Абсолют

1) А. регулярного топологического пространства X — пространство аХ, обладающее тем свойством, что оно совершенно и неприводимо отображается на X, а всякий совершенный неприводимый прообраз пространства аХ гомеомор-фен пространству аХ. У каждого регулярного пространства Xимеется единственный А. При этом А. пространства Xвсегда экстремально несвязан и вполне регулярен и отображается на Xсовершенно и неприводимо посредством отображения Если два пространства Xи У связаны (однозначным или многозначным) совершенным неприводимым отображением то их А. гомеоморфны и существует такой гомеоморфизм Если дан гомеоморфизм то отображение, вообще говоря, многозначное, неприводимо и совершенно. Таким образом, А. и их гомеоморфизмы "управляют" всем классом совершенных неприводимых отображений регулярных пространств. Это фундаментальное свойство означает, что А. регулярных топологич. пространств являются проективными объектами в категории регулярных пространств и совершенных неприводимых отображений. Если регулярное пространство X, соответственно, бикомпактно, финально компактно, полно в смысле Чеха, то тем же свойством обладает и А. этого пространства. У пара-компактного пространства А. даже сильно паракомпак-тен и, более того, совершенно нульмерен. Но А. нормального пространства может не быть нормальным. Если X — вполне регулярное пространство, то расширение Стоуна — Чеха (см. Стоуна — Чеха бикомпактное расширение).его А. является А. любого бикомпактного расширения пространства X. Два пространства называются соабсолютными, если их А. гомеоморфны. Таким образом, класс регулярных пространств разбивается на дизъюнктные (попарно непересекающиеся) классы соабсолютных пространств. Пространство Xсоабсолютно с некоторым метрическим пространством тогда и только тогда, когда оно является паракомпакт-ным перистым пространством и в нем существует плотная s-дискретная система открытых множеств. Бикомпакт соабсолютен с нек-рым компактом в том и только том случае, когда он имеет счетный p-вес. Если бикомпакт имеет счетный p-вес и не имеет изолированных точек (и только в этом случае), то он соабсолютен с кан-торовым совершенным множеством. Следовательно, все компакты без изолированных точек соабсолютны с канторовым совершенным множеством. А. счетного компакта является расширением Стоуна — Чеха пространства натуральных чисел. А. экстремально несвязного пространства гомеоморфен ему. Таким образом, класс А. (каких бы то ни было) регулярных пространств совпадает с классом экстремально несвязных пространств. Так как недискретное-экстремально несвязнов пространство не содержит никакой сходящейся последовательности попарно различных точек, А. любого недискретного пространства неметризуем (и даже не удовлетворяет первой аксиоме счетности). Среди многочисленных способов построения абсолюта а К данного (регулярного) пространства Xодним из простейших является следующий. Семейство непустых канонич. cа-множеств, т. е. замкнутых канонич. множеств Апространства X, наз. нитью, если оно направлено по включению, т. е. если ко всяким двум элементам А, семейства x существует элемент содержащийся в Нить x наз. максимальной, или концом, если она не является подсемейством никакой отличной от нее нити. Можно доказать, что нити существуют; более того, что для каждого непустого множества Амножество DA всех нитей, содержащих множество Ав качестве элемента, непусто. Каждая нить содержится в нек-рой максимальной нити. Пересечение всех множеств, являющихся элементами максимальной нити или пусто, или состоит из единственной точки в последнем случае нить наз. сходящейся (к точке ). В множестве всех концов вводят топологию, объявляя совокупность всех множеств ее замкнутой базой. Полученная топология оказывается хаусдорфовой и бикомпактной. Сходящиеся концы в бикомпакте образуют всюду плотное подпространство. Подпространство пространства состоящее из всех сходящихся концов, и есть абсолют пространства X;при этом оказывается, что бикомпакт есть не что иное, как максимальное бикомпактное расширение Стоуна — Чеха абсолюта Если же Xне только регулярно, но и вполне регулярно, то имеет место формула переместительности операторов : В. И. Пономарев. -абсолют пространства -близости — пара состоящая из близости пространства и проекции : являющейся регулярным -отображением. При этом -отображением называется всякое -совершенное, неприводимое, -близостно непрерывное отображение. У всякого пространства -близости существует единственный Всякое регулярное -отображение на -А. есть близо-стная эквивалентность. -А. пространства является максимальным прообразом пространства относительно регулярных -отображений. Для всякого регулярного -отображения существует такая близостная эквивалентность что коммутативна следующая диаграмма: Для максимальных -близостей на регулярных топо-логич. пространствах понятие регулярного -отображения совпадает с понятием совершенно неприводимого отображения, а понятие — с понятием А. регулярного топологич. пространства. в. в. Федорчук. 2) в проективной геометрии — кривая (поверхность) 2-го порядка, представляющая собой множество бесконечно удаленных точек в Клейна интерпретации гиперболич. плоскости (пространства). При помощи А. может быть введено мероопределение в проективной плоскости (пространстве) (см. Проективное мероопределение). Напр., проективная мера отрезка АВ определяется как величина, пропорциональная натуральному логарифму двойного отношения(ABCD).четырех точек, где Си D — точки пересечения прямой АВ с А. А. Б. Иванов.

Источник: Математическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. абсолют — -а, м. В идеалистической философии: вечная, неизменная первооснова всего существующего (дух, идея); в религии — божество. --- философский идеализм есть одностороннее, преувеличенное --- развитие (раздувание, распухание) одной из черточек, сторон... Малый академический словарь
  2. АБСОЛЮТ — АБСОЛЮТ (от лат. absolutus — безусловный, неограниченный) — англ. absolute; нем. Absolut. В идеалистической философии и религии безусловное совершенное начало бытия, свободное от к.-л. отношений и условий. Социологический словарь
  3. АБСОЛЮТ — АБСОЛЮТ (от лат. absolutus – законченный, завершенный, полный; совершенный; независимый, самостоятельный; несвязанный, свободный; неограниченный, безусловный) – философский термин, обозначающий понятие самодостаточной, вечной... Новая философская энциклопедия
  4. Абсолют — (лат. absolutum — независимое, ничем не обусловленное) — филос. термин, означающий высшее, совершенное начало, имеющее источник своего существования в себе самом. Понятие А. как высшего начала имплицитно присутствует в филос. Католическая энциклопедия
  5. абсолют — Абсолю́т/. Морфемно-орфографический словарь
  6. абсолют — орф. абсолют, -а Орфографический словарь Лопатина
  7. абсолют — АБСОЛЮТ -а; м. [от лат. absolutus — самостоятельный, неограниченный]. Книжн. 1. В идеалистической философии: вечная, неизменная первооснова всего существующего (дух, идея). 2. [с прописной буквы] В христианстве: Бог. Толковый словарь Кузнецова
  8. Абсолют — (лат. absolutus – безусловный) начало безусловное, независимое в своем существовании, свободное от каких-либо ограничений: синоним Божества. Словарь по культурологии
  9. абсолют — абсолют I м. 1. Некая абстракция, недостижимая в реальном мире. 2. Что-либо самодовлеющее, независимое от каких-либо условий или отношений. II м. Вечная, неизменная первооснова всего существующего — Бог, дух, идея и т.п. Толковый словарь Ефремовой
  10. абсолют — АБСОЛ’ЮТ, абсолюта, ·муж. (от ·лат. absolutus — самостоятельный) (филос.). Первопричина, основное начало всего существующего. Толковый словарь Ушакова
  11. абсолют — Абсолюта, м. [от латин. absolutus – самостоятельный] (филос.). Первопричина, основное начало всего существующего. Большой словарь иностранных слов
  12. АБСОЛЮТ — АБСОЛЮТ (от лат. absolutus — безусловный, неограниченный) — в философии и религии — безусловное, совершенное начало бытия, свободное от каких-либо отношений и условий (бог, абсолютная личность — в теизме, Единое — в неоплатонизме и т. п.). Большой энциклопедический словарь
  13. абсолют — АБСОЛЮТ, а, м. (книжн.). 1. В философии: вечная, неизменная первооснова всего существующего (дух, идея, божество). 2. Нечто самодовлеющее, независимое от какихн. условий и отношений. Возвести что-н. в а. Толковый словарь Ожегова
  14. АБСОЛЮТ — АБСОЛЮТ (лат. absolutus — безусловный, неограниченный, безотносительный, совершенный) — вечная неизменная первооснова мира, первоначало всего Сущего, которое мыслится единым, всеобщим, безначальным... Новейший философский словарь
  15. Абсолют — См. Абсолютный и Гегель. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона