Характер

I

Хара́ктер (от греч. charakter — отпечаток, признак, отличительная черта)

в психологии, целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, её тип, «нрав» человека, проявляющийся в отдельных актах и состояниях его психической жизни, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном человеку круге эмоциональной жизни. Х. человека выступает в качестве основы его поведения и составляет предмет изучения характерологии (См. Характерология).

II

Хара́ктер

в математике, функция специального вида, применяемая в чисел теории (См. Чисел теория) и теории групп (См. Группа).

В теории чисел Х. называют функцию χ(n) ≠ 0, определённую для всех целых чисел n и такую, что: 1) χ(nm) = χ(n)χ(m) для всех n и m, 2) существует такое целое число k (период), что χ(n + k) = χ(n) для всех n. Наименьший из положительных периодов называется основным модулем характера χ, а характер с основным модулем k обозначается χ(n, k). Примерами Х. являются: 1) главный Х. по модулю k; χ(n, k) = 0, если (n, k) > 1, и χ(n, k) = 1, если (n, k) = 1, 2) χ(n, k) = 0, если (n, k) > 1, χ(n, k) = Характер , если (n, k) = 1, Характер. Рис. 2Якоби символ, k > 1 — нечётное натуральное число. Х. степени q по модулю k называется Х., равный единице для чисел и, для которых разрешимо сравнение xqa (modk) (см. Степенной вычет). Такие Х. играют важную роль в теории алгебраических чисел. Многие вопросы теории чисел (например, вопрос о распределении простых чисел) связаны с изучением функций L (sχ) = Характер. Рис. 3 (т. н. L-функций Дирихле). Частным случаем таких функций является Дзета-функция ξ(s), для которой Х (n) ≡ 1.

Условие периодичности χ(n + k) = χ(n) позволяет трактовать характеры χ(n, k) при фиксированном k > 1 как функции, заданные на приведённой системе вычетов по модулю k, рассматриваемой как группа по умножению, и удовлетворяющие там функциональному уравнению:

χ(ab) = χ(a) χ(b). (1)

Такая трактовка понятия Х. позволяет непосредственно перенести его на любую конечную коммутативную группу G. При этом, если n — порядок, e — единица, a — произвольный элемент группы G, то [χ(a)] n = χ(a n) = χ(e) = 1, т. е. χ(a) — корень n-й степени из единицы: в частности

|χ(a)| ≡ 1. (2)

Х. произвольной коммутативной группы G (не обязательно конечной) называют всякую функцию χ(а), определённую на G и удовлетворяющую условиям (1) и (2). Если G — топологическая группа, то требуют ещё, чтобы χ(а) была непрерывна.

Совокупность всех Х. группы G образует группу G1, относительно обыкновенного умножения Х. как функций. Если G конечна, то G1 изоморфна G. Для бесконечных групп это уже, вообще говоря, неверно. Например, если G — группа целых чисел, то её Х. служат χ(n) = einφ, где (φ — любое действительное число, приведённое по модулю 2π, так что группа Х. совпадает с группой вращений окружности. В свою очередь, группа Х. для группы вращений окружности совпадает с группой целых чисел [каждый такой Х. имеет вид: χ(φ) = einφ]. Эта двойственность была обобщена Л. С. Понтрягиным на широкий класс групп и применена к решению важных проблем топологии (т. н. проблем двойственности для компактов).

Лит.: Понтрягин Л. С., Непрерывные группы, 3 изд., М., 1973; Чудаков Н. Г., Введение в теорию L-функций Дирихле, М. — Л., 1947; Ленг С., Алгебра, пер. с англ., М., 1968; Боревич З. И., Шафаревич И. Р., Теория чисел, 2 изд., М., 1972.

III

Хара́ктер

литературный, образ человека, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определённостью, через который раскрываются как обусловленный данной общественно-исторической ситуацией тип поведения (поступки, мысли, переживания, речевая деятельность), так и присущая автору нравственно-эстетическая концепция человеческого существования. Художественный Х. являет собой органическое единство общего, повторяющегося и индивидуального, неповторимого; объективного (социально-психологическая реальность человеческой жизни, послужившая прообразом для литературного Х.) и субъективного (осмысление и оценка прообраза автором). В результате Х. в искусстве предстаёт «новой реальностью», художественно «сотворённой» личностью, которая, отображая реальный человеческий тип, идеологически проясняет его. Именно концептуальность литературного образа человека отличает понятие Х. в литературоведении от значений этого термина в психологии, философии, социологии.

Представление о Х. литературного героя создаётся посредством внешних и внутренних «жестов» (в т. ч. речи) персонажа, его внешности, авторскими и иными характеристиками, местом и ролью персонажа в развитии Сюжета. Соотношение в пределах произведения Х. и обстоятельств, являющихся художественным воспроизведением социально-исторической, духовно-культурной и природной среды, составляет художественную ситуацию. Противоречия между человеком и обществом, между человеком и природой, его «земной участью», а также внутреннего противоречия человеческих Х. воплощаются в Конфликтах художественных.

Воспроизведение Х. в его многоплановости и динамике — специфическое свойство художественной литературы в целом (и большинства театральных и кинематографических жанров на словесно-сюжетной основе). Обращение к изображению Х. знаменует выделение литературы как искусства из синкретической, «долитературной» религиозно-публицистической словесности «библейского» или средневекового типа. Само понятие Х. формируется в Древней Греции, где впервые вполне осуществилось выделение литературно-художественного творчества в особую область духовной культуры.

Однако у древних понимание Х. как лит. категории отличалось от современного: поскольку в раскрытии идейного содержания главенствовал сюжет (событие), персонажи различались прежде всего не своими Х., а своей ролью в изображаемых событиях. В новое время утверждается иное соотношение Х. и сюжета: не факты, а «... характеры действующих лиц, благодаря которым факты осуществились, заставляют поэта избрать предпочтительнее то, а не другое событие. Только характеры священны для него» (Лессинг Г. Э., Гамбургская драматургия, М. — Л., 1936, с. 92). Понимание самостоятельного идейно-художественного значения Х. персонажа возникает уже в античной литературе; например, в «Параллельных жизнеописаниях» Плутарха герои сравниваются и по типу «судьбы», и по типу Х. Подобная характерологическая двумерность доминирует вплоть до 18 в. (по Д. Дидро — соотношение прирождённого «нрава» и «общественного положения»).

В рамках данного многовекового периода особо выделяются две эпохи: литература Возрождения и классицизма. Ренессансный Х. теряет очертания определенного «нрава», растворяясь в естественной родовой стихии человеческой «природы» (герой мог самовольно, как бы актёрствуя, менять типы поведения). При этом соотнесение общечеловеческого в Х. героя с его ситуативной функцией — судьбой — выявляло неадекватность герою его социально-исторической судьбы (предвосхищение характерологического принципа реализма 19—20 вв.: «Человек или больше своей судьбы, или меньше своей человечности», — М. М. Бахтин, «Вопросы литературы», 1970, № 1, с. 119). У Шекспира многие действующие лица предстали и в «третьем измерении» — носителями индивидуального самосознания. Классицизм, возвратившись к жёсткой статичности Х., одновременно сосредоточил внимание на самосознании личности, совершающей выбор между «долгом» и «чувством». Но воспринимаемая на «фоне» долга и безличной страсти личность в литературе классицизма не самоценна, она лишь средство соотнесения двух параллельных рядов всеобщности.

На всех этих стадиях духовного и литературного развития Х. понимался как внеисторическая, универсальная и самотождественная данность человеческой природы, как «... абстракт, присущий отдельному индивиду» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 3). В романтизме, провозгласившем самоцельность и автономность личности, возвысившем её как над психологической «природой», так и над социальной судьбой, сложилось новое понимание Х. — как тождественного внутреннему миру личности. Наконец, воссоздание индивидуального Х. как исторически неповторимого взаимоотношения личности и среды стало открытием критического реализма 19 в. (романтическую традицию продолжили символисты и экзистенциалисты).

В теории новое понимание художественного Х. было выдвинуто Гегелем: Х. — «... цельная человеческая индивидуальность...», в которой раскрываются те или иные «... всеобщие субстанциальные силы действия»; Х. является «подлинным средоточием» изображения, поскольку он объединяет в себе всеобщность и индивидуальность «... в качестве моментов своей целостности». Х. должен обнаруживаться во всём богатстве своих индивидуальных особенностей, а не быть «... игралищем лишь одной страсти...», ибо в таком случае он «... выступает как существующий вне себя...»; он должен быть «... целым самостоятельным миром, полным, живым человеком, а не аллегорической абстракцией какой-нибудь одной черты характера» («Эстетика», т. 1, М., 1968, с. 244—46). Эта теория, опиравшаяся на художественные достижения прошлого, во многом предвосхищала практику последующей реалистической литературы, где присутствует саморазвивающийся Х. — незавершённая и незавершимая, «текучая» индивидуальность, определяемая её непрерывным взаимодействием с исторически конкретными обстоятельствами.

Послегегелевская литературная теория, опиравшаяся на реалистическое искусство, настойчиво подчёркивала значение индивидуально-конкретного в Х., но главное — выдвинула и разработала проблему его «концептуальности», установила необходимость «присутствия» авторского идеологического понимания в изображении Х. В реалистической литературе 19—20 вв. Х. действительно воплощают различные, порой противоположные авторские концепции человеческой личности. У О. Бальзака первоосновой индивидуальности выступает понимаемая в духе антропологизма общечеловеческая природа, а её «текучесть» объясняется незавершимостью внешних воздействий среды на первооснову, мерой которых и «измеряется» индивидуальность личности. У Ф. М. Достоевского индивидуальность воспринимается на фоне детерминизма обстоятельств как мера личностного само определения, когда Х. героя остаётся неисчерпаемым средоточием индивидуальных возможностей. Иной смысл «незавершённости» Х. у Л. Н. Толстого: потребность «ясно высказать текучесть человека, то, что он, один и тот же, то злодей, то ангел, то мудрец, то идиот, то силач, то бессильнейшее существо» (Полное собрание соч., т. 53, 1953, с. 187), объясняется стремлением открыть в индивидуальности, отчуждаемой от других людей общественными условиями жизни, общечеловеческое, родовое, «полного человека».

У представителей «нового романа» (См. Новый роман) намечается отказ от художественной индивидуальности в пользу безличной психологии (как следствия отчуждения (См. Отчуждение) и Конформизма), для воспроизведения которой Х. начинает играть служебную роль «подпорки».

Творчество писателей социалистического реализма (См. Социалистический реализм), наследуя характерологические достижения предшествующих направлений и прежде всего реалистов 19 в., утверждает новое «видение» детерминирующих обстоятельств: социально-историческую и политическую действительность в её революционном развитии, в связи с чем социально-психологическая индивидуальность Х. в их произведениях сгущается в индивидуальность конкретно-историческую. В литературе 60—70-х гг. 20 в. акцентируется нравственная активность личности, её ответственность за свой духовный мир и судьбы других людей.

Лит.: Гегель, Эстетика, т. 1, М., 1968, с. 244—53; Социалистический реализм и классическое наследие. (Проблема характера). Сб. ст., М., 1960; Проблема характера в современной советской литературе, М. — Л., 1962; Бочаров С. Г., Характеры и обстоятельства, в кн.: Теория литературы [кн. 1], М., 1962; Бахтин М. М., Проблемы поэтики Достоевского, 3 изд., М., 1972, с. 78—129; его же, Эпос и роман, в его кн.: Вопросы литературы и эстетики, М., 1975; Лихачев Д. С., Человек в литературе древней Руси, [2 изд.], М., 1970; Гинзбург Л., О психологической прозе [Л.], 1971; Аверинцев С. С., Плутарх и античная биография, М., 1973.

В. И. Тюпа.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. характер — -а, м. 1. Совокупность основных, наиболее устойчивых психических свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. Мягкий характер. Добродушный характер. Сильный характер. Крутой характер. Не сойтись характерами. □ [Жадов:] Что у меня за характер!... Малый академический словарь
  2. Характер — С*-алгебры А — ненулевой полунепрерывный снизу полуконечный след f на С*-алгебре А, удовлетворяющий следующему условию... Математическая энциклопедия
  3. ХАРАКТЕР — ХАРАКТЕР (от греч. Charakter — признак, отличительная черта) — англ. character; temper; нем. Charakter. 1. Совокупность относительно устойчивых псих, особенностей человека, определяющих типичный для данного субъекта способ поведения и деятельности... Социологический словарь
  4. характер — орф. характер, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. характер — Хара́ктер/. Морфемно-орфографический словарь
  6. Характер — (греч. charakter – отличительная черта, особенность). Совокупность стабильных индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, являющаяся основой присущих конкретной личности форм поведения. X. Толковый словарь психиатрических терминов
  7. характер — В характере чьем — свойственно кому-н. ► Не в вашем характере об этом сожалеть. Тургенев. Выдержать характер (разг.) — не обнаружить слабости, остаться твердым, верным себе. ► Три дня молчал, выдерживая характер. Фразеологический словарь Волковой
  8. характер — ХАРАКТЕР Совокупность приобретенных и унаследованных индивидуально-психических устойчивых свойств личности, которые проявляются в ее поведении и отношении к действительности (к труду, др. людям, самому себе, препятствиям и т. п.). - спортивный... Словарь спортивных терминов
  9. характер — I. КАРАКТЕР, ХАРАКТЕР а, м. caractère m. 1. устар. Чин, звание, должность. Ныне при случае отправления к вам Экспедиции и на пожалованной от ея имп. Словарь галлицизмов русского языка
  10. характер — • абсолютный ~ • железный ~ Словарь русской идиоматики
  11. Характер — (от греч. charakter — печать, чекаека) совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные индивидуальные способы поведения. Индивидуальные особенности, образующие... Педагогический терминологический словарь
  12. характер — Слабое место у партнера при игре в карты Словарь воровского жаргона
  13. Характер — (греч. charakter — отличительная черта, признак) совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности человека, проявляющаяся в его деятельности и общении, обусловливая типичные для него способы поведения. Криминалистическая энциклопедия
  14. ХАРАКТЕР — ХАРАКТЕР Для изучения фразеологического творчества Карамзина пре дставляют большой интерес наблюдения над карамзинским употреблением слова характер. А. Н. Греч в своем словарике неправильностей русского литературного языка первой половины XIX... Историко-этимологический словарь
  15. характер — Нрав, норов, натура, темперамент, вид, тип, фасон, форма, покрой, облик, обличье У него такая натура Девица, в которую я влюбился, была свойства молчаливого Нрав буйный, кроткий, крутой, тихий ср. !! качество см. >> вид, качество см. Словарь синонимов Абрамова
  16. характер — (свойство, особенность, черта) "Характер времени" — дух Характеристика, определение качеств (собств. характера) Ср. Иной характер долго не раскусите, а рассмеется человек как-нибудь очень искренно, и весь характер его вдруг окажется, как на ладони. Фразеологический словарь Михельсона
  17. характер — сущ., м., употр. часто (нет) чего? характера, чему? характеру, (вижу) что? характер, чем? характером, о чём? о характере; мн. что? характеры, (нет) чего? характеров, чему? характерам, (вижу) что? характеры, чем? характерами, о чём? о характерах... Толковый словарь Дмитриева
  18. характер — Заимств. в XVIII в. из польск. яз., где charakter < лат. character, передающего греч. charaktēr, суф. производное от charassō «мечу, ставлю клеймо, царапаю». Ср.: основной чертой его характера... Характер буквально — «отпечаток, клеймо», затем — «отличительная черта». Этимологический словарь Шанского
  19. Характер — (греч. charaktēr отличительная черта, особенность) совокупность основных отличительных свойств человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности. Медицинская энциклопедия
  20. характер — Совокупность устойчивых свойств психики человека, выражающих способы его поведения и эмоционального реагирования. В структуре личности наиболее полно отражает её целостность. Биология. Современная энциклопедия
  21. характер — О волевом, сильном; о веселом, мягком характере. Азартный, ангельский (разг.), беспокойный, бесхитростный, благородный, бойцовский (разг. Словарь эпитетов русского языка
  22. характер — ВОЛЯ — БЕЗВОЛИЕ Сильная воля — полное безволие. Проявить волю — проявить безволие. ○ — Вы постарайтесь это записать ... для газеты. Теперь вопрос о немецкой воле и нашем безволии в моде. Н. Лесков. Железная воля. Словарь антонимов русского языка
  23. ХАРАКТЕР — (от греч. charakter — отпечаток; черта, признак, особенность) — индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Большой психологический словарь
  24. характер — • Властный (Куприн). • Вспыльчивый (Терпигорев). • Деспотический (Лесков). • Кроткий (Данилевский). • Мягкий (Боборыкин). • Покладистый (Лесков). • Стойкий (Авсеенко). • Чувствительный (Куприн). • Ядовитый (Достоевский). Словарь литературных эпитетов
  25. характер — ХАРАКТЕР, а, м. 1. Совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. Сильный, волевой, твёрдый, смирный х. Выдержать х. (сохранить твёрдость, не уступить в чёмн.). В характере чьёмн. (свойственно кому-н.). Толковый словарь Ожегова
  26. характер — ХАР’АКТЕР, характера, ·муж. (·греч. charakter, ·букв. черта). 1. Совокупность психических особенностей, из которых складывается личность человека и которые проявляются в его действиях, поведении. Добродушный характер. Мягкий характер. Крутой характер. Толковый словарь Ушакова
  27. характер — ХАРАКТЕР -а; м. [греч. charakēr — отличительная черта, признак] 1. Совокупность основных, наиболее устойчивых психических свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. Неуживчивый х. Мягкий х. Ангельский х. Добродушный х. Сильный х. Крутой... Толковый словарь Кузнецова
  28. характер — ХАРАКТЕР м. франц. немецк. нрав человека, нравственные свойства, качества его, свойства души и сердца. Характер добродушный, кроткий. Он крутого характера. Характер времени, дух, отличительные свойства. Толковый словарь Даля
  29. Характер — (от греч. χαρακτήρ от глаг. χαράσω — черчу) обозначает сложное психическое явление, отличающее индивида или народ и выражающееся в своеобразном, постепенно сложившемся и сознательном способе реакции на различные запросы внешнего и внутреннего мира. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  30. характер — Характера, м. [греч. charakter, букв. черта]. 1. Совокупность психических особенностей, из к-рых складывается личность человека и к-рые проявляются в его действиях, поведении. Мягкий характер. 4. Свойство, качество, своеобразие чего-н. Большой словарь иностранных слов
  31. ХАРАКТЕР — ХАРАКТЕР (от греч. charakter — отличительная черта, признак) — .. 1) своеобразная особенность человека, вещи, явления (напр., характер местности)... Большой энциклопедический словарь
  32. характер — характер I м. 1. Совокупность психических особенностей, которые определяют личность человека и проявляются в его поведении. 2. Твёрдая воля, упорство в достижении цели. 3. Свойство, качество, своеобразие, индивидуальный облик чего-либо. Толковый словарь Ефремовой
  33. характер — хара́ктер первонач. "должность", начиная с Ф. Прокоповича; см. Смирнов 319. Через. польск. сhаrаktеr "характер, сан" из лат. сhаrасtеr от греч. χαρακτήρ, первонач. "чеканщик": χαράσσω "царапать, метить, клеймить", затем – в абстрактных значениях; см. Этимологический словарь Макса Фасмера