Ламаркизм

Ламарки́зм

Первое целостное учение об эволюционном развитии живой природы, основные идеи которого были изложены Ж. Б. Ламарком в «Философии зоологии» (1809).

В основе Л. лежит представление о градации — внутреннем «стремлении к совершенствованию», присущем всему живому; действием этого фактора эволюции определяется развитие живой природы, постепенное, но неуклонное повышение организации живых существ — от простейших до самых совершенных. Результат градации — одновременное существование в природе организмов разной степени сложности, как бы образующих иерархическую лестницу существ (См. Лестница существ). Градация легко прослеживается при сравнении представителей крупных систематических категорий организмов (например, классов) и на органах, имеющих первостепенное значение. Считая градацию отображением основной тенденции развития природы, насажденной «верховным творцом всего сущего», Ламарк пытался, однако, дать этому процессу и материалистическую трактовку: в ряде случаев он связывал усложнение организации с действием флюидов (например, теплорода, электричества), проникающих в организм из внешней среды. Другой фактор эволюции, по Ламарку, — постоянное влияние внешней среды, приводящее к нарушению правильной градации и обусловливающее формирование всего многообразия приспособлений организмов к окружающим условиям. Изменение среды — основная причина видообразования; пока среда неизменна, виды сохраняют постоянство; если в ней произошёл сдвиг, виды изменяются. Ламарк сознательно разграничивал эти факторы эволюции, отмечая, что первому из них в организме соответствуют «способности постоянные», второму — «способности, подверженные изменению под влиянием обстоятельств».

Внешняя среда на растения и низших животных, лишённых дифференцированной нервной системы, действует непосредственно, вызывая у них приспособительные изменения. Животные, обладающие нервной системой, испытывают косвенное влияние среды, их эволюционные преобразования осуществляются более сложным путём. Сколько-нибудь значительная перемена во внешних условиях приводит к изменению потребностей животных, обитающих в данной местности; изменение потребностей влечёт за собой изменение привычек, направленных на удовлетворение этих потребностей; изменение привычек ведёт к усиленному употреблению одних органов и неупотреблению других. Чаще функционирующие органы усиливаются и развиваются, а неупотребляющиеся ослабевают и исчезают. Возникшие функционально-морфологические изменения передаются по наследству потомству, усиливаясь из поколения в поколение. Таким образом, по Ламарку, ведущую роль в эволюционных преобразованиях организмов играет функция: изменение формы — следствие изменения функции. Положения об упражнении и неупражнении органов и о наследовании приобретённых признаков были возведены Ламарком в ранг универсальных законов эволюции. Несостоятельность обоих «законов» была доказана экспериментально уже в конце 19 в. и особенно в начале 20 в. благодаря открытиям генетики (См. Генетика). В позднейших трудах (1815, 1820) Ламарк в значительной мере сближает оба фактора эволюции. Он склонен рассматривать среду не только как силу, нарушающую прямолинейность градации, но и как основной фактор эволюции. Соответственно и происхождение главных ветвей родословного древа организмов он связывает с влиянием конкретных условий существования.

Обосновывая своё учение, Ламарк опирался на следующие факты: наличие разновидностей, занимающих промежуточное положение между двумя видами; трудности диагностики близких видов и наличие в природе множества «сомнительных видов»; изменение видовых форм при переходе в иные экологические и географические условия; случаи гибридизации, особенно межвидовой. Важными доказательствами превращения видов Ламарк считал также обнаружение ископаемых форм, изменения животных при одомашнении и растений при введении в культуру. Развивая представления об эволюции, он пришёл к выводу об отсутствии реальных границ между видами и к отрицанию самого существования видов. Наблюдаемые разрывы в естественном ряду органических форм (что даёт возможность их классифицировать) — это только кажущиеся нарушения единой непрерывной цепи организмов, объясняющиеся неполнотой наших знаний. Природа, по его мнению, представляет собой непрерывный ряд изменяющихся индивидуумов, а систематики лишь искусственно, ради удобства классификации, разбивают этот ряд на отдельные систематические группы. Подобное представление о текучести видовых форм стояло в логической связи с трактовкой развития как процесса, лишённого каких бы то ни было перерывов и скачков (так называемый плоский эволюционизм). Такому пониманию эволюции соответствовало отрицание естественного вымирания видов: ископаемые формы, по Ламарку, не вымерли, а, изменившись, продолжают существовать в обличье современных видов. Существование самых низших организмов, как бы противоречащее идее градации, объясняется их постоянным самозарождением из неживой материи. Согласно Ламарку, эволюционные изменения обычно не удаётся непосредственно наблюдать в природе лишь потому, что они совершаются очень медленно и несоизмеримы с относительной краткостью человеческой жизни.

Ламарк распространил принцип эволюции и на происхождение человека, хотя в условиях господствовавшего Креационизма был вынужден маскировать свои убеждения. Он считал, что человек произошёл от обезьян. К числу факторов становления человека он относил переход к прямохождению и возникновение речи. Ламарк подходил исторически и к высшим проявлениям жизнедеятельности — сознанию и психике человека, связывая их возникновение с эволюцией нервной системы и её высшего отдела — головного мозга.

Не дав объяснения органической целесообразности и не вскрыв истинной причины эволюционного развития, Ламарк, однако, впервые провозгласил принцип эволюции всеобщим законом живой природы. Бросив смелый вызов господствовавшим в то время представлениям о постоянстве видов, он одним из первых сделал проблему эволюции предметом специального изучения, особым направлением биологических исследований. Вот почему Ламарк заслужил высокую оценку классиков марксизма.

Л. не получил признания у современников и после смерти его создателя был предан забвению. Возрождение Л. в форме Неоламаркизма произошло в последней трети 19 в. как реакция на распространение Дарвинизма.

Лит.: Маркс К. и Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 343—626; Поляков И. М., Ж.-Б. Ламарк и учение об эволюции органического мира, М., 1962; Packard A. S., Lamarck, the founder of evolution, N. Y. — [a. o.], 1901; Rostand J., Aux sources de la biologie, 4 #d., P., 1958. см. также лит. при ст. Ламарк.

В. И. Назаров.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ламаркизм — -а, м. Эволюционная теория развития живой природы, предложенная французским естествоиспытателем Ж. Б. Ламарком. Малый академический словарь
  2. ЛАМАРКИЗМ — ЛАМАРКИЗМ (от имени Ж. Б. Ламарка) — англ. Lamarckism; нем. La-marckismus. Основанная Ж. Б. Ламарком теория эволюции, объясняющая появление новых видов с помощью механизмов наследования, приобретенных под влиянием изменяющихся внешних условий признаков организма. Социологический словарь
  3. ламаркизм — Ламарк/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  4. ламаркизм — орф. ламаркизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. ламаркизм — ЛАМАРКИЗМ а, м. lamarckisme m. < Lamarck, Jean-Baptiste. Эволюционное учение фр. естествоиспытателя Ламарка. БАС-1. Убеждение в том, что растение под влиянием окружающей среды превращается в новый вид, — специфическая черта ламаркизма. Словарь галлицизмов русского языка
  6. ламаркизм — ЛАМАРКИЗМ — созданное Ж.-Б. Ламарком учение об историческом (эволюционном) развитии органического мира. Ламарк выступал против постоянства и неизменяемости видов растений и животных. Ботаника. Словарь терминов
  7. ламаркизм — ЛАМАРКИЗМ — направление в эволюционной биологии, противостоящее дарвинизму в трактовке основных механизмов и движущих сил исторического развития живой природы. Если, согласно... Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  8. ламаркизм — Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Её основные положения изложены им в труде «Философия зоологии» (1809). Л.— первая целостная эволюционная концепция, тесно связанная с развитием трансформизма в истории эволюц. учения. Ламарк постулировал след. Биологический энциклопедический словарь
  9. Ламаркизм — (J.В.P.A. de Monet Lamarck, 1744—1829, франц. естествоиспытатель) механистическое учение, рассматривающее эволюцию живой природы как результат наследования признаков, приобретенных отдельными особями в процессе индивидуального приспособления к изменениям среды. Медицинская энциклопедия
  10. ламаркизм — ЛАМАРКИЗМ -а; м. Одна из эволюционных теорий развития живой природы. ● По имени её автора — французского естествоиспытателя Ж.Б. Ламарка (1744 — 1829). Толковый словарь Кузнецова
  11. ламаркизм — Ламарка учение система эволюционных взглядов предшественника Дарвина – Ламарка. Большой словарь иностранных слов
  12. Ламаркизм — Л. называется одно издвух господствующих направлений среди последователей эволюционной теории (см. Вид).Ламаркисты, следуя принципам Ламарка (см. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  13. ЛАМАРКИЗМ — ЛАМАРКИЗМ — первая целостная концепция эволюции живой природы, сформулированная Ж. Б. Ламарком. По Ламарку, виды животных и растений постоянно изменяются... Большой энциклопедический словарь
  14. ламаркизм — ламаркизм м. Эволюционная теория развития живой природы французского естествоиспытателя Ж.Б. Ламарка. Толковый словарь Ефремовой