркский беллетрист и драматург. Получил образование в Закавказской учительской семинарии. Первое произведение С. - пьеса «Тамахкяр» (Жадный), 1899. С. писал для детей (популярны его «Курхулу Нагылар», «Карадже Кыз» и др.).Творчество С., несмотря на ярко выраженные прогрессивные тенденции, не чуждо элементов романтической идеализации феодального прошлого («Кан-Булаги» - Кровавый родник: пьеса «Лачин Ювасы»).Для С. характерно лирическое восприятие дйств...
ТЕЙРЛИНК (Teirlinck Herman, 1879-) - фламандский писатель. Р. в Брюсселе. Изучал вначале медицину, затем философию. Т. хороший рассказчик, тонкий стилист. Его лучшие произведения: «Господин Сержансон» (Mijnheer I. B. Serjanszoon; orator didactus, 1908), шутливый, проникнутый скептицизмом рассказ, и «Обезьянка с ножками из слоновой кости» (Het ivoren aapje, 1909), реалистический роман в форме фантазии, имеющий фоном революционные события, к которым автор относится не без симпатии, хотя и без дост...
ТРЕХДОЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ - стихотворные размеры, образуемые по силлабо-тонической теории сочетанием стоп, состоящих из трех ритмических долей - одной сильной и двух слабых: uUU, дактиль; UuU, амфибрахий; UUu, анапест. Пропуск ударений, столь характерный для двудольников, в ритмике Т. р. мало употребителен. Это объясняется тем, что акцентные соотношения, присущие русскому языку (в среднем, около 2,7 слога на 1 ударение), оказываются более близкими к схеме трехдольных (3 слога на 1 ударение), чем двудо...