Абстрактное искусство

Абстра́ктное искусство

Абстракционизм, беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, течение в искусстве многих, главным образом капиталистических, стран, принципиально отказавшееся от каких-либо признаков изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Программа А. и. полностью порывает с общественными и познавательными задачами художественного творчества, заменяет их выражением неких «очищенных от реальности» духовных сущностей, чисто субъективных эмоций и подсознательных импульсов, является крайним проявлением индивидуалистических субъективистских тенденций буржуазной культуры, идеалистических концепций «искусства для искусства (См. Искусство для искусства)». Практика же А. и. сводится к составлению с помощью отвлечённых элементов художественной формы (цветовое пятно, линия, объём и т. д.) неизобразительных композиций, рационалистически упорядоченных либо предназначенных выразить стихийность чувства и фантазии автора. Понятием «А. и.» объединяются разнородные явления — антигуманистические художественные концепции, иллюзорные устремления к «абсолютной свободе» от действительности и общества, попытки выразить мир личных ощущений художника и чуждые по своему существу программным декларациям А. и. чисто декоративные композиции, равно как и лабораторные поиски новых форм, связанные главным образом с архитектурой и декоративным искусством.

А. и. возникло как анархический вызов общественным вкусам в ходе расслоения ряда течений в искусстве 20 в. — Кубизма, Экспрессионизма, Футуризма и др.; в 1910—13 первые его образцы в живописи создали работавшие в Германии экспрессионисты В. В. Кандинский и П. Клее, парижские «орфисты» — Р. Делоне, испанец Ф. Пикабия, чех Ф. Купка, итальянские футуристы — Дж. Балла, У. Боччони, Дж. Северини, в России — «супрематист» К. С. Малевич, «лучисты» М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова, в Нидерландах — «неопластицисты» П. Мондриан, Т. ван Дусбюрг, Б. ван дер Лек. Работавшие в Париже украинец А. П. Архипенко, румын К. Брынкуши и др. обратились несколько позже к опытам абстрактной скульптуры. После 1-й мировой войны А. и. питалось порожденными войной нигилистическими настроениями буржуазной интеллигенции (Дадаизм испанец Х. Миро, француз Ж. Арп); одновременно определилось стремление найти неизобразительным формам применение в архитектуре и декоративном искусстве (эксперименты группы Cтuль (См. Стиль) в Нидерландах, Баухауз в Германии), строить их по математическим и инженерным принципам (конструкции В. Е. Татлина, покинувших Россию братьев А. Певзнера и Н. Габо, позже — мобили (См. Мобиль) американца А. Колдера). Большая группа советских художников 1920-х гг., видя несоответствие программ А. и. целям советской культуры, перешла к практической работе в прикладном искусстве и художественном конструировании (Татлин, Л. С. Попова). В годы 2-й мировой войны в США возникла школа «абстрактного экспрессионизма» (живописцы Дж. Поллок, М. Тоби), распространившегося после войны во многих странах (под названием «ташизма», или «бесформенного искусства») и провозгласившего своим методом бессознательность и автоматизм творчества, непредвиденность эффектов. В живописи и графике стала культивироваться изощрённость неожиданных цветовых и фактурных сочетаний (А. Манесье, Ж. Дюбюффе, П. Сулаж во Франции, К. Аппел в Нидерландах, Афро Базальделла в Италии), в скульптуре — парадоксальная причудливость композиции и обработки материалов (С. Липтон в США, Э. Чильида в Испании). В середине 20 в. А. и. стало в буржуазных странах привилегированным и воинствующим направлением, стремящимся к абсолютному господству; оно повлияло и на искусство некоторых социалистических стран (Польша, Югославия, Чехословакия). В 1960-е гг. А. и. эволюционирует в сторону орнаментально-геометрических композиций Оп-арт»), как течение А. и. теряет свои позиции и вытесняется различными по характеру и целям течениями, обращающимися к предмету и изображению.

Лит.: Стойков А., Критика абстрактного искусства и его теории, М., 1964; Лебедев А. К., К спорам об абстракционизме в изобразительном искусстве, М., [1967]; Лифшиц М., Рейнгардт Л., Кризис безобразия..., М., 1967; Brion M., Art abstrait, P., 1963.

А. М. Комаров.

Абстрактное искусство. Рис. 4

П. Мондриан. «Композиция в красном, жёлтом и синем». 1927. Городской музей. Амстердам.

Абстрактное искусство

П. Сулаж. «23 мая 1953». Галерея Тейт. Лондон.

Абстрактное искусство. Рис. 2

А. Певзнер. «Конструкция в яйце». Бронза. 1943. Собрание Песси. Париж.

Абстрактное искусство. Рис. 3

В. В. Кандинский. «Восток». 1913. Городской музей. Амстердам.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Абстрактное искусство — (от лат. abstractus — отвлечённый), абстракционизм, беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, модернистское течение, принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Художественная энциклопедия
  2. Абстрактное искусство — (беспредметное, нефигуративное) направление в живописи 20 в., отказавшееся от изображения форм реальной действительности; одно из осн. направлений авангарда (см. Авангард). Первые абстр. произведения были созданы в 1910 В. Кандинским и в 1912 Ф. Купкой. Словарь по культурологии
  3. АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО — АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО (абстракционизм — беспредметное искусство, нефигуративное искусство) — совокупность направлений в изо-культуре... Большой энциклопедический словарь