Амвросианское пение

Древнейший вид пения в римско-католич. церкви. Его возникновение связано с именем Амвросия. До него церк. пение в зап. церкви сводилось к однообразному речитативному исполнению псалмов одним певцом, на к-рое молящиеся отвечали таким же монотонным речитативом. Амвросий, человек высокой культуры, предпринял меры по улучшению церк. пения, используя античное иск-во и опыт современных ему церквей Малой и Передней Азии. Для миланской церкви Амвросий написал ряд гимнов, в к-рых христ. доктрины излагались в стихотв. формах античной римской поэзии. В их стихосложении Амвросий подражает Горацию, а в лит. изложении использует приёмы ораторского иск-ва Цицерона. Язык гимнов красочен, образы отличаются яркостью. В отд. выражениях чувствуется влияние Вергилия. В качестве музыки для исполнения гимнов Амвросий использовал нар. напевы миланцев. По-видимому, они применялись и в респонсориях — ответах молящихся на сольное исполнение псалмов певцом. Кроме того, Амвросий заимствовал из вост. стран неизвестный на Западе способ антифонного пения. Введённые в церк. практику нар. напевы Амвросий систематизировал по образцу вост. церкви, положив начало зап. осмогласию. Освобождённые от позднейших наслоений, напевы гимнов Амвросия не отличаются особой выразительностью; лит. компонент преобладал в его гимнах над музыкальным. Напр., в утреннем гимне богатый по содержанию и поэтичный текст исполнялся на следующий напев:

Амвросианское пение

В 5-6 вв. А. п. стало общепринятым в зап. церкви. Со временем широкое распространение А. п. в церквах с различным этнич. составом привело к появлению в нём новых наслоений. Это побудило папу Григория I (590-604) осуществить редакцию А. п., результатом чего явилось григорианское пение, к-рое сначала было принято в Риме, а затем, по мере усиления папства, вошло в практику всей зап. церкви; А. п. сохранялось только в церквах миланского церк. округа.

Известно 90 амвросианских гимнов: 14 из них принадлежат Амвросию, 4 приписываются ему со значит. степенью вероятности, остальные гимны были написаны в 5-6 вв. подражателями.

Самый ранний из дошедших до нас манускриптов А. п. — антифонар 12 в., хранится в Британском музее (он издан фототипическим способом).

Издания гимнов: Migne J., Patrologiae cursus completus. Series prima, t. XVI, Parisiis, 1845 (12 гимнов); Daniel H. A., Thesaurus Hymnologicus, sive hymnorum, canticorum, sequentiarum, circa annum MD usitatarum, collectio amplissima, v. 1, Halle, 1841 (90 гимнов — Амвросия и амвросианских); Gеvаеrt Fr., La Melopйe antique dans le chant de l'йglise latine, Gand, 1895 (Амвросианские напевы с обзором их метрики и ладо-интонационной структуры); Palйographie musicale. Les principals manuscripts de Chant Gregorien, Ambrosien, Mosarabe, Gallican publiйs en facsimiles phototypiques par les Benedictins de Solesmes, Solesmes, Imprimerie Saint-Pierre, 1896.

Литература: Цветков П., Гимны св. Амвросия Медиоланского. Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе за 1891 г. Часть сорок осьмая, М., 1891; Оtten J., Ambrosian Chant. The Catholic Encyclopedia, an international work of reference on the constitution, doctrine, discipline and history of the catholic church, v. 1, L., 1907.

H. Д. Успенский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me