Запольская-Снежко

ЗАПОЛЬСКАЯ-СНЕЖКО Габриель (Sniezko-Zapolska, 1860—1921) — польская беллетристка и драматург. Главная представительница натуралистической школы в Польше. Под сильным влиянием Золя она изображала жизнь с самой неприглядной стороны, и в ее произведениях, за исключением, пожалуй, самого последнего времени, почти нет положительных типов. Весьма характерно заглавие «Menazeria ludzka» (Человеческий зверинец), данное ею одному из томов ее рассказов. Это — галерея моральных уродов, причем они не столько выделяются своей преступностью, сколько мизерностью их побуждений и поступков. Галицийское и, прежде всего, львовское мещанство, среди которого жила З., давало ей достаточно примеров той мелкотравчатости и пошлости, к-рая характеризует ее «героев». При всем своем натурализме З. чужд псевдонаучный объективизм. Она была моралисткой, и все ее романы ярко тенденциозны, особенно более ранние произведения, в к-рых З. резонерствует и поучает. Не будучи революционеркой, З. предлагает для улучшения общественных отношений либеральные рецепты. В фокусе ее интересов — положение женщины, для к-рой она требует «справедливости». Женщина З. — почти всегда бессильное, безвольное создание, жертва мужского эгоизма. Большинство ее романов всегда представляют собой биографию несчастной женщины. Таков нашумевший роман «Kaska Karjatyda» (Каська Кариатида, 1887) — история молодой деревенской девушки-прислуги, к-рую нужда забросила во Львов; там она жестоко эксплоатируется «господами», становится любовницей молодого дворника, покидающего ее, когда она забеременела, служит моделью у живописца, голодает, и наконец после смерти тело ее попадает в анатомический театр, чтобы еще в последний раз послужить человечеству. З. не скрывает нравоучительной тенденции своего романа, цель к-рого привить «господам» более человечное и отзывчивое отношение к ... «прислуге». Аналогичный характер носит и роман «Przedpiekle» (Преддверие ада, 1889), изображающий роковые последствия неправильного воспитания молодых девушек из «общества», воспитания, уродующего их телесно и духовно. Действительность изображена здесь еще ярче и беспощаднее, чем в «Кариатиде». К тому же обличающему жанру принадлежат и сценические произведения З., прежде всего широко известная «Мораль пани Дульской» (1907), комедия, в которой нет ни одного положительного типа и где мещанская пошлость и лицемерие обрисованы с такой силой, что слово «дулыцина» стало в Польше ходячим.

Библиография: Произведения З., кроме указанных: Malaszka (1883); Szmat zycia (Клочок жизни, 1892); Antysemitnik (Антисемит, 1896); Corka Tuski (Дочь Туськи); О czem sie nie movi (О чем не говорят); O czem sie nawet myslec nie chce (О чем даже думать не хочется). Драматические произведения: Panna Maliczewska (Панна Малишевская, 1911); Tamten (Тот, 1896); Car jedzie (Царь едет, 1898). На русск. яз.: Собр. сочин., 7 тт., М., 1910—1913. В пореволюционное время изд.: Нравственные устои, или мораль пани Дульской, Комедия в 3 д., перев. С. Сабурова, М., 1922; О чем даже думать не хотят. Роман, перев. С. Михайловой-Штерн, изд. «Пучина», М., 1928, и др.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me