Фаянс

I

Фа́янс (Fajans)

Казимир (27.5.1887, Варшава, – 18.5.1975, Анн-Арбор, штат Мичиган), американский физико-химик. Поляк по происхождению. Окончил (1907) Лейпцигский университет, совершенствовался в университетах в Гейдельберге и Манчестере. В 1911–17 преподавал в Высшей технической школе в Карлсруэ; профессор Мюнхенского (1917–35), Мичиганского (1936–57) университетов. Ф. одновременно с Ф. Содди установил (1913) правило смещения при распаде радиоактивных элементов (см. Радиоактивность), открыл радиоактивные изотопы 243mPa (UX2) и 215Po (AcA), двойной распад 214Bi (RaC); совместно с Ф. Панетом сформулировал (1913) правило соосаждения радиоактивных элементов (Фаянса — Панета правило). Основные труды Ф. в области физической химии посвящены рефрактометрическим исследованиям, изучению связи деформации электронных оболочек с химическими и оптическими свойствами неорганических соединений, изучению недиссоциированных молекул и комплексных ионов в растворах сильных электролитов, адсорбции ионов и красящих веществ на солеобразных соединениях. Иностранный член-корреспондент АН СССР (с 1924).

Соч. в рус. пер.: Радиоактивность и новейшее развитие учения о химических элементах, 2 изд., [Од.], 1923; Физико-химический практикум, Л., 1931 (совместно с И. Бюстом); Воспоминания, связанные с историей науки о радиоактивности, «Природа», 1973, № 10, с. 74–82.

II

Фая́нс (франц. faience, от названия итал. города Фаэнца, одного из центров керамического производства)

плотные мелкопористые (обычно белые) изделия тонкой керамики.

Производство фаянса. Для изготовления Ф. применяется то же сырьё, что и для производства Фарфора, меняются лишь рецептура сырья и технология обжига изделий. Ф. отличается от фарфора большими пористостью и водопоглощением (до 9–12%), поэтому все фаянсовые изделия покрываются тонким сплошным слоем водонепроницаемой глазури (См. Глазурь). По составу и свойствам различают Ф. глинозёмный, известковый, шамотный и полевошпатовый. Наибольшее распространение в технике и в быту получил полевошпатовый Ф., который приготовляется из однородной смеси: 60–65% пластичных материалов (каолина и глины), 30–36% кварца, 3–5% полевого шпата. Предварительный (бисквитный) обжиг (при 1250–1280 °С) проводится для получения прочного Ф., а последующий (т. н. глазурный) – для расплавления глазури, нанесённой на поверхность изделия после первого обжига (1050–1150 °С). Обжиг ведётся в туннельных печах с непосредственным обогревом. При изготовлении крупных санитарно-технических изделий из Ф. обычно применяется однократный обжиг, при котором одновременно протекают процессы спекания составных частей фаянсовой массы, плавления глазури и образования промежуточного слоя между пористым материалом и остеклованной глазурью. Хозяйственный Ф. (в основном столовая посуда) после 1-го и 2-го обжига подвергается раскраске разными методами с закреплением рисунка, выполненного надглазурными красками, в 3-м обжиге при 700–900 °С.

Ф. получил наибольшее применение в производстве хозяйственной посуды и строительной керамики – глазурованных белых и цветных плитоколо В производстве санитарно-технических изделий Ф. вытесняется фарфором или полуфарфором. О производстве Ф. см. также в ст. Керамика.

И. А. Булавин.

Художественный фаянс. Близкие к Ф. изделия были известны уже в Древнем Египте. Разнообразные виды Ф. производили с 4–5 вв. в Китае (в 7–13 вв. – с серо-голубыми и серо-зелёными поливами), позднее – в Корее (11–13 вв.), Японии (с 16 в. славился Ф. завода Сацума). В странах ислама с 12 в. получила распространение белая мелкопористая фарфоровидная масса (кашин), изобретённая, видимо, в Иране в 10–11 или 11–12 вв. Фрагменты тонкостенных сосудов из кашина с гравиров. и прорезным ажурным орнаментом или с сине-чёрной белофоновой росписью под прозрачной глазурью найдены в Нисе (См. Ниса), Мешеди-Мисриане, Древнем Ургенче, а также на территории Азербайджанской ССР (Орен-Кала). Особую известность получили Иран. изделия с росписью цветными эмалями (минаи, 12–13 вв.) или Люстром (конец 11 – начало 14 вв.) по опаковой кремовой глазури (центры – Рей, Кашан, Горган и др.), а также сефевидские (16–17 вв.) изделия с многоцветной, кобальтовой или люстровой росписью (Исфахан, Керман и др.). В Европе собственно Ф. начали выделывать около 1525–65 в Сен-Поршере во Франции. Близки Ф. были произведения Б. Палисси (16 в.) и мастерских Делфта (с многоцветной или синей кобальтовой подглазурной росписью; расцвет около 1680–1740). Английские керамисты (Дж. Астбери, 1720-е гг., Дж. Уэджвуд, конец 18 в.) усовершенствовали Ф., прочно ввели его в практику. В 18–20 вв. высокого качества Ф. производили в Англии, Франции, Германии, России. Определились характерные для Ф. черты: большая (в сравнении с фарфором) мягкость и обобщенность форм, разнообразие способов декорации, цветовой палитры, видов глазурей. Рус. заводы (в Межигорье под Киевом, 1799; А. Я. Ауэрбаха в с. Домкино, 1809, с 1839 в с. Кузнецове Тверской губернии, с 1870 принадлежал М. С. Кузнецову, ныне Конаковский завод им. М. И. Калинина и др.) производили разнообразный Ф.: белый, опак («непрозрачный фарфор») с росписью и печатными рисунками, цвета сливок, серый, лиловый, мраморный, украшенный рельефом, цветными глазурями и др.; полуфаянс выпускали в Гжели (см. Гжельская керамика). Основной центр производства сов. художественного Ф. – завод им. М. И. Калинина (посуда, мелкая пластика по моделям художников В. Г. Филянской, М. П. Холодной, И. Г. Фрих-Хара, Е. М. Гуревич и др.). См. также ст. Керамика.

Лит.: Кубе А. Н., История фаянса, Берлин – П. – М., 1923; Салтыков А. Б., Русская керамика, М., 1952; Бубнова Е., Старый русский фаянс, М., 1973; Химическая технология керамики и огнеупоров, М., 1972; Августиник А. И., Керамика, 2 изд., Л., 1975; Технология фарфорового и фаянсового производства, М., 1975; Lane А., Later islamic pottery, L., [1957]; его же, Early islamic pottery, L., [1958]; Cox W. E., The book of pottery and porcelain, v. 1–2, N. Y., 1966.

(По материалам статьи А. Б. Салтыкова из 2-го издания БСЭ; часть статьи о восточном фаянсе – Т. Х. Стародуб.)

Фаянс

Фаянс. Ф. Н. Крохина. Миска. 1964.

Фаянс. Рис. 2

Фаянс. О. В. Малышева. «Моряки». 1972.

Фаянс. Рис. 3

Фаянс. И. С. Ефимов. «Лань с детёнышем». 1929. Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Москва.

Фаянс. Рис. 4

Фаянс. Квасник. Район Гжели. 19 в.

Фаянс. Рис. 5

Фаянс. Кувшин. Гжель. 1833.

Фаянс. Рис. 6

Фаянс. Ваза с росписью. Завод Сацума. Япония. 18 в. Музей искусства народов Востока, Москва.

Фаянс. Рис. 7

Фаянс. Статуэтка из серии «Народные типы». Каменно-Бродский фаянсовый завод. Украина. 1880-е гг.

Фаянс. Рис. 8

Фаянс. Кубок с росписью «минаи». Рей. Иран. 12—13 вв. Музей искусства народов Востока, Москва.

Фаянс. Рис. 9

Фаянс. Облицовочная панель. Изник. Турция. 16 в. Лувр. Париж.

Фаянс. Рис. 10

Фаянс. Рельеф из Мединет-Абу. Древний Египет. Новое царство. Музей Кестнера. Ганновер.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. фаянс — -а, м. 1. Искусственно приготовляемая минеральная масса из особых сортов глины с примесью гипса и других веществ, идущая на керамические изделия. Малый академический словарь
  2. фаянс — См. в ст. Керамика. Техника. Современная энциклопедия
  3. фаянс — орф. фаянс, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. фаянс — Фая́нс/. Морфемно-орфографический словарь
  5. фаянс — Французское – faience. Итальянское – Faenza (это город – центр керамической промышленности в северной Италии). Слово «фаянс» заимствовано из французского языка и произошло от названия итальянского города Фаенца, что в провинции Романья. Этимологический словарь Семёнова
  6. фаянс — ФАЯНС керамич. мелкопористый материал и изделия; относится к тонкой керамике. Различают художественно-декоративные, хозяйственно-бытовые и строительные (облицовочные плитки) фаянсовые изделия. Химическая энциклопедия
  7. фаянс — ФАЯНС а, м. faïence f. <�ит. города Фаэнца. 1. Минеральная масса, изготовляемая из особых сортов глины с добавлением гипса и других веществ, идущая на изготовление керамических изделий. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  8. Фаянс — (англ. faience), термин первоначально применялся для средневековой керамики Фаэнцы в Северной Италии, ранней майолики. В археологической литературе он означает материал из смеси песка и глины, обжигаемый до температуры... Археологический словарь
  9. Фаянс — (франц. faпence, от названия итальянского города Faenza — Фаэнца, одного из центров керамического производства), плотные мелкопористые (обычно белые), изделия тонкой керамики, покрытые глазурью. Художественная энциклопедия
  10. фаянс — Заимств. в первой половине XIX в. из франц. яз. (faience «фаянс» — по итальянскому городу Фаенца, где он изготовляется). Этимологический словарь Шанского
  11. ФАЯНС — ФАЯНС, разновидность керамического состава, дающая непрозрачную плотную КЕРАМИКУ, занимающая место между фарфоровой и обычной глиняной. Исходный материал обжигается при относительно низкой температуре, с получением твердых, водонепроницаемых изделий. Научно-технический словарь
  12. фаянс — ФАЯНС, а, м. 1. Мелкопористый, обычно белый керамический материал, по составу напоминающий фарфор. Чашки из фаянса. 2. собир. Изделия, посуда из такого материала. | прил. фаянсовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  13. фаянс — ФА’ЯНС, фаянса, мн. нет, ·муж. (·франц. faience по имени ·гор. в Италии Faenza). 1. Белая или цветная масса из особых сортов глины с примесью гипса ·и·др. веществ, идущая на керамические изделия. 2. собир. Изделия из этой массы, обожженной и покрытой глазурью. Торговля фаянсом. Толковый словарь Ушакова
  14. фаянс — ФАЯНС -а; м. [франц. faïence] 1. Мелкопористый, обычно белый керамический материал, по составу напоминающий фарфор. Низкосортный ф. Чашки из фаянса. 2. собир. Изделия из такой массы, обожжённые и покрытые глазурью. Пить из фаянса. Красивый ф. Грубый... Толковый словарь Кузнецова
  15. фаянс — ФАЯНС м. франц. хороший разбор глины и приготовленная из него посуда. Расхожие тарелки фаянсовые. Толковый словарь Даля
  16. Фаянс — Под названием фаянса в керамике принято обозначать глиняные изделия из белой или цветной массы с пористым (проницаемым жидкостями) черепом, который в изломе представляет шероховатый землистый вид и покрыт всегда глазурью, или поливой. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  17. фаянс — Фаянса, мн. нет, м. [фр. faience по имени гор. в Италии Faenza]. 1. Белая или цветная масса из особых сортов глины с примесью гипса и др. веществ, идущая на керамические изделия. 2. Изделия из этой массы, обожженной и покрытой глазурью. Торговля фаянсом. Большой словарь иностранных слов
  18. ФАЯНС — ФАЯНС (Fajans) Казимир (1887-1975) — американский физикохимик, иностранный член-корреспондент АН СССР (1925; иностранный член-корреспондент Российской АН с 1924). Родился в Польше, с 1936 в США. Труды по радиохимии, теории растворов, адсорбции. Большой энциклопедический словарь
  19. фаянс — фаянс м. 1. Мелкопористая — обычно белая — масса из особых сортов глины с примесью гипса и некоторых других веществ, идущая на изготовление керамических изделий. 2. разг. Изделия из такой массы. Толковый словарь Ефремовой
  20. фаянс — фая́нс род. п. -а. Из франц. fаïеnсе – то же (начиная с ХVI в.) от названия ит. города Фаенца в области Романья (см. Гамильшег, ЕW 402; Доза 312). Этимологический словарь Макса Фасмера