Захер-Мазох

ЗАХЕР-МАЗОХ Леопольд, фон (Sacher-Masoch, 1836—1895) — немецко-австрийский писатель, по происхождению русин, сын галицийского полицейпрезидента. Будучи по образованию историком, З.-М. рано оставил университетскую работу и быстро сделался одним из популярнейших писателей Австрии, редактировал также ряд журналов («Belletristische Blatter», «Auf der Hohe»).

Творчество З.-М. относится к периоду промышленного расцвета Австрии, когда интеллигенция, протестуя против капиталистического завоевания деревни, одновременно увлекается блеском и богатством буржуазии. Отсюда у этой группы интеллигенции (как напр. и у Гамерлинга (см.)) известная идеализация деревни, но также и грубо-материалистические, эпикурейские тенденции, жажда наслаждения, отсюда и взгляды на чувственность и любовь как на цель человеческой жизни. У З.-М. это последнее воззрение нашло особенно благоприятную почву вследствие патологических его предрасположений: по мнению З.-М. радость любви заключается в том, что сильная, мужественная женщина мучает слабого и женственного мужчину. Эта тема встречается во всех его произведениях — в ранних менее, в поздних более ясно, и в конце концов приобретает специфически-патологический характер, выпадающий из области лит-ры (впоследствии немецкий психолог Крафт-Эбинг назвал эту болезнь мазохизмом). Уже в первом историческом романе З.-М. («Последний король мадьяров», 1866) главная героиня отличается своеобразным деспотическим характером; вполне отчетливо мазохизм выступает уже в романе «Разведенная женщина» (1870) и в многочисленных рассказах и романах из жизни австрийского и русского двора («Russische Hofgeschichten», 1886, «Wiener Hofgeschichten», 1885, 2 тт., и мн. др.).

Но З.-М. вошел в историю лит-ры не только как выразитель «мазохизма»: он для немецкой лит-ры «открыл» народную жизнь восточной Европы и с полным правом заслужил звание «национального поэта Галиции». Ярый противник дворянского строя Австрии (а также враг объединения Германии под властью Пруссии (З.-М. был добровольцем во время войны 1864 и написал антипрусскую пьесу «Стихи Фридриха Великого»)), З.-М. также резко обрушивается в своих галицийских рассказах и на господствующие дворянские круги своей родины. Еще мальчиком он запомнил на всю жизнь картины политического и экономического угнетения польскими помещиками галицийского крестьянства. Не будучи чуждым некоторой романтизации сельского быта, З.-М. тем не менее — последовательный реалист; он прекрасно знал положение, быт и нравы всех народностей Галиции и всегда подходил к каждой из них, как ученый: изучал ее язык, сказания, обычаи и нравы. В его новеллах и рассказах замечается влияние Тургенева. Лучшие новеллы из народной жизни входят в сборники «Galizische Geschichten» (1876), «Judengeschichten» (русск. перев., «Еврейские рассказы», М., 1899), «Граф Донский» (1864). «Das Vermachtnis Kains» (1870, русск. перев., «Завещание Каина», СПБ., 1888); особенно его «Der Don Juan von Kolomea» (Дон-Жуан из Коломеа) и «Venus im Pelz» (Венера в мехах) пользовались громадным успехом. Еврейские рассказы З.-М. проникнуты симпатией к низшим слоям еврейского населения Галиции и теплым юмором. В ряде романов З.-М. изображает общественно-политическую жизнь Австрии (в «Kaunitz» — Австрию XVIII в., в «Die Ideale unserer Zeit», 1876 (русск. перев., «Идеалы нашего времени», СПБ., 1890), дана жестокая критика аристократического строя Австрии и т. д.).

В последний период своего творчества З.-М. задался грандиозным планом серии новелл, которая должна была распадаться по темам на следующие отделы: любовь, собственность, государство, война, труд и смерть. Каждый отдел в свою очередь должен был состоять из шести новелл, из к-рых в пяти изображались заблуждения людей, а шестая указывала выход из положения. Если бы этот план был осуществлен, то мы имели бы самый обширный по замыслу сборник новелл в мире, где все явления человеческой жизни рассматривались бы под определенным углом зрения; написаны были только два первых отдела, от некоторых других сохранились лишь отрывки.

Несмотря на свои несомненно социальные устремления, З.-М. в большинстве своих произведений выражает упадочнические настроения второй половины XIX в.; его эротически-патологические романы пользовались особенно большой популярностью в определенных общественных кругах Франции.

Библиография: I. На русск. яз. перев. неоднократно, печатался как в журналах («Дело», 1877, II; «Век», 1883, II; 1885, IV; «Наблюдатель», 1883, II; 1887, IX; 1888, XII; и др.), так и отдельными изданиями. Кроме упомянутого: Черный кабинет, Повесть, СПБ., 1875; Галицийские рассказы, Гайдамак, Крестьянский суд, СПБ., 1876; Душегубка, Роман, СПБ., 1887; Ищут человека, Роман, СПБ., 1888; Общество врагов женщин, Роман, СПБ., 1888; Жестокие женщины, СПБ., 1908; Демонические женщины. Теодора, Рыжие волосы и др. рассказы, СПБ., 1913, и др.

II. Михайловский Н. К., Палка о двух концах, «Отеч. записки», 1877, VIII (и Собр. сочин., т. VI); Bentzon, Sacher-Masoch, sa vie et ses Ouvres, «Revue des deux Mondes», 1875; Goldbaum W., Literarische Physiognomien, 1884; Schlichtegroll C. F., von, Sacher-Masoch und der Masochismus, 1901; Sacher-Masoch Vanda, von, Meine Lehensbeichte, 1906; Meyer R. M., L. v. Sacher-Masoch, 1907.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Захер-Мазох — (Sacher-Masoch) Леопольд (27.1.1836, Львов, — 9.3.1895, Линдхейм, Гессен), австрийский писатель. Лучшие из произведений З. — романтически окрашенные новеллы, рисующие быт и нравы угнетённых народностей Австро-Венгерской монархии... Большая советская энциклопедия
  2. ЗАХЕР-МАЗОХ — ЗАХЕР-МАЗОХ (Sacher-Masoch) Леопольд фон (1836-95) — австрийский прозаик. Автор любовно-психологических новелл и романов ("Венера в мехах", 1869, и др.) — разрабатывающих мотивы болезненной страсти героев, (особенно — мужчин) к самоуничижению в любви (ср. Мазохизм). Большой энциклопедический словарь
  3. Захер-Мазох — I (Леопольд фон Sacher Masoch) — известный австрийский беллетрист. Родился в 1836 г. во Львове, где отец его был начальником полиции. Был доцентом истории в Граце. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона