Современная энциклопедия

Модернизм

МодернизмМОДЕРНИЗМ, общее обозначение явлений искусства и литературы 20 в., отошедших от традиций внешнего подобия и утверждающих новый подход к изображению бытия. Основная черта методологии модернизма (фовизм>, экспрессионизм>, кубизм, русский "авангард" 1910-х гг., включая беспредметничество, сюрреализм>, футуризм, примитивизм и т.д.) - метафорическое построение образа по принципу разветвленной ассоциативности, свободного соответствия выразительности формы характеру запечатлеваемых настроений, переживаний, мирочувствия. Во 2-й половине 20 в. тенденции модернизма развиваются в авангардизме.ы
| Ещё

См. также `Модернизм` в других словарях
модернизм
сущ., кол-во синонимов: (2)
↑модерн (5)
↑ультрамодернизм (1)
Словарь синонимов ASIS, , 2010
м. Общее название направлений в литературе и искусстве XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики, опора на условность стиля, поиск новых эстетических принципов и разрыв с реализмом.
МОДЕРНИЗМ - направление в католицизме кон. 19 - нач. 20 вв., стремившееся к обновлению католического вероучения, "согласованию" его с современным научным и философским мышлением.
модернизм
, м.
То же, что модерн (в 1 знач.).
[Критик Голоушев] видел в современном модернизме злое начало, разложение идейной реалистической живописи. И. Н. Павлов, Моя жизнь и встречи.
[франц. modernisme]
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР 1957—1984
(варв.-лат.). Следование вкусам, модам новейшего времени.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
[фр. modernisme] - общее название направлений в искусстве и литературе XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики, опора на условность стиля, поиск новых эстетические принципов, разрыв с реализмом. см. АВАНГАРДИЗМ.
(Источник: "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)
варв.-лат. Вкус нового времени и склонность к нему.
(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)
модернизм
МОДЕРНИ́ЗМ [дэ], -а; м. [франц. modernisme от лат. modernus - новый современный] В искусстве и архитектуре конца 19 - начала 20 в.: направление, основу которого составляют универсальные выразительные формы, замещающие национальные самобытные приёмы и стили (к нему относятся импрессионизм, символизм, экпрессионизм и др.). В модернизме преобладает установка на поиск новых выразительных средств. М. в музыке, в литературе.
Модернистский (см.).
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт
Модернизм направление в католицизме кон. 19 - нач. 20 вв., стремившееся к обновлению католического вероучения, "согласованию" его с современным научным и философским мышлением.
(дэ), модернизма, мн. нет, м. (фр. modernisme) (искус.). Упадочное течение в искусстве и литературе в конце 19 и начале 20 в., враждебное реализму, с чертами декадентства и отчасти мистицизма.
Модернизм I Модерни́зм (франц. modernisme, от moderne — новейший, современный)
главное направление буржуазного искусства эпохи упадка. Первым признаком начинающегося падения художественной культуры в наиболее развитых капиталистических странах было академическое и салонное повторение прежних стилей, особенно наследия Ренессанса, превратившегося в школьную азбуку форм. Такое эпигонство заметно в искусстве середины и 2-й половины 19 в. Однако на смену бессильному повторению традиционных форм приходит воинственное отрицание традиции — явление, аналогичное новым течениям в буржуазной политике и философии. На место мещанской морали становится декадентский Аморализм, на место эстетики бесплотных идеалов, извлечённых из ...
МОДЕРНИЗМ - см. Символизм.
        (франц. modernisme, от moderne - новейший, современный), обобщающее наименование ряда художественных течений XX в., заключающих глубокий кризис буржуазной культуры эпохи империализма; основная направленность буржуазного искусства этого времени. Модернизму свойственны принципиальный разрыв с историческим опытом художественного творчества, его взаимоотношения с жизнью и восприятия зрителем, стремление утвердить некие новые начала искусства, сводящиеся к непрестанному самоценному обновлению художественных форм. Представляя собой своего рода кризисную форму отражения кризисных явлений жизни, модернизм в конечном счёте ведёт к распаду искусства как вида эстетической деятельности. Выступив в начале XX в. с претензией на всеобщее обновление искусства, модернизм переживает сложную историю, этапы которой обусловлены его борьбой с реализмом, а также сложными внутренними причинами, В начале XX в. течениям модернизма (фовизм, кубизм, футуризм, абстрактное искусство) свойственны ...
(франц. modernisme, от moderne - новейший, современный) - определение, относимое к ряду художеств. течений 20 в., общим признаком к-рых является более или менее решительный разрыв с эстетич. нормами и традициями классич. иск-ва. На отд. историч. этапах в понятие М. вкладывался разл. смысл. В конце 19 - нач. 20 вв., когда это определение стало входить в обиход, оно применялось к творчеству таких композиторов, как Дебюсси, Равель, Р. Штраус. С сер. 20 в. под М. обычно понимают явления совр. муз. "авангарда" (см. Авангардизм), представители к-рого отвергают не только Дебюсси и Штрауса, но и Шёнберга и Берга как запоздалых выразителей "романтического мироощущения". Нек-рые сов. искусствоведы предлагали отказаться от термина "М." в связи с его чрезмерной широтой и растяжимостью. Тем не менее он сохраняется в сов. и заруб. теоретич. лит-ре об иск-ве; в 60-70-х гг. был сделан ряд попыток уточнить и конкретизировать его значение. В дореволюц. рус. критике слово "М." истолковывалось б. ч. в пря...
МОДЕРНИЗМ (фр. Moderne - новейший, современный) - общее название художественно-эстетического движения в культуре 20 в., во многом определившего пути развития современного искусства. М. объединяет множество относительно самостоятельных направлений, различных по социальному масштабу и культурно-историческому значению (экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт и др.). Некоторые из них противоречат друг другу в понимании средств и способов выражения реальности, но вместе с тем обладают принципиальной философско-мировоззренческой и социокультурной общностью. Своим появлением М. обязан французскому символизму и декадансу. Часто отождествляемый со своей ранней фазой - авангардизмом, М. может рассматриваться в конкретных хронологических рамках (условно с 1890 по 1968) или как вневременной феномен в широком историческом контексте неклассического искусства вообще, в русле протестанствую-щей традиции европейской культуры (Барокко - Романтизм - Модер...
— неклассический тип философствования, радикально дистанцированный от классического интеллектуальным допущением возможности плюрального моделирования миров и — соответственно — идеей онтологического плюрализма. Таким образом, проблема природы "вещи-в-себе" выступает в М. псевдопроблемой, что задает в культуре западного образца вектор последовательного отказа от презумпций метафизики (см. Метафизика, Постметафизическое мышление). К предпосылкам формирования идей М. может быть отнесено: 1) конституирование комплекса идей о самодостаточности человеческого разума (элиминация из структур соответствующих философских рассуждений трансцендентно-божественного разума как основания разума в его человеческой артикуляции); 2) складывание комплекса представлений о креативной природе Разума, с одной стороны, и о его исторической ограниченности — с другой; (Идея абсолютности, универсальности и тотальности Разума была поставлена под сомнение еще Кантом, выдвинувшим стратегию "критики" различных — "чист...
неклассический тип философствования, радикально дистанцированный от классического интеллектуальным допущением возможности плюрального моделирования миров и - соответственно - идеей онтологического плюрализма. Таким образом, проблема природы "вещи-в-себе" выступает в М. псевдопроблемой, что задает в культуре западного образца вектор последовательного отказа от презумпций метафизики (см. Метафизика, Постметафизическое мышление). К предпосылкам формирования идей М. может быть отнесено: 1) конституирование комплекса идей о самодостаточности человеческого разума (элиминация из структур соответствующих философских рассуждений трансцендентно-божественного разума как основания разума в его человеческой артикуляции); 2) складывание комплекса представлений о креативной природе Разума, с одной стороны, и о его исторической ограниченности - с другой; (Идея абсолютности, универсальности и тотальности Разума была поставлена под сомнение еще И.Кантом, выдвинувшим стратегию "критики" различных - "чист...
(франц. modernisme) в религии - течение, сторонники к-рого считают необходимым приспособление религ. вероучения к уровню совр. науки и к новым явлениям в обществ. жизни как важнейшее условие укрепления позиций религии. Католич. М. возник в кон. 19 - нач. 20 вв., виднейшими его представителями были во Франции - А. Луази, Л. Дюшен, М. Блондель, в Германии - Г. Шелль, в Англии - Дж. Тиррелл, в Италии - Р. Мурри, А. Фогаццаро и др. Осн. положения католич. М.: религия создается человеком; библия - не боговдохновенная книга и Моисей не ее автор; Христос не был сыном бога, а был евр. Мессией, зачинателем религ. движения; христ. догматы не имеют значения вечных истин, а развиваются в связи с прогрессом общества; церковь должна отказаться от грубо-чувственных суеверий, от веры в чудеса, в дьявола, в загробные муки и т. п. (но при этом М. не отказался от веры в сверхъестественное). Нек-рые представители М. (напр., А. Луази) отвергали положение о верх. власти папы, о его непогрешимости, выст...
- англ. modernism; нем. Modernismus. 1. Направление в искусстве и литературе XX в., характеризующееся отрицанием традиционных форм эстетики прошлого, условностью стиля, экспериментаторством. 2. Способ и форма приспособления религии и теологии к новым условиям их существования с целью преодоления кризиса веры и упрочения позиции религиозной идеологии.
— общее обозначение направлений искусства и литературы конца XIX—начала XX вв.: кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, абстрактное искусство и др. Тот же термин применяется для обозначения направления в католицизме конца XIX—начала XX вв. Стремился к обновлению католического вероучения, согласованию его с современным научным и философским мышлением.
неклассический тип философствования, радикально дистанцированный от классического интеллектуальным допущением возможности плюрального моделирования миров и - соответственно - идеей онтологического плюрализма. Таким образом, проблема природы 'вещи-в-себе' выступает в М. псевдопроблемой, что задает в культуре западного образца вектор последовательного отказа от презумпций метафизики (см. МЕТАФИЗИКА, ПОСТМЕТАФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ). К предпосылкам формирования идей М. может быть отнесено: 1) конституирование комплекса идей о самодостаточности человеческого разума (элиминация из структур соответствующих философских рассуждений трансцендентно-божественного разума как основания разума в его человеческой артикуляции); 2) складывание комплекса представлений о креативной природе Разума, с одной стороны, и о его исторической ограниченности - с другой; (Идея абсолютности, универсальности и тотальности Разума была поставлена под сомнение еще Кантом, выдвинувшим стратегию 'критики' различных - 'чистог...
модернизм
- (от франц. moderne - современный, новейший) -
1) Условное обозначение периода культуры конца ХIХ - середины ХХ в.: совокупность нереалистических философско-художественных направлений в искусстве этой эпохи, которые объединяет идея обновления, пересмотра философских основ, творческих принципов, самого языка классического искусства ХIХ в. М., так же, как и декаданс, своеобразно сфокусировал и выразил настроения "конца-начала века".
2) Литературное направление первой половины ХХ века, объединяющее в себе множество школ и течений (в мировой литературе наиболее крупными течениями М. считаются импрессионизм и экспрессионизм, в русской – символизм и акмеизм). М. в основе своей противоположен реализму как традиционному искусству: для М. характерны ан...
Что еще интересного в `Современная энциклопедия` ?
АВУАРЫ (французское avoir, буквально - имущество>), 1) активы (денежные средства, векселя, чеки, переводы, аккредитивы), за счет которых производятся платежи и погашаются обязательства. 2) Средства банка в иностранной валюте на его счетах в иностранных банках. 3) Вклады> частных лиц и организаций в банках....
АССОРТИМЕНТ (французское assortiment), подбор продукции и товаров по различным видам, наименованиям и назначению; более узко - набор> однородных предметов, но разных сортов. Развернутый ассортимент (по маркам, профилям, артикулу, моделям, рисунку и т.п.) - существенное условие договора поставки. В металлургической промышленности применяется искаженный от ассортимента термин> "сортамент" в производстве лесоматериалов - "сортимент"....
БАНКНОТЫ, смотри Банковские билеты.
ГЕОМОРФОЛОГИЯ (от гео...> и морфология>), наука> о рельефе земной поверхности в пределах суши, дна морей и океанов. Геоморфология появилась к концу 19 - началу 20 вв. Основы геоморфологии заложили У.М. Дейвис> (США), Ф. Рихтгофен, А. Пенк, В. Пенк (Германия), П.А. Кропоткин, И.В. Мушкетов (Россия>). Данные геоморфологии используются при поисках полезных ископаемых, проектировании дорог и сооружений....
ГОЛОВНОЙ МОЗГ, передний (высший) отдел центральной нервной системы позвоночных животных и человека, расположенный в полости черепа; материальный субстрат> высшей нервной деятельности. Наряду с эндокринной системой регулирует все жизненно важные функции организма. Состоит из больших полушарий, промежуточного, среднего, заднего и продолговатого мозга. Отделы, расположенные между промежуточным и спинным мозгом, образуют ствол головного мозга. Наивысшего развития головной мозг достиг у человека (мас...
ДИФФЕРЕНЦИАЛ (от латинского differentia - разность, различие), одно из основных понятий дифференциального исчисления.
ИНФЛЯЦИЯ (от латинского inflatio - вздутие), процесс обесценивания бумажных денег, падение их покупательной способности> вследствие чрезмерного выпуска (эмиссии) или сокращения товарной массы в обращении при неизменном количестве выпущенных денег. Проявляется в росте цен и повышении стоимости жизни. Обычно инфляция - реакция> на несбалансированность государственных доходов и расходов, монополизацию экономики, опережающий рост издержек производства (в частности, зарплаты) по сравнению с ростом пр...
КЕМБРИДЖСКАЯ ШКОЛА> экономической мысли, возникла в Великобритании в конце 19 в. Основные представители: А. Маршалл>, А.С. Пигу, Д. Робертсон. Исследовала закономерности развития отдельных товарных рынков, проблемы ценообразования, экономического равновесия, благосостояния и др. Положила начало современному микроэкономическому анализу....
МАГИЯ (от греческого mageia - колдовство, волшебство), обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека воздействовать на людей и явления природы. Возникла в первобытном обществе.
РОЯЛТИ (английское royalty, от средневекового французского roialte, от латинского regalis - царский, королевский, государственный), вид лицензионного вознаграждения; периодические процентные отчисления (текущие отчисления) продавцу лицензии, устанавливаемые в виде фиксированных ставок исходя из фактического экономического результата ее использования. Выплачиваются через определенные согласованные промежутки времени....
СЕЛЬКУПЫ (самоназвание остяки) - народность общей численностью 3,612 тыс. чел., проживающая, в основном, на территории Российской Федерации (3,564 тыс. чел.). Язык - селькупский. Религиозная принадлежность верующих: православные.
ТЕЛЕКАМЕРА, то же, что телевизионная передающая камера>.
ТЕРМЕНВОКС, первый в России электромузыкальный инструмент. Сконструирован российским физиком-акустиком Л.С. Терменом. Впервые продемонстрирован в 1920. Терменвокс - одноголосный инструмент. Регулирование высоты звука осуществляется изменением расстояния между правой рукой исполнителя и одной из антенн; громкость - между левой рукой и другой антенной....
ФЕРРАРСКАЯ школа>, итальянская школа> живописи с центром в городе Феррара>. Наибольшего расцвета достигла во 2-й половине 15 в. Для мастеров Феррарской школы (К. Тура, Ф. дель Косса и др.) характерны сочетание позднеготических и раннеренессансных тенденций, изысканной декоративности и эмоциональной напряженности образов, пластическая четкость форм....
ЭКВАЛАЙЗЕР (английское equalizer, от equalize - уравнивать) (темброблок>), радиоэлектронное устройство, позволяющее регулировать в различных частотных диапазонах амплитуду звуковых колебаний (корректировать тембр> звучания) при воспроизведении или записи звуковых программ. Обычно входит в состав стереофонических комплексов....