Дворец

Дворе́ц

(от «княжий двор» — жилище князя)

монументальное парадное здание. Первоначально резиденция только властителя, позднее — представителей высших слоев общества (см. также Замок, Палаццо);, в 13—15 вв. Д. стали называть также важнейшие здания органов государственной власти, а с 19 в. — особо значительные сооружения различного общественного назначения. Для дворцового строительства разных эпох характерно участие выдающихся зодчих, живописцев, мастеров декоративного искусства. Д. обычно отличаются крупными размерами, монументальными формами.

В рабовладельческих деспотиях Востока и в восточной части Средиземноморья строительство Д. было во многом связано с задачами представительности и государственной идеологии и сыграло существенную роль в развитии архитектуры. Во Д. египетских фараонов (например, Рамсеса III в Мединет-Абу, 12 в. до н. э.) превалировали помещения для торжественных приёмов и церемоний, Д. крито-микенской эпохи (кносский Д. на о. Крит, 20—15 вв. до н. э.) при большом числе дворов и постепенной пристройке множества помещений составляли сложную композицию внутренних пространств. В персидских Д. (в Персеполе, 6—4 вв. до н. э.) сохранились рунны торжественных входов, широких лестниц, многоколонных залов.

Новая важная фаза в развитии архитектуры Д. с заранее продуманной композицией начинается с постройки Д. римского императора Августа (14 г. н. э.); за ним последовали Д. других императоров, возводившиеся в Риме на Палатинском холме [отсюда лат. название Д. — palatium, легшее в основу соответствующих терминов в языках романской группы — palazzo (итал.), palais (франц.), возможно, русского — Палата]. Римские Д. отличались строгой симметрией основных репрезентативных, роскошно отделанных помещений (дворец флавиев, 1 в. н. э.), которые располагались вокруг одного или нескольких дворов, превращенных в сады с фонтанами, водоёмами и скульптурой; разнообразные в плане залы были перекрыты сводами и куполами, которые создавали стройную систему соподчинённых внутренних пространств («Золотой дом» Нерона, 1 в. н.э.). Величественные руины этих Д. поражают размахом, монументальностью, грандиозностью масштабного строя. Влияние развитых в римских Д. архитектурных приёмов сказалось в архитектуре Д. императоров и наместников в римских, европейских, азиатских, и африканских провинциях, а также в странах, входивших в Византийскую империю, где они видоизменялись соответственно местным условиям и художественным традициям [дворец Диоклетиана в Сплите (ок. 300), Большой дворец (4—6 вв.) и Буколеон (5—8 вв.) в Константинополе]. Мавританская архитектура 13—14 вв., отличавшаяся изощрённостью и богатством декора (Д. в Сицилии, Альгамбра в Гранаде и др.), оказала частичное влияние на развитие дворцовой архитектуры Европы (особенно Испании). С развитием средневековых городов-республик в Европе появились Д. органов муниципального самоуправления и должностных лиц (например, в Италии: Палаццо Публико в Сиене, 1297—1310, Дворец дожей в Венеции, Палаццо делла Синьория, или Весккьо, во Флоренции, 13—15 вв.). Наряду со светской знатью Д. строили также представители духовенства (папские Д. в Орвието, 13 в., и в Авиньоне, 14 в.; патриаршие и архиерейские палаты на Руси). Монументальные Д. 15—16 вв. с просторными внутренними дворами, с помещениями для библиотек, залами для собраний живописи, уникальных предметов и т. д., нередко занимавшие целый квартал города, оказали (в эпоху абсолютных монархий) значительное влияние на формирование нового типа Д. — королевского, императорского, царского, в котором парадная репрезентативность получила дальнейшее развитие (Эскориал близ Мадрида, 16 в.; Лувр в Париже, 16—18 вв.). Характерной чертой дворцовых композиций стала Анфилада, побуждавшая посетителя к движению, в ходе которого перед ним раскрывались всё новые архитектурно-пространственные эффекты. Композиция фасада строилась на сопоставлении гладких стен, украшенных колоннадами, и сильно выступающих ризалитов, которые как бы связывали здание с окружающим пространством. Расположенные, как правило, на главной планировочной оси площади, парка, сада, здания, Д. доминируют над окружающим пространством (Версаль ; Бленим в Оксфордшире, Англия, 1705—24; Шёнбрунн в Вене, 1695—1749; Палаццо Реале в Казерте близ Неаполя, с 1752). Тот же принцип вполне самостоятельно разрабатывался во дворцовой архитектуре Востока (Императорский дворец в Пекине — огромный комплекс жилых зданий, павильонов и храмов, расположенных среди садов, поднимавшихся террасами к центру осевой композиции). В русских дворцовых комплексах 12—17 вв. ярко выражена такая национальная черта архитектуры, как живописность пространственной композиции, в которой органически сочетались различные по функцией, назначению части здания (хоромы, сени, терема, службы); среди них важное значение имели высотные объёмы церквей, колоколен и т. д. (княжеский Д. в Боголюбове, 12 в.; Теремной Д. Московского Кремля, 17 в.; деревянный Д. в Коломенском, 17 в.). Д. Цворец дожей в Венеции. Зал Большого Совета. 18 — начало 19 вв. грандиозностью размеров, сложностью и в то же время чёткостью объёмно-пространственной структуры близки зап.-европейским, но отличаются звучностью цветового решения фасадов (дворцы Петербурга, Москвы, Киева, многочисленные загородные царские Д. и Д. в дворянских усадьбах). С середины 19 в. Д. — крупные, часто роскошно отделанные общественные здания различного назначения («Хрустальный дворец» на Всемирной выставке в Лондоне, 1851; Дворец спорта в Риме, 1960; и др.). Термин «Д.» не связывается теперь с определённым типом сооружения. Многофункциональные Д. спорта трансформируются, например, в хоккейный или водный стадион, аудиторию, выставочный зал. В советской архитектуре появились новые типы Д. — Д. съездов в Московском Кремле, дворцы культуры, дворцы и дома пионеров и школьников, Д. искусств (в Ташкенте, 1968), Д. бракосочетаний (в Тбилиси, 1964). Они включают один или несколько зрительных залов-аудиторий, обширные фойе-кулуары, многочисленные комнаты для кружковых занятий, подчинённые центральному помещению: во Д. пионеров это Ленинский зал, во Д. искусств — выставочный зал, во Д. бракосочетаний — зал торжественных актов.

Лит.: Успенский А. И., Императорские дворцы, т. 1—-2, М., 1913; Брунов Н. И., Дворцы Франции XVII и XVIII веков, [М.], 1938; Swoboda К. М., Römische und romanische Paläste, W., 1924; Chierici G., Il palazzo italiano dal secolo XI al secolo XIX, pt. 1-3. Mil., [1952—57].

В. Ф. Маркузон.

Дворец

Палаццо Дукале в Урбино. Италия. Ок. 1470—1563. Начат архитектором Лучано Лаураной.

Дворец. Рис. 2

Дворец пионеров и школьников в Москве. 1959—62. Архитекторы В. С. Егерев, В. С. Кубасов, Ф. А. Новиков, Б. В. Палуй, И. А. Покровский, М. Н. Хажакян, инженер Ю. И. Ионов, художники Е. М. Аблин, А. А. Губарёв, И. И. Лаврова-Дервиз, Г. Г. Дервиз, И. В. Пчельников.

Дворец. Рис. 3

Большой дворец в г. Пушкине. 1743—48, архитекторы Ан. В. Квасов, С. И. Чевакинский. Перестроен в 1752—57, архитектор В. В. Растрелли. Тронный зал.

Дворец. Рис. 4

Большой дворец в г. Пушкине. 1743—48, архитекторы Ан. В. Квасов, С. И. Чевакинский. Перестроен в 1752—57, архитектор В. В. Растрелли. Общий вид.

Дворец. Рис. 5

Палаццетто (Малый дворец спорта) в Риме. 1957. Архитекторы П. Л. Нерви, А. Вителлоцци.

Дворец. Рис. 6

Дворец Нихо в Киото. 17 в. Главный зал.

Дворец. Рис. 7

Дворец Нихо в Киото. 17 в. Входной зал.

Дворец. Рис. 8

Дворец дождей в Венеции. Западный корпус. 1424—42. Архитекторы Дж. и Б. Бон.

Дворец. Рис. 9

Дворец Диоклетиана в Сплите (Хорватия). Около 300. Реконструкция.

Дворец. Рис. 10

Комплекс дворца в Кносе на острове Крит. 20—15 вв. до н. э. Разрез (по х—у) и план: а — двор; б — жилая часть; в — главная лестница; г — «восточный бастион»; д — склады керамики; е — юго-западный портик; ж — западная пристройка; з — пропилеи; и — западные склады; к — арсенал; л — театр; м — северный зал; о — «старая крепость»; п — тронный зал; р — ступенчатый портик; с — святилище.

Дворец. Рис. 11

Вверху — Александровский дворец в Царском Селе (ныне г. Пушкин; 1792—96, архитектор Дж. Кваренги), план. Внизу — дворец (1695—1700, архитектор И. Б. Фишер фон Эрлах; 1744—49, архитектор Н. Пакасси) и парк (около 1705—06) Шёнбрунн в Вене. План: 1 — почётный двор; 2 — бассейны; 3 — проходной зал; 4 — цветник; 5 — павильон «Глориетта»; 6 — оранжерея; 7 — «Тирольский сад»; 8 — «Грот Нептуна»; 9 — сад; 10 — театр; 11 — ботанический сад; 12 — бассейн с группой наяд; 13 — «Римская руина»; 14 — зверинец.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. дворец — -рца, м. 1. Здание, являющееся жилищем, постоянным местопребыванием царствующей особы, главы государства, а также членов царствующей семьи. Он услышал, что послезавтра будет большой бал во дворце. Чернышевский, Пролог. Малый академический словарь
  2. дворец — Дворе́ц/. Морфемно-орфографический словарь
  3. дворец — орф. дворец, -рца, тв. -рцом, р. мн. -рцов Орфографический словарь Лопатина
  4. Дворец — Для дворцовой архитектуры Палестины характерно расположение множества комнат вокруг одного внутp. двоpа. Такую же планировку имели и большие дома богатых горожан, так что не всегда удается отличить Дом (см. Дом, строительство дома) от Д. Фундаменты... Библейская энциклопедия Брокгауза
  5. Дворец — (Прит 31:28) — иначе царские чертоги, жилище царя. Это слово нередко употребляется в Ветхом Завете в означенном смысле, т. е. относительно местожительства иудейских и чужестранных царей и правителей. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  6. дворец — Замок, палаты, палаццо, терем, хоромы, чертог см. >> дом, чертог Словарь синонимов Абрамова
  7. Дворец — (от "княжий двор" — жилище князя), монументальное парадное здание. Первоначально — резиденция только властителя, позднее — высшей знати, в средние века — также и органов государственной власти, с XIX... Художественная энциклопедия
  8. дворец — сущ., м., употр. часто (нет) чего? дворца, чему? дворцу, (вижу) что? дворец, чем? дворцом, о чём? о дворце; мн. что? дворцы, (нет) чего? дворцов, чему? дворцам, (вижу) что? дворцы, чем? дворцами, о чём? о дворцах... Толковый словарь Дмитриева
  9. дворец — Искон. Уменьшит.-ласкат. образование (суф. -ьць > -ец) от двор (1). Буквально — «жилая и главная, но меньшая по сравнению с другими строениями часть двора». Этимологический словарь Шанского
  10. Дворец — 1. Монументальное представительное здание, принадлежащее лицу из высших слоев общества и предназначенное, в частности, для торжественных приемов. 2. Крупное общественное здание, функция которого выражена в названии (например, Дворец Правосудия). Архитектурный словарь
  11. дворец — ДВОРЕЦ -рца; м. 1. Здание, являющееся жилищем, постоянным местопребыванием царствующей особы, главы государства, а также членов царствующей семьи. // Отличающееся великолепием и роскошью здание. Зимний д. Толковый словарь Кузнецова
  12. дворец — ДВОРЕЦ, рца, м. 1. Большое и великолепное здание, обычно выделяющееся своей архитектурой. 2. Такое здание как место пребывания монарха, его семьи. Летний д. Петра Первого. 3. чего. Большое здание общественного назначения. Д. искусств. Д. спорта. Толковый словарь Ожегова
  13. дворец — См. двор Толковый словарь Даля
  14. дворец — ДВОР’ЕЦ, дворца, ·муж. 1. Здание, служащее местом постоянного пребывания царствующих владетельных лиц или главы государства (·дорев. и ·загр. ). Ездить во дворец. 2. Большое здание, обычно выделяющееся своей архитектурой и использованное для общественных целей. Дворец искусств. Дворец труда. Толковый словарь Ушакова
  15. дворец — Это, на первый взгляд, самостоятельное слово является уменьшительным образованием от дворъ (по такому же принципу ларь – ларец). См. двор. Этимологический словарь Крылова
  16. дворец — дворец м. 1. Здание, являющееся местом постоянного пребывания царствующих владетельных лиц или главы государства. 2. Большое здание, выделяющееся своею архитектурой и используемое для общественных целей. Толковый словарь Ефремовой
  17. ДВОРЕЦ — ДВОРЕЦ (от "княжий двор" — жилище князя) — монументальное парадное здание. Первоначально резиденция властителя, высшей знати, с 13-15 вв. также здание органов государственной власти; в 19-20 вв. Большой энциклопедический словарь