Галеви

I

Гале́ви (Halevi)

Абу-ль-Хасан Иехуда бен Шемуэль рабби (около 1075, Толедо, — 1141, Египет), еврейский поэт и философ. Стихи писал на иврите и отчасти на арабском языке, философские сочинения — на арабском языке. Много путешествовал, был известен и как врач. С 1109 жил в Кордове. Умер на пути в Палестину. Поэтическое наследие Г. составляют светские и религиозные стихи, собранные в Диван. Мажорная, вакхическая жизнелюбивость многих стихов о дружбе, любви, вине, пирах контрастирует у Г. с элегической скорбью в стихах, посвященных тяготам и страданиям народа. Впервые в еврейской поэзии Г. выступил как поэт-маринист. Виртуозный мастер формы, он пользовался различными метрами и строфическими формами, уснащал стихи парафразами из Ветхого завета, вводил арабские и испанские строки и фразы. Как философ Г. в «Книге доказательства и довода в охранение униженной веры» (в переводе на иврит — «Книга хазара») проводил антиномию науки как манифестации разума и веры, как манифестации интуиции. Отсюда, по Г., система доказательств, существенная для науки, не может быть существенной для веры. Творчество Г. оказало влияние на еврейскую литературу и философию. Образ Г. стал легендарным, одна из легенд о нём обработана Г. Гейне.

Соч.: Кол ширей рабби Иегуда Галеви, Тель-Авив, 1955.

Лит.: Гаркави А., Иегуда Галеви, 2 изд., СПБ, 1896; Kayser R., The life and times of Jehudah Halevi, N. Y., [1949]; Mop А,, Иегуда Галеви, houш ве мешорер, Тель-Авив, 1956.

М. И. Занд.

II

Галеви́

правильнее Алеви (Halevy) Жак Франсуа Фроманталь Эли [настоящее имя и фамилия — Элиас Леви (Levy) J (27.5.1799, Париж, — 17.3.1862, Ницца), французский композитор. Член института Франции (1836), постоянный секретарь Академии изящных искусств (с 1854). В 1809—19 учился в Парижской консерватории (у А. Бертона и Л. Керубини), где в 1816 начал преподавать (с 1827 профессор). Среди учеников Г. — Ж. Бизе, Ш. Гуно, К. Сен-Санс. Одновременно был аккомпаниатором, затем хормейстером «Итальянской оперы» в Париже.

Г. — один из ярких представителей большой оперы (См. Большая опера). Для его стиля характерны монументальность, сочетание драматизма с внешней декоративностью, обилие сценических эффектов. Большинство опер Г. написано на исторические сюжеты. Лучшие из них посвящены теме борьбы против национального угнетения, но эта тема трактуется с позиций буржуазно-либерального гуманизма. Таковы «Королева Кипра» («Царица Кипрская», 1841), «Карл VI» (1843). Наибольшую известность получила опера «Жидовка» («Дочь Кардинала», 1835). Помимо опер, Г. принадлежат 2 балета, кантаты, романсы, хоры, фортепьянные пьесы, произведения культовой музыки. Г. — также автор литературных работ.

Соч.: Souvenirs et portraits, P., 1861; Derniers souvenirs et portraits, P., 1863.

Лит.: Halevy L., Halevy, sa vie et ses oeuvres, 2 ed.. P., 1863; Pougin A., F. Haievy: ecrivain, P., 1865.

III

Галеви́

правильнее Алеви (Halevy) Жозеф (15.12.1827, Адрианополь, ныне Эдирне, — 1917, Париж) французский семитолог. Занимался семитическими языками, эпиграфикой и археологией; работал в области ассирологии и библейской критики. Дешифровал и обработал более 600 сабейских текстов, которые опубликовал в«Сабейских исследованиях» (1875).

Соч.: Melanges d'epigraphie et d'archeo-logie semitique, P., 1874; Recherches critiques sur l'origine de la civilisation babylonienne, P., 1876; Documents religieux de l'Assyrie et de la Babylonie, P., 1882; Melanges de critique et d'histoire relatifs aux peuples semitiques. P., 1883.

IV

Галеви́

правильнее Алеви (Halevy) Эли (6.9. 1870, Этрета, Нижняя Сена, — 21.8.1937, Сюси-ан-Бри), французский историк, крупнейший специалист по истории Великобритании 19 — начала 20 вв. С 1898 (с перерывом в годы 1-й мировой войны 1914—18) заведовал кафедрой в Свободной школе политических наук в Париже. Основная работа — 4-томная «История английского народа в XIX в.", излагающая события 1815—52; к ней примыкает 2-томный «Эпилог», освещающий события 1895—1914 (в рус. пер. опубликован 1-й том — «История Англии в эпоху империализма»,. 1937). Сторонник социального и политического компромисса, Г. уделял главное внимание процессу формирования идеализируемого им английского парламентаризма. Английский империализм он рассматривал лишь как систему внешней политики, продиктованной боязнью утраты Великобританией прежних экономических и политических позиций. В опубликованных посмертно (1948) лекциях о социализме Г. утверждал, что социализм является якобы продуктом войны. Произведения, написанные после 1-й мировой войны, носят пессимистический характер. Предсказывая, что «националистические тирании Берлина и Рима» развяжут войну против буржуазных демократий Европы, Г. не видел сил, способных противостоять фашизму.

Соч.: Histoire du peuple anglais, au XIX siecle, t. 1—4, P., 1923—47; La theorie plato-nicienne des sciences, P., 1896; La formation du radicalisme philosophique, v. 1—3, P., 1901—04.

Ю. П. Мадор.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ГАЛЕВИ — ГАЛЕВИ Иегуда (ок. 1080, Толедо – ок. 1140, Палестина?) – еврейский поэт и философ, раввинический богослов, врач. Главное сочинение – написанные по-арабски, вскоре переведенные на иврит диалоги «Хазар: Книга доводов в защиту презираемой религии»... Новая философская энциклопедия
  2. ГАЛЕВИ — Правильнее — Алеви (Halévy), Эли (6. IX. 1870 — 21. VIII. 1937) — франц. историк. С 1898 (с перерывом в годы 1-й мировой войны) заведовал кафедрой в Свободной школе политич. наук в Париже. Крупнейший знаток истории Англии 19 — нач. 20 вв. Осн. Советская историческая энциклопедия
  3. ГАЛЕВИ — ГАЛЕВИ (Алеви) (Halevy) Фроманталь (1799-1862) — французский композитор. Произведения в жанре большой оперы. Оперы "Жидовка" ("Дочь кардинала", 1835) — "Пиковая дама" (1850) — балеты. Большой энциклопедический словарь