Алжирская музыка

А. м. неотделима от музыки др. стран Магриба, наиболее близка она к марокканской. Древнейший нар. слой её связан с музыкой берберов, в юж. Алжире она частично представлена музыкой сахарских негров. В ср. века А. м. испытала воздействие арабо-иран. традиций, в 13-15 вв.- мавританской, с 16 в.- турецкой музыки. Все эти наслоения отразились на мелодике, инструментарии, манере исполнения. В совр. А. м. проявляются связи с музыкальными культурами Ближнего Востока, Европы и Америки (джаз).

Нар. музыка Алжира характеризуется одноголосием, основанным на 7-ступенных ладах, ритмич. многообразием. Преобладают вок. жанры. Каждый район имеет собств. песни. Нар. бродячие певцы повествуют в касыдах (муз.-поэтич. произв.) об историч. событиях, восхваляют нар. героев, воспевают любовь, женскую красоту и т.п. Из муз. инструментов распространены гасба (флейта), гайта (волынка), бендир (испан. раndero, большой бубен без бубенчиков), тбел (лат. tabula, барабан; употреблялся также как знак власти вождей). В берберских р-нах встречается раита (волынка). У туарегов Сахары, к-рые в наибольшей мере сохранили самобытные черты нар. А. м., осн. муз. инструментами являются ганга (плоский барабанчик) и имзад (полусферич. корпус обтягивается кожей, единств. струна крепится без колка затягивающейся петлёй; на имзаде играют женщины). У нек-рых туарегских племён сохраняется древний тип берберской мелодии, созданной до прихода арабов в Африку.

Негр. население городов и оазисов имеет свой муз. фольклор, связанный с музыкой Африки южнее Сахары. Постоянные участники алж. нар. гуляний — негры-танцоры, аккомпанирующие себе на однострунной гитаре (гугей), сделанной из черепахового щита. Иногда составляются оркестры (т.н. сиди гнауа), в к-рые входят барабаны (тбел или банга) и кларнет. Распространены также большие железные кастаньеты (кракеб). Исполнители на кастаньетах и барабанах (разной тональности и формы) выстраиваются один против другого; обе шеренги движутся, то сближаясь, то расходясь, в общем ритме, а между ними выписывают восьмёрки танцоры, делая синкопированные остановки. Подлинная нар. музыка звучит гл. обр. во время праздников на ярмарках и гуляниях, где выступают меддахи (рассказчики, аккомпанирующие себе на бубне), гаууали (своего рода нар. барды-певцы), поющие любовные поэмы 18 в. — алжирского поэта Сиди Бен Али и в особенности любимого тлемсенского — Ибн Месаиба. Популярны также романсы Абдалла Бен Керриу из Лагуата в Сахаре, творчество которого относится к кон. 19 — 1-й четверти 20 вв.

Классич. А. м. (ала) считается музыка Гранады, преобразованная в алж. (скорее общемагрибской) манере. Одним из характерных видов классич. А. м. являются нубы (ряд отрывков, исполняемых в одной и той же муз. манере). Нубы различаются по своему ладовому строению. Многочисл. андалусские нубы певец аль-Хайк (Мухаммед ибн аль-Хасан аль-Хайк) свёл к 11 основным (в 1786 он выпустил сборник нуб). Широко исполняются нубы: сика, зидан, гриб-диль, хзина, майа, рамель-майа, мезмум, муаль, джарка. Нек-рые из них слились с турецко-иранскими мугамами (напр., иран. раст, соединившись с андалусским диль, получил в А. м. новое название — раст-диль), такие турецко-иран. мугамы, как ирак и ушак, также легли в основу алжирских нуб. Нуба состоит из увертюры таушийа (часто к андалусской увертюре таушийа добавляется турецкая увертюра башраф), своеобразной прелюдии (стихбар) и 5-частного построения — своего рода 5 ритмич. вариаций на один мотив (каждая часть выдержана в одном характерном ритме): неклаб (с двойным ритмом), дердж (вид адажио), мседдар (модерато), энсираф (ларго) и мохлес, или мухаррак (финальное аллегро). Увертюру исполняет оркестр, прелюдию — певец с оркестром, следующие 4 части поёт шейх (дирижёр), обычно играющий на лютне, последнюю часть — одноголосный хор. Орк. эпизоды идут в быстром темпе, вок.- в медленном. Орк. сопровождение не прерывается на протяжении всей нубы, но при вступлении голоса оно приглушается, становится мягким ритмич. фоном.

В разных городах нубы исполняются в своей манере, наиболее традиционно — в Тлемсене (хотя в оркестре "ан-Наср", созданном Селламом Бенбуштой, ребабисты заменены скрипачами). Состав классического оркестра: лютня (уд), канун (щипковый инструмент, имеющий 72 струны), ребаб (рбаб, 2-струнный, один из предков скрипки), маленькая тростниковая флейта, тар (бубен с круглым ободом и бубенчиками по краям), дефф (бубен с квадратным ободом), дарбука (глиняный сосуд с отверстием, затянутым мембраной, по к-рой ударяют рукой). В 20 в. к этим инструментам стали иногда добавлять фп. Мн. инструменты классич. оркестра почти исчезли.

Видимо, более не изготовляются 72-струнный канун и 2-струнный ребаб. Редкие инстр. мастера (напр., Шаффа в г. Алжир) утратили андалусскую традицию производства лютней. Они возрождают традиции итал. мастеров Кремоны и Неаполя, изготовляя преимущественно мандоли.

В нач. 20 в. в Алжире получил распространение жанр муз. драмы, созданный Мохиддином Баштарази — автором многочисл. популярных песен и муз. пьес: "Фако", "Дар Биби", "Айша Бузбийель", "Неккар аль-Хир", "Букернуна" (ставятся в т-рах гг. Алжир и Оран).

Большой популярностью пользуется в Алжире аль-джад — род лёгкой музыки, возникший в 20 в. Взаимовлияние классич. и нар. музыки привело к созданию этого специфически магрибского (точнее алжирского и марокканского) жанра. Аль-джад имеет неск. разновидностей: касыда (длинная касыда со мн. частями — касмами, включающими по неск. строф с припевом), хаузи (использует стихи с перекрёстными рифмами), бит уа сиах (чередование муз. отрывков, исполняемых без слов), аруби (песня) и др. Оркестр аль-джада с небольшими изменениями повторяет состав классич. оркестра: уд, каманджа (турецко-перс. — кеманча), мандоль (неаполитан. мандолина), тар, дарбука. Иногда добавляются аккордеон, банджо, фп. Непревзойдённый мастер аль-джада — композитор, дирижёр и певец Хадж Мухаммед аль-Анка талантливо использует импровизацию, орнаментацию (ханаш), сопоставление разных ритмов (тамджиз). В Алжире работает Нац. ин-т музыки, имеющий 3 отделения: фольклорное, исследовательское, педагогическое. В ин-те преподают также сов. музыканты.

А. м. привлекала внимание европ. музыкантов. В 1853-65 в Алжире жил и работал франц. композитор и музыковед Ф. Сальвадор-Даниель, собравший ок. 400 алж. и др. араб. нар. песен, автор оперы на сюжет из алж. нар. жизни, исследования "Арабская музыка..." (отд. изд. 1863), сб. "Альбом двенадцати арабских, мавританских и кабильских песен". Одну из нуб (зидан) использовал К. Сен-Санс в "Алжирской сюите" (1879). Алж. мелодии собирал и гармонизовал рус. композитор и пианист А. Ф. Христианович (в 1861). Мелодии из его сб. использовали А. П. Бородин (романс "Арабская мелодия") и Н. А. Римский-Корсаков ("Антар").

Литература: Башир Хадж Али, Музыка, в сб.: Культура современного Алжира, пер. с франц., М., 1961, с. 66-84; его же, Возродить национальные традиции, "СМ", 1965, No 1; Сhristianowitsch A., Esquisse historique de la musique arabe aux temps anciens avec dessins d'instruments et quarante mйlodies notйes et harmonisйes, Cologne, 1863; Salvador-Daniel P., La musique arabe, ses rapports avec la musique grecque et le chant grйgorien, P., 1863; его же, Poйsies populaires de la Kabylie du Jurjura, P., 1867; Zawadоwski G., Le rфle des nиgrcs parmi la population maghrйbine, "En Terre d'Islam", Lyon, 1942; Safir al-Boudali, La musique arabe en Algйrie, "Documents algйriens", Arts 36 (VI-1949). Collections ethnographiques, publ. L. Balout, Album No 1, Touareg Ahaggar, P., 1959 (planches XXV, XXVI).

Ю. Н. Завадовский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me