Шишкин

I

Ши́шкин

Борис Константинович [7 (19).4.1886, Кукарка, ныне Советск Кировской обл., — 21.3.1963, Ленинград], советский ботаник, член-корреспондент АН СССР (1943). Окончил медицинский факультет Томского университета (1911), в 1913—15 преподавал там же. В 1915—18 военный врач. В 1918—25 заведующий отделом ботаники Кавказского музея, в 1925—30 профессор Томского университета, с 1930 сотрудник Ботанического института АН СССР (в 1938—49 директор), одновременно профессор Ленинградского университета (1945—58). Вице-президент Всесоюзного ботанического общества (1946—63). Основные труды по систематике цветковых растений (семейства гвоздичных, зонтичных, сложноцветных) и ботанической географии (Сибирь, Закавказье). Организатор и редактор многих коллективных работ («Флора СССР», «Флора БССР», «Флора Ленинградской области», «Флора Туркмении» и др.). Государственная премия СССР (1952). Награжден орденом Ленина и 2 другими орденами.

Лит.: Яковлев М. С., Смирнов Л. А., Потери науки. Борис Константинович Шишкин, «Ботанический журнал», 1963, т. 48, № 5; Лебедев Д. В., Список печатных работ член-корр. АН СССР Б. К. Шишкина, «Советская ботаника», 1946, т. 14, № 5; Победимова Е. Г., Дополнительный список печатных работ член-корр. АН СССР Б. К. Шишкина, «Бюл. Московского общества испытателей природы. Отд. биологии», 1967, т, 72, в. 2.

II

Ши́шкин

Василий Афанасьевич [29.12.1893 (10.1.1894), с. Скопсино, ныне Халтуринского района Кировской области, — 18.10. 1966, Самарканд], советский археолог и востоковед, член-корреспондент АН Узбекской ССР (1966). Археологические раскопки вёл в Средней Азии (Улугбека обсерватория, Варахша, Афрасиаб).

Лит.: В. А. Шишкин как учёный-археолог и общественный деятель, в кн.: История материальной культуры Узбекистана, в. 6, Таш., 1965 (список научных трудов Ш.).

III

Ши́шкин

Иван Иванович [13(25).1. 1832, Елабуга, ныне Татарской АССР, — 8(20). 3.1898, Петербург], русский живописец, один из крупнейших мастеров реалистической пейзажной живописи. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1852—56) у А. Н. Мокрицкого и в петербургской АХ (1856—65) у С. М. Воробьёва (в 1862—65 пенсионер АХ в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе). Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894—95) петербургской АХ. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (см. Передвижники). В начале своего творчества Ш. следовал традиции романтического пейзажа середины 19 в. («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства); в 1860-e гг. он преодолевает условность колорита и световых эффектов и обращается к возможно более объективному изображению русского лесного пейзажа, ставшего главной темой его творчества. Стремясь к точной передаче бесконечного разнообразия форм растительного мира, Ш. от описательности и детализации пейзажного мотива («Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея, Москва) переходит к созданию целостных образов русской природы, композиционными средствами раскрывая идею величия и красоты родной земли, своеобразия её лесов и полей («Рожь», 1878; «Лесные дали», 1884, — обе в Третьяковской галерее, Москва). Постоянно работая над этюдами с натуры, Ш. совершенствует светотеневое решение картин, добивается живописно-тонального единства, иногда обращаясь к мотивам изменчивого состояния природы («Сосны, освещенные солнцем», 1886, Третьяковская галерея, Москва). Он раскрывает типически-выразительные и поэтические черты русского ландшафта, вводя в пейзаж жанрово-повествовательные элементы [«Утро в сосновом лесу», 1889 (медведи написаны К. А. Савицким), Третьяковская галерея, Москва; «Среди долины ровныя...», 1883, «Дубовая роща», 1887, — обе в Киевском музее русского искусства]. Ш. создал монументальные и жизнеутверждающие образы родной природы, созвучные демократическим идеям исторического бытового и портретного жанра передвижников, а в лучших произведениях поднялся до широкого обобщения, воспевая национальный пейзаж героического характера («Корабельная роща», 1898, Русский музей, Ленинград).

Пристально изучая натуру, Ш. много внимания уделял рисунку; офорты Ш., по содержанию и стилистически близкие его живописи, способствовали возрождению этого вида графики в России. Реалистические пейзажи Ш., ставшие широко популярными, сыграли важную роль в борьбе за народный характер русской культуры в 1870—90-е гг.

Лит.: Пикулев И. И., И. И. Шишкин, М., 1955; Рисунки И. И. Шишкина. [Альбом], текст А. Н. Савинова, М., 1960.

Шишкин

И. И. Шишкин. Автопортрет. Офорт. 1886.

Шишкин. Рис. 2

Шишкин И. И. «Пасека». 1882.

Шишкин. Рис. 3

Шишкин И. И. «Утро в сосновом лесу». 1889. Третьяковская галерея. Москва.

Шишкин. Рис. 4

Шишкин И. И. «На реке после дождя». Офорт. 1887. Третьяковская галерея. Москва.

Шишкин. Рис. 5

Шишкин И. И. «На севере диком...». 1891. Киевский музей русского искусства.

Шишкин. Рис. 6

Шишкин И. И. «Сосновый бор». 1872. Третьяковская галерея. Москва.

Шишкин. Рис. 7

Шишкин И. И. «Срубленный дуб. В Беловежской пуще». Этюд. 1892. Ярославский художественный музей.

Шишкин. Рис. 8

И. И. Шишкин. «Лесные дали». 1884. Третьяковская галерея, Москва.

Шишкин. Рис. 9

И. И. Шишкин. «Полдень. В окрестностях Москвы». 1869. Третьяковская галерея. Москва.

Шишкин. Рис. 10

Шишкин И. И. «Рожь». 1878. Третьяковская галерея. Москва.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ШИШКИН — Василий Афанасьевич (29.XII.1893 (10.I.1894) — 18.Х.1966) — советский археолог и востоковед; д-р исторических наук (1961), чл.-корр. АН Узб. ССР (1966), зав. сектором археологии Ин-та истории и археологии АН Узб. ССР (с 1943). Археол. Советская историческая энциклопедия
  2. ШИШКИН — • Отчество от нецерковного имени Шишка, часто встречающегося до конца XVII в., позже — распространенное прозвище. Прямое значение нарицательного шишка известно; в смысле личного имени Шишка в нашем сознании непременно связывается с человеком важным... Словарь русских фамилий