Успенский

I

Успе́нский

Виктор Александрович [19(31).8.1879, Калуга, – 9.10.1949, Ташкент], советский музыкант-этнограф и композитор, народный артист Туркменской ССР (1929) и Узбекской ССР (1937), доктор искусствоведения (1943). В 1913 окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции у А. К. Лядова. Работал в Ташкенте. В 1919 один из организаторов и преподавателей народной консерватории, с 1932 научный сотрудник Научно-исследовательского института искусствознания, с 1934 профессор Высшей музыкальной школы (с 1936 – консерватории). Руководитель трёх фольклорных экспедиций в Туркмении (1925–1929) и первой – в Ферганской долине (1931). Среди работ – статьи и записи образцов узб. и туркм. народной музыки – «Шашмаком» (1924), «Классическая музыка узбеков» (1927), «Туркменская музыка» (1928, совместно с В. М. Беляевым). Произведения У. на народные темы (в т. ч. «Четыре мелодии народов Средней Азии» для симфонического оркестра, 1934) и его музыкальная драма «Фархад и Ширин» (по поэме А. Навои, пост. 1936) способствовали развитию крупных профессиональных форм узбекской музыки. Награжден орденом «Знак Почёта».

II

Успе́нский

Глеб Иванович [13(25).10.1843, Тула, – 24.3(6.4).1902, Петербург], русский писатель. Родился в семье чиновника. Учился в Петербургском (1861) и Московском (1862–63) университетах, которые не окончил из-за недостатка средств. Начал печататься в 1862 (в журнале Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» и журнал «Зритель») и вскоре стал видным представителем демократической литературы 60-х гг. В 1864–65 сотрудничал в журнале «Русское слово», в 1865–66 – в некрасовском «Современнике». Главные темы У. в это время – жизнь и быт мелких чиновников и городской бедноты. В очерках «Нравы Растеряевой улицы» (1866) разносторонне запечатлены картины жизни тульских ремесленников и рабочих, уродливый быт чиновников, мещан, буржуазных дельцов. В 1868 У. становится одним из основных сотрудников «Отечественных записок» (См. Отечественные записки), литературным соратником Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина. В цикле повестей «Разоренье» (1869–71) с глубоким проникновением в психологию представлены образы рабочих, идейные искания интеллигентов-разночинцев.

В 70-е гг. У. совершил поездки за границу, сблизился с деятелями революционного народничества (См. Народничество) (С. М. Степняк-Кравчинский, Г. А. Лопатин, Д. А. Клеменц, П. Л. Лавров). Впечатления от рус. и зарубежной социальной действительности, общение с кругами революционно настроенной интеллигенции, обострившийся интерес к пореформенной деревне нашли отражение в очерках и рассказах «Книжка чеков», «Больная совесть», «Не воскрес» и др., вошедших затем в цикл «Новые времена, новые заботы». С 1873 и до болезни (начало 90-х гг.) У. находился под негласным надзором полиции.

С конца 70-х гг. центральной темой творчества У. становится пореформенная деревня: циклы очерков и рассказов «Из деревенского дневника» (1877–80), «Крестьянин и крестьянский труд» (1880), «Власть земли» (1882), «Кой про что» (1886–87) и др., в которых он пишет о разорении крестьян-тружеников, росте кулачества, разложении крестьянской общины. Во многом сочувствуя революционерам-народникам, У. вместе с тем своими правдивыми произведениями о деревне, по определению Г. В. Плеханова, «... подписал смертный приговор народничеству и всем „программам» и планам практической деятельности, хоть отчасти с ним связанным» (Избр. филос. произв., т. 5, 1958, с. 71). В 80-е гг. У. создаёт циклы очерков и рассказов о духовных исканиях русской интеллигенции в период реакции: «Без определённых занятий» (1881), «Волей-неволей» (1884) и др. Взгляды писателя на нравственное предназначение искусства нашли яркое отражение в очерке «Выпрямила» (1885). Произведения о народной жизни в последний период творчества – «Живые цифры» (1888), «Поездки к переселенцам» (1888–89) и др. Реалистический художественный метод У. характеризуется сочетанием кропотливого исследования, страстной публицистичности с яркой образностью, богатством речевых характеристик, мастерством диалога, тонким юмором.

Тяжёлая душевная болезнь в начале 90-х гг. оборвала литературную деятельность У. На его смерть откликнулась редакционной статьей ленинская «Искра» (1902, 1 мая). В. И. Ленин ценил в творчестве У. «... превосходное знание крестьянства», «... громадный артистический талант, проникающий до самой сути явлений...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 263). Творчество У. высоко ценили И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, М. Горький. Оно оказало влияние на формирование некоторых сов. писателей.

Соч.: Соч. [Вступ. ст. Н. К. Михайловского], т. 1–3, СПБ, 1889–91; Полн. собр. соч., т. 1–14, М. – Л., 1940–54; Собр. соч., [Вступ. ст. В. П. Друзина и Н. И. Соколова], т. 1–9, М., 1955–57.

Лит.: Аптекман О. В., Глеб Успенский, М., 1922; Чешихин-Ветринский В., Г. И. Успенский. Биографический очерк, М., 1929; Глинка-Волжский А. С. (сост.), Глеб Успенский в жизни. (По воспоминаниям, переписке и документам), М. – Л., 1935; Глеб Успенский. Материалы и исследования, т. 1, М. – Л., 1938; Глеб Успенский, М., 1939 («Летописи Гос. лит. музея», кн. 4); Пруцков Н. И., Творческий путь Глеба Успенского, М. – Л., 1958; его же, Глеб Успенский, Л., 1971; Соколов Н. И., Мастерство Г. И. Успенского, Л., 1958; его же, Г. И. Успенский. Жизнь и творчество, Л., 1968; Г. И. Успенский в русской критике. [Вступ. ст. Н. И. Соколова], М. – Л., 1961; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. – Л., 1962.

Н. И. Соколов.

Успенский

Г. И. Успенский.

III

Успе́нский

Евгений Евгеньевич [21.7.1889, Москва, – 2.1.1945], советский микробиолог. По окончании Московского университета (1912) преподавал в нём на кафедре физиологии растений (с 1922 профессор). Заведовал организованной по его инициативе кафедрой микробиологии МГУ (1925–38) и отделами в институте удобрений ВСНХ (1919–32), Биологическом институте им. К. А. Тимирязева (1922–36), институте физиологии растений АН СССР (1936–38). Основные труды в области почвенной и водной микробиологии. Работал над проблемами энергетики жизненных процессов и влияния экологических факторов на морфологию и физиологию микроорганизмов, биологической очистки воды. Создал физиологическое направление в Отечественной микробиологии. Основал журнал «Микробиология» и был его главным редактором (1932–38).

Соч.: Физико-химические условия среды как основа микробиологических процессов, М., 1963.

Лит.: Кузнецов С. И., Евгений Евгеньевич Успенский, в кн.: Успенский Е. Е., Физико-химические условия среды как основа микробиологических процессов, М., 1963.

Я. А. Парнес.

IV

Успе́нский

Константин Николаевич [1874 – 14(27).5.1917], русский историк-византинист. С 1910 приват-доцент Московского университета. Основной труд – «Очерки по истории Византии» (ч. 1, 1917). Отрицал закономерности исторических явлений, фактически придерживался теории извечности феодализма. Особенностью визант. феодализма считал «монастырский феодализм». У. первым изучил всю совокупность источников по иконоборчеству (См. Иконоборчество), сущностью которого считал борьбу против монастырского землевладения. Значителен его вклад в исследование византийской экскуссии (См. Экскуссия) (которую отождествлял с зап.-европ. иммунитетом). Выступал против распространённой в 19 в. общинной теории (См. Общинная теория), утверждая, что «...„общинный строй»... ирреален» (см.»Очерки...», ч. 1, М., 1917, с. 162); отрицал какое бы то ни было слав. влияние на складывание византийской общины.

Лит.: Удальцова З. В., Византиноведение, в кн.: Очерки истории исторической науки в СССР, т. 3, М., 1963, гл. 9; Сюзюмов М. Я., Основные направления историографии истории Византии..., в сборнике: Византийский временник, т. 22, М., 1963.

М. Я. Сюзюмов.

V

Успе́нский

Лев Васильевич [р. 27.1(8.2).1900, Петербург], русский советский писатель. Участник Гражданской войны 1918–20 и Великой Отечественной войны 1941–45. Опубликовал романы «Запах лимона» (1928, совместно с Л. Л. Рубиновым), «Пулковский меридиан» (1939), «60-я параллель» (1955, оба совместно с Г. Н. Караевым), книги по истории Ленинграда, переработки для детей мифов Древней Греции, очерки об археологии и др. Наибольшую известность получили научно-художественные книги У. по занимательному языкознанию: «Слово о словах» (1954), «Ты и твоё имя» (1960), «Имя дома твоего» (1967), «Загадки топонимики» (1969) и др., адресованные преимущественно юному читателю. Выступает как публицист и переводчик. Награжден 2 орденами, а также медалями.

Соч.: Повести и рассказы, Л., 1965; Записки старого петербуржца, Л., 1970.

Лит.: Наркевич А., Лев Успенский, «Детская литература», 1968, № 11; Банк Н., Л. В. Успенский. Критико-биографический очерк, Л., 1969.

VI

Успе́нский

Николай Васильевич [май 1837, с. Ступино, ныне Ефремовского района Тульской обл., – 21.10(2.11).1889, Москва], русский писатель. Родился в семье сельского священника. Учился в Петербургской медико-хирургической академии, затем на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Первые два очерка «Из простонародного быта» опубликовал в 1857 в журнале «Сын отечества». В 1861 У. – постоянный сотрудник журнала «Современник», после разрыва с которым преподавал рус. язык и словесность в Яснополянской школе (1862), в уездных училищах и гимназиях. С середине 70-х гг. вёл бродяжническую жизнь; покончил жизнь самоубийством.

В своих рассказах и очерках изображал нищету и бесправие народных масс, в особенности крестьян. У. первым в рус. литературе резко критически отметил их духовную неразвитость и рутинность мышления («Старуха», «На пути», «Змей», «Хорошее житьё», «Обоз», «Колдунья»). Эту черту творчества У. одобрительно оценил в 1861 как «... правду без всяких прикрас» Н. Г. Чернышевский в ст. «Не начало ли перемены?» (Собр. соч., т. 7, 1950, с. 856). Обличительные тенденции характерны также для пореформенных очерков У. о деревне, о земских учреждениях, о духовенстве, о судьбах разночинной интеллигенции («Юрская формация», «Следствие», «Федор Петрович», «Егорка-пастух», «В земской управе»). Трезвый реализм У. не был поддержан народнической критикой, что способствовало углублению его творческого кризиса и прекращению литературной деятельности в последние годы жизни.

Соч.: Соч., т. 1–4, М., 1883; Собр. соч. [Вступ. ст. и примеч. К, Чуковского], М. – Л., 1931; Повести, рассказы и очерки. [Вступ. ст. Е. Покусаева], М., 1957.

Лит.: Достоевский ф. М., Рассказы Н. В. Успенского, Полн. собр. худож. произв., т. 13, М. – Л., 1930; Чуковский К., Жизнь и творчество Николая Успенского, в его кн.: Люди и книги, М., 1960; Бунин И. А., К будущей биографии Н. В. Успенского, Собр. соч., т. 9, М., 1967.

VII

Успе́нский

Федор Иванович [7(19).2.1845, Горки Галичского уезда Костромской губернии, – 10.9.1928, Ленинград], русский историк, академик АН СССР (1900). Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, в 1874 получил степень магистра. В 1874–94 преподавал в Новороссийском университете (в Одессе); с 1879 профессор. В 1894–1914 директор основанного им Рус. археологического института в Константинополе. В 1915–28 редактор «Византийского временника». В 1922–27 читал курс лекций в Ленинградском университете. Основной труд У. – «История Византийской империи», базируется на огромном числе разнообразных источников (в т. ч. рукописных). Большое внимание уделял византийско-болгарским отношениям. У. высказывал мысль о влиянии на социально-экономическое развитие Византии общественного строя славян, принёсших с собой общинные порядки. По мнению У., почти на всём протяжении существования Византийской империи сохранялись свободное крестьянское землевладение и слав. община (которую он рассматривал как оплот монархии). Идеалистическое мировоззрение У. определяло его идейно-теоретические позиции: преувеличение значения церковных вопросов в истории, игнорирование классового характера государства и идеализацию византийской монархии, православной церкви, резко отрицательное отношение к классовой борьбе, панславистские тенденции.

В первое десятилетие Советской власти У. являлся главой русского византиноведения. По кардинальным вопросам аграрной и социальной истории он оставался, однако, на своих старых позициях. Из написанного У. после 1917 наиболее значительны исследования по истории Трапезундской империи, основанные на архивных материалах. Ценный вклад в византиноведение – публикация У. совместно с В. Н. Бенешевичем «Вазелонских актов» (1927).

Соч.: История Византийской империи, т. 1–3, СПБ – М. – Л., 1913–48; Очерки по истории византийской образованности, СПБ, 1891; Очерки из истории Трапезунтской империи, Л., 1929.

Лит.: Каптерев С. Н., Bibliographia Uspenskiana (1 – Хронологич. указатель трудов, 2 – литература о Ф. И. Успенском), «Византийский временник», 1947, т. 1 (26); Удальцова З., К вопросу об оценке трудов акад, Ф. И. Успенского, «Вопросы истории», 1949, № 6; её же, Византиноведение, в кн.: Очерки истории исторической науки в СССР, т. 2, М., 1960, с. 508–25, т. 3, М., 1963, с. 514-26, т. 4, М., 1966, с. 615–21.

З. В. Удальцова.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. успенский — -ая, -ое. прил. к успение (во 2 знач.). Успенский пост. Малый академический словарь
  2. УСПЕНСКИЙ — УСПЕНСКИЙ Петр Демьянович [5 (17) мая 1878, Москва – 2 октября 1947, Лин Плейс, Англия] – русский философ-мистик, психолог. Получил математическое образование в Московском университете. С юности стремился обрести отличное от обычного эзотерическое знание. Новая философская энциклопедия
  3. УСПЕНСКИЙ — 1. Константин Николаевич (1874 — 14(27).V.1917) — рус. историк-византинист. С 1910 — приват-доцент Моск. ун-та. Его гл. труд — "Очерки по истории Византии" (ч. 1, М., 1917). На ист. концепции У. сказался идеологич. разброд в среде рус. Советская историческая энциклопедия
  4. успенский — орф. успенский (к Успение) Орфографический словарь Лопатина
  5. успенский — Успе́н/ск/ий. Морфемно-орфографический словарь
  6. УСПЕНСКИЙ — • Фамилия возникла у духовенства: так именовали священника или дьякона, служащих в церкви Успенья Богородицы. • Семинарская фамилия. По названию церквей, посвященных дню Успения (то есть смерти) богородицы. (Ф). Словарь русских фамилий
  7. успенский — УСП’ЕНСКИЙ, успенская, успенское (церк.). прил. к успение во 2 ·знач. Успенский пост. Толковый словарь Ушакова
  8. Успенский — Эта известная русская фамилия восходит к распространенному названию Успенское — так называли поселки вблизи церкви Успения (то есть кончины) Богородицы. Этимологический словарь Крылова
  9. успенский — См. усыплять Толковый словарь Даля
  10. успенский — успенский прил. 1. Относящийся к Успению успение I, связанный с ним. 2. Свойственный Успению успение I, характерный для него. 3. По времени приходящийся на успение I; Успеньев день. Толковый словарь Ефремовой