Веданта

Веда́нта

(санскр., буквально — конец, завершение Вед (См. Веды)

В наиболее общем смысле слова В. обозначает довольно неопределенную совокупность религиозно-философских идеалистических школ и учений в индийской философии, принимающих за основу концепцию атмана-брахмана, изложенную в религиозно-философских ведийских (прежде всего упанишадах (См. Упанишады)) и отчасти эпических (Рамаяне и Махабхарате, особенно в Бхагавадгите) текстах, а также в сутрах и позднейших комментариях. Понимаемая в этом смысле В. представляет собой наиболее распространённое, стойкое и консервативное идейное течение, существующее с древнейших времён в Индии, и включает в себя наряду с собственно В. пурва-мимансу, отчасти санкхью (См. Санкхья), некоторые средневековые шиваитские и вишнуитские учения (в частности, шайва-сиддханту), а также ряд неоиндуистских учений нового и новейшего времени (например, так называемую интегральную В. социально-религиозного реформатора Вивекананды (См. Вивекананда)). Основными философскими категориями В. являются: брахман (космическая душа), атман (индивидуальная душа), пуруша (абстрактное духовное начало), пракрити (абстрактное материальное начало, природа), артха (смысл, значение, цель, ценность), джняна (знание), авастха (психическое состояние) и Майя (иллюзия). Школы, направления и учения в В. различаются в зависимости от того, какие из этих категорий полагаются основными и в каких отношениях мыслятся друг к другу; однако высшее, единое духовное начало признаётся первичным во всех вариантах В. Общим для всех течений В. является также Йога, принимаемая в качестве основного практического средства достижения высших психических состояний, то есть освобождения, отрешённости от мира.

Собственно В., или уттара-миманса, называемая ещё брахма-миманса, в своих философских предпосылках исходит из «Веданта-сутры» (или «Брахма-сутры»), которая приписывается мудрецу Бадараяне (ок. 4—3 вв. до н. э.). Согласно В., высшей реальностью является брахман, а пуруша и пракрити суть его модификации. Брахман не сотворён, вечен, бескачествен, причина всей Вселенной; он же является и первичным материалом для мира. Атман посредством знания брахмана (брахмавидья) приобщается к брахману, но не становится тождественным ему. Согласно учению индийского мудреца 7 в. н. э. Гаудапады, изложенному в «Гаудападия-карике» (комментарии на «Мандукья-упанишаду»), весь мир явлений иллюзорен (подобен майе), а его духовное, атманическое начало не раздвоено. Это учение, получившее название адвайт аведанта («веданта не двойственности»), нашло развитие у крупнейшего мыслителя Индии Шанкары (См. Шанкара) (8—9 вв.) в «концепции нереальности» (майявада), согласно которой полагается, что атман и брахман равно реальны, а мир опыта — нереален. Чертами атмана-брахмана являются чистое бытие, сознание и блаженство. В религиозном плане атман-брахман тождествен богу Шиве (Ишваре). Майя как другое, симметричное начало Вселенной считалось Шанкарой вечным. Шанкара полагал, что само понятие реальности не имеет смысла в отношении эмпирической действительности. Индивидуальная душа может находиться в одном из четырёх состояний психики (бодрствование, сон, глубокий сон, запредельное состояние) и, с точки зрения всякого последующего состояния, то, что переживалось в предыдущем, — нереально, иллюзорно. Следующей важнейшей модификацией В. явилась вишиштадвайта, принадлежавшая крупнейшему авторитету В.— Раманудже (11—12 вв.). Согласно этой концепции, через постижение брахмана познаются все вещи. Основным орудием познания служит не разум, а божественная интуиция; но уже постигнутая интуицией истина, чтобы войти в состав теории, должна быть организована и апробирована интеллектом. Брахман как конечная реальность недвойствен (адвайта), но можно установить различия (вишишта) в проявлениях как его сущности, так и атрибутов. В отличие от майявады, концепция Рамануджи была основана на том, что и материальные тела, и индивидуальные души имеют своё реальное существование, хотя существование брахмана обладает бесконечно большей реальностью. Так же как индивидуальная душа полагается атманической сущностью («Я») тела, так брахман полагается «Я» всего сущего (с которым отождествлялся бог Вишну).

Др. крупнейшими представителями средневековой В. были Мадхва (9 в.), Бхаскара (10 в.), Ядавапракаша (11 в.), Ведантадешика (13 в.). Около 12 в. южно-индийских В. разделяется на два направления: северное (вадакалей) и южное (тенкалей), но это разделение затронуло по преимуществу вишнуитские школы. В. развивалась в постоянной борьбе сначала со школами Буддизма, отрицающими необходимость философских учений о бытии (особенно школа Нагарджуны (См. Нагарджуна)), а затем с логической школой ньяей (См. Ньяя) и др. направлениями.

В новое и новейшее время к В. в той или иной степени можно отнести концепции Раммохан Рая, Рамакришны (См. Рамакришна), А. Гхоша, С. Радхакришнана и др.

Лит.: Мюллер М., Шесть систем индийской философии, М., 1901; Чаттерджи С. и Датта Д., Введение в индийскую философию, пер. с англ., М., 1955; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; Идеологические течения современной Индии. [Сб. ст.], М., 1965; Deussen P., Das System derVedânta...,2Aufl.. Lpz., 1906; Badarajana, Brahmasutras, pt 1—2, Calc., 1926; Cultural heritage of India, 2 ed., v. 3, Calc., 1954; The Vedânta-Sútras. With the comment, by Sankaracharya. Transi. by G. Thibault, pt 1—3, Delhia. o.], [1966—681.]

А. М. Пятигорский.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ВЕДАНТА — ВЕДАНТА (санскр. vedānta, букв. – «конец Вед», т.е. их итог и завершение; по другой трактовке – учение, опирающееся на заключительные части Вед [ВЕДЫ] – Упанишады) – наиболее влиятельное направление индийской религиозно-философской мысли... Новая философская энциклопедия
  2. ВЕДАНТА — (букв, завершение Вед) — одна из ортодоксальных даршан; в сущности, родовое название целого ряда традиций философско-религ. мысли, объединяемых темой и предметом, отчасти — основополагающими текстами, к к-рым писался комментарий... Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
  3. веданта — орф. веданта, -ы Орфографический словарь Лопатина
  4. Веданта — (лит.) конец Вед; Упанишады; школа индийской мысли (первоначально основанная на Упанишадах), содержащая доктрину чистого недуализма или условного недуализма; (оригинальным текстом этой школы является Веданта Даршана или Уттара-Мимамса или Брахма-Сутра, составленная мудрецом Вьясой). Йога и веданта. Словарь терминов
  5. веданта — ВЕДАНТА -ы; ж. Религиозно-философское учение в Индии, проповедующее единение человеческой души с Богом, с мировым духом. Толковый словарь Кузнецова
  6. веданта — [< санскр. конец Вед] – религиозно-философское учение индусов, проповедующее единение человеческой души с божеством (Брамой), “мировой душой” Большой словарь иностранных слов
  7. веданта — веданта ж. Наиболее распространённая индийская религиозно-философская система, основанная на трактовке священных текстов индуизма, состоящая из нескольких школ, неодинаково трактующих соотношение Бога и мира, Бога и человеческой души. Толковый словарь Ефремовой
  8. веданта — (Санскр.) Мистическая философская система, которая выросла из усилий многих поколений мудрецов истолковать Теософский словарь
  9. ВЕДАНТА — ВЕДАНТА (санскр., букв. — конец вед) — наиболее распространенное индийское религиозно-философское течение; к веданте в широком смысле относятся собственно веданта, пурва-миманса, некоторые учения вишнуизма и шиваизма, а также неоиндуизма. Большой энциклопедический словарь
  10. Веданта — Одна из шести главных школ индийской философии. Слово ved-anta значит конец Вед. Первоначально это название относилось к трактатам философского и мистического содержания, помещавшимся в конце Вед... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона