фотография

Первые «странствующие дагеротиписты» появились в Москве в конце 1839. Они арендовали помещения в самых модных и многолюдных торговых районах Москвы (улица Петровка, Тверская улица, улица Кузнецкий мост). На Петровке, в Салтыковском переулке (дом Оливье), работали А. Давиньон и «Михаил Покарт и компания», в Газетном переулке (дом Рейхарда) — П. Бауммергер и Винтергалтер (1843), А. Блюменталь (1845—48), Э. Мюкке (1848—50), А. Бергнер (1851 — 1853), на Рождественке (дом Засецкого) — Г. Венингер (1845—46) и братья Блюменталь (1846—47). Для привлечения публики фотографы выставляли свои произведения в витринах магазинов И. Дациаро (улица Кузнецкий мост), «Magasin de Paris» (угол Петровки и Газетного переулка). Разрешение на переоборудование помещений под «светёлку для дагеротипных работ», а позднее и для фотографических заведений (стеклянная крыша и стена) давал Архитектурный отдел Комиссии для строений в Москве. В конце 1840-х — начале 1850-х гг. в Москве действовали 10 мастерских («салоны», «залы», «галереи», «заведения» для «снятия» портретов М. Абади, К.А. Бергнера, А.Г. Блюменталя, Ф. Мебиуса, И.И. Пейшеса и др.). Рост числа фотографических заведений происходил благодаря притоку русских мастеров (С. Давыдов, П.Ф. Симоненко, А.В. Звягин, В.А. Никитин, А. Белоусов, Н.А. Пашков, Д.А. Александров и др.). В ноябре 1862, чтобы устранить распространение карточек «безнравственного содержания», все фотографии Москвы и Московской губернии были взяты под надзор и подчинены общим правилам о типографиях и литографиях. В Москве надзор за фотографическими, литографическими и типографскими заведениями осуществляли три полицейских участка.

В 1840-х гг. «дагеротипные снаряды» иностранного производства можно было приобрести в магазине братьев К. и А. Бекерс (Кузнецкий мост), торгующем парфюмерией, сладостями, товарами «художественной промышленности». Фотографические аппараты, изготовленные англичанином В. Тальботом, предлагались в книжном магазине М.Ф. Смирдина (Театральная площадь), в магазине оптических инструментов Ф. Пристли (Тверская улица). В мае 1840 вниманию покупателей был предложен первый отечественный «дагеротипный автомат», сконструированный А.Ф. Грековым. В середине 1860-х гг. работали магазины Ф.Б. Швабе (с 1853, Кузнецкий мост, дом князя Гагарина), С.И. Кони (Кузнецкий мост, дом князя Гагарина), А.-Ф.П. Отто (с 1868, Мясницкая улица, дом Вятского архиерейского подворья; Рождественка, дом Вишневского). К 1917 в Москве было 38 магазинов фотопринадлежностей; только на Мясницкой улице располагались Торговый дом «Абачин и Орлов» (д. 20), магазины Акционерного общества Английско-русской фотокомпании (д. 24), «Браунштейн А.Н.» (д. 4), «Рюсов А.Я.» (д. 14), «Валентин А.Х.» (д. 33), «Висконти» (д. 21), «Зигель К. акционерное общество» (д. 38), «Титов М.Д.» (д. 38), «Франко-бельгийского общества Л. Геверт и Ко в Антверпене» (Московское отделение, д. 46), «В. Якобс» (д. 15). В 1882 в Москве существовала единственная столярно-механическая мастерская Н.К. Клячко по изготовлению и ремонту камер и фотопринадлежностей (Мясницкая часть, 1-й участок, дом Тарлецкого). В конце XIX в. фотопластины выпускали фабрики «Ирис» (с 1910-х гг. принадлежала И. Покорному; Новая Басманная улица, 6), «Вся Россия» К.И. Фреланда, «Победа» А.Н. Занковского (Новая Басманная улица, 6), А.Ф. Рейне (улица Кузнецкий мост, 13). В Москве имелось представительство Акционерного общества «Кодак» (улица Петровка, 15). В 1860—70-х гг. популярностью в Москве пользовались фотографы А. Бергнер, И.Г. Дьяговченко, М.М. Панов, М.Б. Тулинов, Г.В. Трунов и др. Создание московских крупных портретных мастерских (А.И. Эйхенвальд, Н.И. Настюков, Г.М. Овчаренко, ателье «Русская фотография» Н.М. Аласина, «Шерера, Набгольца и Ко», Карла Фишера) привело к постепенному сокращению их числа с 61 в 1881 до 36 в 1900. В крупных московских фотографиях начинали свой путь В.И. Улитин и М.А. Сахаров (работали у Фишера), Н.М. Петров и П.П. Павлов (в ателье «Шерера, Набгольца и Ко»); А.И. Трапани отвечал за специальную съёмку в «Доре».

Кроме портретной крупнейшие мастерские занимались видовой фотографией. Для производства городских съёмок необходимо было разрешение московского генерал-губернатора. Наиболее ранний сохранившийся фотографический снимок Москвы — «Панорама Замоскворечья из Кремля (1856)». В 1867 в ателье «Шерера, Набгольца и Ко» выполнен панорамный снимок «Вид Москвы с храма Христа Спасителя». В начале 1880-х гг. появились фотографические и фототипические издания с изображениями Москвы, позднее — фотоальбомы и открытки. В 1881 фотографы Мей, Дьяговченко, Ю. Мебиус участвовали в конкурсе на право съёмки видов Москвы для фототипических альбомов (изданы в 1882—91 А.Н. Найдёновым; в 14 альбомах собраны 680 видов города и отдельных зданий). В 1880—90 фототипическая мастерская-ателье «Шерера, Набгольца и Ко» выпустила альбомы: «Москва. Соборы, монастыри и церкви» (1882—83), «Виды фабрик и магазинов товарищества сыновей А.И. Абрикосова в 1888 г.»; «Виды Московских клиник и университета 1895 г.»; «Виды Петровской Академии в Москве» (1890-е гг.); «Москва. Souvenir de Moscou» (начало 1900-х гг.). Огромный фотографический материал был создан фотографами-профессионалами П.П. Павловым и А.А. Грибовым, фотографами-любителями Э.В. Готье-Дюфайе и А.А. Губаревым. В конце 1870-х гг. в Москве появились первые фоторепортажные снимки, выполненные профессиональными фотографами (Фишер, М.И. Митрейтер), сотрудниками газет и журналов (А.И. Савельев, Г.П. Гольштейн), любителями (А.К. Завадский). Основное внимание уделялось событиям, связанным с пребыванием в Москве императорской фамилии (коронационные торжества в 1896, М.И. Митрейтер и «J. Roussel & Sons»; открытие памятника императору Александру II в Кремле, П.П. Павлов; альбом «Посещение царской семьёй Москвы», Фишер), городской жизни (парады на Театральной площади, открытие памятника А.С. Пушкину, фотограф Грибов; торжественное открытие Музея изящных искусств в 1912, фотограф Фишер; народные гулянья на Красной площади; торги), значительным природным явлениям (альбом «Вид Москвы во время разлива реки Москвы 1879 года 10-го апреля, снятый с юго-восточной стороны», Н.И. Настюков; «Половодье в Москве 1895 года апреля 15—16—17», М.П. Волков; «Наводнение Москвы весной 1908 года», альбом М.И. Грибова; любительские снимки А.Д. Гринберга; «Ураган в Москве 1908», ателье Фишера). Декабрьское вооруженное восстание 1905 запечатлели Завадский (серия снимков для журнала «Искра»), А.И. Савельев (выполнил 150 негативов) и С. Гопвуд (представитель фирмы «Кодак» в Москве). Хроникальным снимкам отводилось значительное место в журналах «Огонёк», «Нива», «Родина», иллюстративном приложении к «Московскому листку».

Московские фотографы Н.М. Аласин, Тулинов экспонировали свои снимки в 1867 на Всемирной выставке в Париже. В 1889 в Историческом музее прошла первая Всероссийская фотографическая выставка. В 1894 основано Русское фотографическое общество в Москве (РФО), основной задачей которого была пропаганда фотографии как искусства. В 1896 в Москве одновременно работали «Московская фотографическая выставка» и I съезд русских деятелей по фотографии. В 1899 создано Московское художественно-фотографическое общество (МХФО, до 1917 — Театральная площадь, дом Шелапутина; председатель общества В.А. Бахрушин), основное внимание уделявшее развитию художественной фотографии. В 1902 РФО и МХФО организовали I Международную выставку, в которой участвовали фотографы Германии, Франции, Великобритании, Нидерландов, США, Канады. В 1903—07 в Москве действовало Русское общество любителей фотографии. В 1915 работники профессиональной портретной фотографии Москвы объединились в первое Всероссийское общество фотографов-практиков в Москве (ВОФ; с 1918 — первый Всероссийский союз фотографов-практиков в Москве). В 1912—16 в Москве работала первая творческая группа молодых фотографов-художников «Молодое искусство» (Трапани, Н. Мурзин, С.И. Саврасов).

В начале XX в. РФО, фотографы-краеведы, Московское археологическое общество приступили к созданию «документального фотопортрета» Москвы. Фотографам И.Ф. Барщевскому, Н.Н. Соболеву, Н.Н. Ушакову, А.А. Иванову-Терентьеву, П.П. Павлову и другим было поручено выполнить специальные съёмки Москвы и её исторических памятников. В 1909 Комиссия по изучению старой Москвы обратилась к фотографам-краеведам К.Н. Солодовникову, Т.Н. Бородину, Д.К. Тренёву, С.Н. Петухову, А.А. Губареву и др. с просьбой создать коллекцию снимков современной Москвы для будущего музея «Старая Москва». В январе — марте 1914 в помещении РФО на улице Кузнецкий мост состоялась выставка «Ушедшая и уходящая Москва». Во время первой мировой войны все съёмки в стратегически важных объектах были запрещены (сентябрь 1915).

После 1917 московские профессиональные портретные фотоателье рассматривались как предприятия мелкой кустарной промышленности и подлежали муниципализации. К концу 1918 московские фотографии перешли в ведение Моссовета. В 1919 профессиональные фотографы получили льготы, как и художники (они освобождались от личной трудовой повинности, а их павильоны и лаборатории — от вселения, фотографическое оборудование не реквизировалось). В 1919 московские фотографы вошли в московское отделение Союза работников искусств (РАБИС). Возобновили работу РФО (ноябрь 1921) и ВОФ (1922, Леонтьевский переулок, д. 33/6). Весной 1919 открылась первая государственная московская Специальная портретная фотография при ВЦИК (угол Тверской и Моховой улиц, 11/17; руководители: М.С. Наппельбаум, 1919—21, П.А. Оцуп, 1921—23), которая обслуживала съезды, конференции, государственные учреждения. В 1920 в Москве национализировали частные фотографические склады и магазины, фабрики фотопластинок различных фирм, в том числе «Кодак». В 1921—29 наряду с государственными и артельными (кооперативными) действовали частные фотоателье (73 в 1923, 10 в 1925, 32 в 1929). В Москве продолжали работать фотографы Грибов (Большая Лубянка, 18), Свищев (Кузнецкий мост, 5/5), Наппельбаум (с 1923, Петровка, 5), Сахаров (Кузнецкий мост, 4), Павлов (Петровка, 28/2). В 1926 в Москве учреждена первая в стране Ассоциация фоторепортёров при московском Доме печати, объединившая профессиональных фотографов. В 1920-х — начале 30-х гг. Москва — центр борьбы нескольких творческих групп. «Российское объединение пролетарских фотографов» (РОПФ, 1931—32; С.О. Фринлянд, А.С. Шайхет, Р.Л. Кармен, М.А. Озерский) выражало официальные позиции в вопросе о реализме в фотоискусстве; группа «Октябрь» (1930—32, Е.М. Лангман, А.М. Родченко, Б.В. Игнатович, В. Грюнталь, Д.Г. Дебабов) выступала за конструктивное размещение в кадре элементов композиции, так называемый приём «внутреннего монтажа». В 1932 были закрыты РФО и ВОФ. С июня 1931 павильонная портретная фотография частично перешла в ведение Фотокомбината при Москоопкульте (Московский союз потребительских обществ). В Москве действовали артели Мосгоркино, «Турист», «Фотомомент» (объединяла уличных фотографов), «Фотоювелир», «Фотоударник», «Фотоснимок». В 1934 был организован профсоюз кинофотоработников. В 1935 создан единый фотокомбинат (22 фотоателье). С ликвидацией (1960) системы промысловой кооперации большинство фотографий было присоединено к управлению бытового обслуживания Моссовета (в 1992 население обслуживало 116 фотографических предприятий фотокинообъединения).

Для хроникально-репортажного отображения событий в Москве были созданы Московский специальный отдел фотосъёмки при Центропечати (руководитель Л.Я. Леонидов, 1918—21) и Московский кинокомитет с отделением политической съёмки (1918, Тверская улица, Малый Гнездниковский переулок, 7; в 1919 вошёл в состав Всесоюзного фотоотдела в системе Наркомпроса). Для контроля и координации работ фоторепортёров создан всесоюзный трест «Союзфото» (1931—38, Никольская улица, 5). В периодической печати публиковались репортажные серии А.М. Родченко, Б.В. Игнатовича, М.В. Альперта, А.С. Шайхета и др.

В 1920—30-х гг. московские фотомастера (Альперт, А.Д. Гринберг, С.К. Иванов-Аллилуев, Игнатович, П.В. Клепиков, Ф. Кислов, Б.В. Кудояров, Родченко, В.И. Улитин, Я.В. Штеренберг и др.) участвовали в международных выставках (Лондонский салон фотографии, 1922; Выставка декоративного искусства в Берлине, 1925; Международный салон в Риме, 1926, и др.). В 1928 в бывшем Охотничьем клубе на Воздвиженке РФО организовало выставку «Советская фотография за 10 лет» (7000 работ). В 1935 ведущими фотоорганизациями была подготовлена выставка «Мастера советского фотоискусства» (представлены работы 23 московских фотографов и 3 организаций — Союзфото, Интурист, Москоопкульт). В Музее изящных искусств имени А.С. Пушкина в 1937 проходила I Всесоюзная выставка фотоискусства.

Москвичи-фотографы создали фотолетопись военной жизни Москвы: первый день Великой Отечественной войны (И.М. Шагин, Е.А. Халдей, А.В. Устинов), Парад на Красной площади 7 ноября 1941 (С. Гурарий, Д.Н. Бальтерманц), оборона Москвы (П. Трошкин), жанровые сцены на улицах столицы (Шайхет, Н. Грановский), празднование Дня Победы и Парад на Красной площади 1945 (С.И. Лоскутов, М.П. Грачёв, Г.Г. Петрусев, Устинов).

С начала 1950-х гг. возродилась традиция проведения клубных, национальных и международных выставок фотографии: выставки Цветной художественной фотографии (1952, 1953, 1954), Художественные выставки (1951, 1955), «Фотоискусство СССР за 40 лет» (1958), ежегодные выставки «Семилетка в действии» (1960—64) и др.; международная выставка А. Картье-Брессона «Люди Москвы» (1955), выставка художественной фотографии, посвящённая VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов (1957), выставка «Род человеческий» Э. Стейхена (в рамках Национальной выставки США, 1959), I Московская международная выставка художественной фотографии (1961), «Спорт — посол мира» (1975), выставка «XXII Олимпиада» (1980); в 1989 в Манеже прошла выставка «150 лет фотографии».

К 1967 в Москве действовало 8 крупных фотоклубов, в том числе клуб «Новатор» (основан в 1961 фотохудожниками А.В. Хлебниковым и Г.Н. Сошальским), фотоклуб «Кадр» (создан Р. Крупновым в 1965, в начале 1970-х гг. получил статус Всероссийского). В 1980-х гг. созданы профессиональные творческие объединения: фотоклуб «Арбат» (1986), творческое объединение «Эрмитаж» (1987); концептуалисты вошли в группу «Непосредственная фотография». С 1985 работает Фотоцентр Союза журналистов на Гоголевском бульваре. Московские фотографы представляли свои работы на выставках «Старая Москва» (1993), «Первый зимний вернисаж московских фотографов» (1985). В 1989 в Москве впервые экспонировалась выставка «Уолдпрессфото». Союзом фотохудожников России, Министерством культуры и Московским домом народного творчества в 1993 был организован I Международный московский фотофестиваль. Второй Московский фотофестиваль (1994) прошёл в рамках празднования 100-летия Русского фотографического общества. Состоявшееся в Москве Фотобиеннале-96 представило фотографии середины XIX — конца XX вв.

В разное время в Москве выходили журналы «Фотографическое обозрение» (1895 — 1903), «Известия Русского общества любителей фотографии в г. Москве» (1903—07), «Повестки РФО» (1905—07), «Светопись» (1907—08), «Вестник фотографии» (орган РФО, 1908—18), «Кино-фот» (1922—23, № 1—6), «Вестник фотографии и кинематографии» (1922—), «Вестник фотографии и кинематографии» (1923—), «Фотограф» (орган Всероссийского общества фотографов, 1926—29), «Советское фото» (1926—41 и с 1957; в 1932—33 назывался «Пролетарское фото»; с 1992 — «Фотография»).

Значительные фотографические коллекции хранятся в Москве в Историческом музее, Литературном музее, Музее Революции, Музее архитектуры имени А.В. Щусева, Музее истории Москвы. В середине 1950-х гг. создан первый в СССР общественный Фотографический музей (при СФХ).

Литература: Болтянский Г., Очерки по истории фотографии в СССР, М., 1939; Морозов С.А., Творческая фотография, 3 изд., М., 1989; Чибисов К.В., Очерки по истории фотографии, М., 1987; Русская фотография. Середина XIX — начало XX вв., М., 1996.

И.А. Семакова.

Источник: Москва. Энциклопедический справочник на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Фотография — (от Фото... и ...графия) совокупность методов получения стабильных во времени изображений предметов и оптических сигналов на светочувствительных слоях (СЧС) путём закрепления фотохимических или фотофизических изменений... Большая советская энциклопедия
  2. фотография — -и, ж. 1. Способ получения видимого изображения предметов на светочувствительных материалах с помощью специального оптического аппарата. Малый академический словарь
  3. фотография — орф. фотография, -и Орфографический словарь Лопатина
  4. фотография — Фото/гра́ф/и/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  5. фотография — ФОТОГРАФИЯ и, ж. photographie f. 1. Получение изображения кого-, чего-л. на светочувствительных материалах с помощью оптического аппарата под действием световых лучей. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  6. фотография — Мультимедиа Сохраненная на бумаге или другом носителе информация об отраженном от объекта съемки (или излучаемым им) свете. Словарь компьютерных терминов
  7. фотография — (иноск.) — о совершенно верном сходстве, о верной, вполне правдивой передаче события, о точном во всех отношениях Ср. "Это фотография!" — фотографически точно. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  8. фотография — сущ., ж., употр. часто (нет) чего? фотографии, чему? фотографии, (вижу) что? фотографию, чем? фотографией, о чём? о фотографии; мн. что? фотографии, (нет) чего? фотографий, чему? фотографиям, (вижу) что? фотографии, чем? фотографиями, о чём?... Толковый словарь Дмитриева
  9. фотография — Заимств. в середине XIX в. из франц. яз., где photographie < англ. photograph, неологизма 1839 г. физика и астронома Дж. Гершеля на базе греч. phōs, phōtos «свет» и graphein «писать». Этимологический словарь Шанского
  10. фотография — 1) черно-белое или цветное изображение, полученное путем фотографирования. Может служить издательским оригиналом; 2) отрасль науки, изучающая теорию фотопроцессов и фотоматериалов. Толковый словарь по полиграфии
  11. фотография — ФОТОГРАФИЯ, и, ж. 1. Получение изображений предметов на светочувствительных пластинках, плёнках. Заниматься фотографией. 2. Снимок, полученный таким способом. Удачная ф. Семейная ф. 3. Учреждение, мастерская для съёмки и изготовления таких снимков. | прил. фотографический, ая, ое (к 1 и 2 знач.). Толковый словарь Ожегова
  12. фотография — ФОТОГР’АФИЯ, фотографии, ·жен. (от ·греч. phos — свет и grapho — пишу). 1. только ед. Получение изображений предметов с помощью оптического аппарата (камеры) на светочувствительных пластинках. «В последнее время он пристрастился к фотографии.» А.Тургенев. Толковый словарь Ушакова
  13. фотография — ФОТОГРАФИЯ -и; ж. [от греч. phōs (phōtos) — свет и graphō — пишу] 1. Получение видимого изображения предметов на светочувствительных материалах с помощью специального оптического аппарата. Заниматься, увлекаться фотографией. Толковый словарь Кузнецова
  14. фотография — ФОТОГРАФИЯ ж. греч. искусство снимать предметы на бумагу посредством света; светопись, солнопись. || Картина, сим способом снятая, фотографическое изображенье. || Заведенье, устройство, мастерская художника фотографа, светописца. Фотометр, снаряд для измеренья степени, силы света. Толковый словарь Даля
  15. Фотография — Содержание: 1. Фотография и ее значение. — 2. История Ф. — 3. Объективы — 4. Затворы. — 5. Камеры. — 6. Сухие броможелатиновые пластинки. — 7. Экспозиция; снимки при вспышке. — 8. Негативный процесс. — 9. Позитивный процесс. — 10. Светокопирование. — 11. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  16. фотография — Фотографии, ж. [фото и grapho – пишу]. 1. только ед. Получение изображений предметов с помощью оптического аппарата (камеры) на светочувствительных пластинках. 2. Отпечаток, снимок, полученный таким способом. 3. Предприятие, мастерская для съемки и изготовления снимков, отпечатков по заказу. Большой словарь иностранных слов
  17. ФОТОГРАФИЯ — ФОТОГРАФИЯ (от фото... и...графия) — теория и методы получения видимого изображения объектов на светочувствительных фотографических материалах (галогеносеребряных и бессеребряных); различают фотографию черно-белую и цветную... Большой энциклопедический словарь
  18. фотография — фотография I ж. 1. Получение изображения предметов посредством фотографирования фотографирование 1. || Искусство точного воспроизведения кого-либо или чего-либо таким способом. Толковый словарь Ефремовой