Ода

I

О́да

Нобунага (1534—1582) японский полководец, первый из объединителей (О. Хидэёси Тоётоми Иэясу Токугава) страны. Был главой небольшого княжества в провинции Овари (центр. часть о. Хонсю). В 1558 начал борьбу с соседними феодальными князьями. В 1568 вступил в г. Киото, являвшийся резиденцией сёгунов и официальной столицей Японии. В 1573 низложил последнего сёгуна из дома Асикага. К 1582 объединил под своей властью не менее трети страны. Боролся с буддийским духовенством, выступавшим против централизации государства и действовавшим в союзе с враждебными князьями. С 1570 вёл кровопролитную борьбу во многих провинциях с сектой икко, под знаменем которой выступали широкие народные массы (т. н. икко-икки — восстания секты икко). С целью укрепления феодальных порядков О. начал кадровую перепись земель, уничтожил внутренние заставы, учредил единую денежную единицу, вёл строительство дорог. Был убит одним из своих ближайших сподвижников Мицухидэ Акэти.

Лит.: Жуков Е М История Японии М., 1939 гл. 3 § 1. Очерки новой истории Японии, М., 1958, с. 11—25; Personality in Japanese history, Berk, 1970.

II

О́да (от греч. ōdē — песня)

жанр лирической поэзии и музыки. В античности слово «О.» сначала не имело терминелогического значения, затем стало обозначать преимущественно написанную строфами лирическую хоровую песню торжественного, приподнятого, морализирующего характера (особенно песни Пиндара). В эпоху Возрождения и барокко (16—17 вв.) термин «О.» вошёл в употребление для обозначения патетически высокой лирики, ориентирующейся на античные образцы, прежде всего на Пиндара, отчасти на Горация (См. Гораций) (П. Ронсар во Франции, Г. Кьябрера в Италии, А. Коули и Дж. Драйден в Англии, Г. Р. Векерлин в Германии). В эпоху Классицизма (17—18 вв.) О. была канонизована как ведущий жанр высокой лирики (Ф. Малерб, Вольтер, Ж. Б. Руссо, Э. Лебрен — Франция). Метрика и строфика её упростились, композиционные приёмы регламентировались («тихий» или «стремительный» приступ, наличие отступлений, дозволенный «лирический беспорядок»), выделились О. духовные, торжественные («пиндарические»), нравоучительные («горацианские»), любовные («анакреонтические»). В русскую поэзию О. входит впервые у В. К. Тредиаковского (1734). Здесь борются две тенденции, одна — более близкая традиции барокко (требование «восторга») М. В. Ломоносов, В. П. Петров), другая — рационалистическая — близкая просветительству (требование «естественности» — А. П. Сумароков, М. М. Херасков). В эпоху предромантизма (конец 18 в.) жанровые признаки О. «расшатываются» (поэзия Г. Р. Державина), учащаются попытки имитации античных форм (Ф. Клопшток, Ф. Гёльдерлин — Германия). В эпоху романтизма слово «О.» уже применяется по отношению к стихотворению без канонических жанровых примет («оды» П. Б. Шелли, Дж. Китса, А. Ламартина, В. Гюго, А. Мандзони и др.); в России оно тесно связано с традицией гражданской поэзии («Вольность» А. Н. Радищева, «Гражданское мужество» К. Ф. Рылеева). В 19—20 вв. жанровая система в лирике размывается и понятие О. выходит из употребления, появляясь в поэзии лишь эпизодически («Ода революции» В. В. Маяковского).

С 17 в. в западно-европейских странах термин «О.» стал обозначать и вокально-инструментальное музыкальное произведение, написанное для придворных праздников, в честь какого-либо события или знатного лица. В Англии такие произведения были близки кантате (См. Кантата) (Г. Пёрселл, Г. Ф. Гендель и др.), в Германии наряду с кантатоподобными О. (И. С. Бах. «Траурная ода»; Л. Бетховен, финал 9-й симфонии) создавались и О. в виде песен с сопровождением. В последующее время возникали О. для самых различных составов, в том числе и чисто инструментальные; среди их авторов — Л. Керубини, Ф. Давид, Ф. Лист, Ж. Бизе, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев («Ода на окончание войны» для 8 арф, 4 флейт, контрабасов, духовых и ударных инструментов, 1945).

М. Л. Гаспаров (О. в поэзии).

III

О́да (Oda)

город на Ю. Ганы, в Восточной области 40,7 тыс. жителей (1970). Ж-д. станция. Деревообрабатывающая промышленность.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Ода — АНТИЧНАЯ ОДА. — В древности термин «ода» (греч. ōdē, латин. ode, oda) не определял собой какого-либо поэтического жанра, обозначая вообще «песню», «стихотворение». Литературная энциклопедия
  2. ода — -ы, ж. Стихотворение в торжественном, приподнятом тоне в честь какого-л. значительного события или лица. Надо заметить, что ода, этот средний род между гимном или дифирамбом и песнею, тоже мало свойствен нашему времени. Малый академический словарь
  3. ОДА — Нобунага (1534-82) — япон. феод. полководец, первый из объединителей (О., Хидэёси Тоётоми, Иэясу Токугава) страны. Сын владельца небольшого кн-ва в пров. Овари (центр. часть о-ва Хонсю). Отличался буйным, необузданным и жестоким характером. Советская историческая энциклопедия
  4. Ода — (от греч. oda — песня) — в Др. Греции пение, общее обозначение всего исполнявшегося певческими голосами, позднее лирич. хор. песня торжественного, приподнятого, морализующего характера (Симонид Кеосский, Бакхилид и Пиндар). Музыкальная энциклопедия
  5. ода — О́д/а. Морфемно-орфографический словарь
  6. ода — орф. ода, -ы Орфографический словарь Лопатина
  7. ода — ОДА ы, ж. ode f. <�лат. ode <�гр. 1. Стихотворение в торжественном, приподнятом тоне в честь какого-л. значительного события или лица. МАС-2. Ода — это средний род между гимном или дифирамбом и песнею, тоже мало свойствен нашему времени. Словарь галлицизмов русского языка
  8. Ода — ОДА (от греч. 'ωδή=песня) — лирическое произведение, посвященное изображению крупных исторических событий или лиц, говорящее о значительных темах религиозно-философского содержания, насыщенное торжественным тоном, патетическим воодушевлением автора... Словарь литературных терминов
  9. ода — см. >> песнь, хвала Петь оды в чью-л. честь Словарь синонимов Абрамова
  10. Ода — • Ode, ὠδή, ᾆσμα песнь, произведение лирической поэзии, занимающая середину между гимном и собственно песней; римляне называли carmen; ср. Lyrici, Лирики. Словарь классических древностей
  11. ода — ОДА -ы; ж. [греч. ōdē — песня] 1. Лит. Стихотворение в торжественном, приподнятом тоне в честь какого-л. значительного события или лица. Торжественная о. Русская классическая о. О. Радищева "Вольность". Толковый словарь Кузнецова
  12. ода — ОДА ж. торжественное песенное (лирическое) стихотворенье, воспевающее славу, хвалу, величие, победу и пр. Толковый словарь Даля
  13. ода — ОДА, ы, ж. Торжественное стихотворение, посвящённое какому-н. историческому событию или герою. Хвалебная о. Оды Ломоносова. | прил. одический, ая, ое. О. жанр. Толковый словарь Ожегова
  14. ода — Оды, ж. [греч. oda] (лит.) Торжественное лирическое стихотворение, преимущественно классического стиля, воспевающее какие-н. события исторического значения или героя и его деяния. Большой словарь иностранных слов
  15. ода — ’ОДА, оды, ·жен. (·греч. oda) (лит.) Торжественное лирическое стихотворение, преим. классического стиля, воспевающее какие-нибудь события исторического значения или героя и его деяния. Ложно-классическая ода 18 века. «Владимир и писал бы оды, да Ольга не читала их.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова
  16. Ода — (от греч. ώδή, сокращение от άοιδή, песнь) — принадлежит к роду так называемой хоровой лирики, развившейся преимущественно у дорийцев. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  17. ОДА — ОДА (от греч. ode — песня) — жанр лирической поэзии и музыки; торжественные, патетические, прославляющие произведения. Как хоровая песня ода возникла в античности (Пиндар); в 16-18 вв. жанр высокой лирики (напр., Вольтер, Г. Р. Державин). С... Большой энциклопедический словарь
  18. Ода — (греч. ode) – торжественная песнь, воспевающая какое-либо событие исторического значения или героя и его деяния. Словарь по культурологии
  19. ода — ода ж. 1. Один из жанров лирики, представляющий собою торжественное стихотворение, посвященное какому-либо событию или герою. || Отдельное произведение такого жанра. 2. Вокальное или симфоническое произведение торжественного характера, посвященное какому-либо значительному событию или подвигу. Толковый словарь Ефремовой