Нагарджуна

Нагарджу́на

(около 2 в.)

индийский мыслитель, влиянием которого отмечено 2-е пятисотлетие религиозной и философской истории Буддизма. В трактате «Муламадхьямикакарика» [«Изложение (учения) об исконной срединности»] Н. на примере анализа философских учений своего времени дал образцы диалектического метода, который имел теоретико-познавательную направленность. Принципиально отказываясь фиксировать собственную философскую позицию, Н. предложил приёмы негативной критики любых концепций — так называемое шуньяваду, или «учение о пустоте (всех точек зрения)», следуя которому может быть доказана противоречивость категорий и понятий любой философской системы. Согласно Н., каждое утверждение о природе действительности и о существовании объектов опыта или его субъекта является недоказуемым. Основанная Н. школа мадхьямики (См. Мадхьямика) явилась наиболее ранним в истории философии случаем выделения методологии как специального предмета, поскольку в поле её рассмотрения находилась не сама действительность, а разные теории действительности. Диалектическая методология Н. дала мощный толчок философской и научной мысли в Индии. В частности, под её влиянием в математике было впервые определено понятие нуля как разницы точек зрения с абсолютной точки зрения. Методологическая установка Н. получила дальнейшее развитие в так называемых «Праджняпарамитских сутрах» (учение о пустоте как месте, абсолютно свободном от сознания), а заложенные Н. основы релятивистской этики позднее были обстоятельно разработаны в тантризме и дзен-буддизме. Наконец, диалектический метод Н. был извлечён из специфически буддийского контекста и положен в основу систематической философии адвайта-веданты, созданной Шанкарой (См. Шанкара).

Соч.: Mulamadhyaniakakarikas (Madhyamikasutras), St.-Petersbourg, 1903—13 (Bibliotheca Buddhica, v. 4); в рус. пер. — Щербатской Ф. И., Буддийский философ о единобожии, СПБ, 1904.

Лит.: Walleser М., The life of Nagarjuna, «Asia Major», L., [1923].

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. НАГАРДЖУНА — НАГАРДЖУНА (санскр. Nāga-arjuna – Змей-древо) (150 до н.э.– 250) – основоположник мадхьямики [МАДХЬЯМИКА], автор ее базисных текстов. Причислен к просветленным существам, или бодхисаттвам [БОДХИСАТТВА], махаяны и совершенным магам, или сиддхам, ваджраяны. Новая философская энциклопедия
  2. Нагарджуна — Нагарджуна (инд. философ) Орфографический словарь. Одно Н или два?
  3. нагарджуна — (Санскр.) Архат, отшельник (уроженец Западной Индии), обращенный в Буддизм Капималой, четырнадцатый Патриарх, теперь считается Бодхисаттвой-Нираманакайей. Теософский словарь
  4. НАГАРДЖУНА — НАГАРДЖУНА — древнеиндийский философ (ок. 2 в.) — основатель мадхьямики. Главное сочинение — "Мадхьямика-карика", или "Мадхьямика-сутра". Большой энциклопедический словарь
  5. Нагарджуна — Нагарджуна древнеиндийский философ около II в., основатель буддийской школы мадхьямика. Назвал своё учение «срединным путём» в согласии с определяющим понятием раннего буддизма. Большая биографическая энциклопедия
  6. НАГАРДЖУНА — НАГАРДЖУНА (2 в. н.э.) — индийский мыслитель, основоположник буддийской философской школы мадхьями-ка, «учения о срединности», представитель школы махаяны. В буддизме Н. является Архатом, 14-м Патриархом и считается Бодхисаттвой. Новейший философский словарь