Ямада

I

Яма́да

Исудзу (р. 5.2.1917, Осака), японская актриса. Начала сниматься в кино с 12 лет. Драматическое дарование актрисы с особой яркостью проявилось в фильмах К. Мидзогути: «Элегия Нанива» и «Гионскне сестры» (оба — в 1936). Активно участвовала в движении 50-х гг. (см. Япония, Кино). Снялась в фильмах: «Быть матерью, быть женщиной» (1952), «Женщина одна идёт по земле» (1953), «Жизнь в миниатюре» (1953), «Если любишь» (1955). В роли Асадзи (леди Макбет) в фильме А. Куросавы «Замок интриг» (1957) Я. использовала актёрскую технику японского традиционного театра. Значительные роли создала и в других его фильмах: экранизации «На дне» (1957), «Телохранитель» (1961). Выступает в театре и на телевидении.

Лит.: Ивасаки Акира. История японского кино, пер. с япон., М., 1966.

II

Яма́да

Косаку (9.6.1886, Токио, — 29.12.1965, там же), японский композитор и дирижёр. Член Японской академии искусств (1957). Учился в Музыкальной академии в Токио, затем у К. Вольфа и М. Бруха (композиция) в Высшей школе музыки в Берлине. Я. — первый японский композитор, получивший европейское образование и развивавший западноевропейские традиции. Преподавал в Токио. В 1914 основал симфонический оркестр. Исполнял произведения японских композиторов за рубежом. В 1930 и 1933 гастролировал в СССР. Автор 6 опер (пост. вТокио), в том числе «Алладины и Паломида» (по М. Метерлинку, 1913), «Рассвета» (1940), 2 кантат — «Бонно-Кору» (1931) и «Рассвет на Востоке» (1941), симфонии (1914), 2 симфонических поэм, 2 балетных сюит, оркестровой сюиты «Каликадзе» (1944), многих хоров и песен. Я. принадлежат обработки народных японских песен.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me